версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1826

Церковь Воскресения Словущего, что на Успенском вражке

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 81-86
Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке
Брюсовский пер., ныне ул. Неждановой, 15/2
"Впервые храм упоминается в 1548 г. В 1560 г. горел"[5].
"Деревянная церковь Воскресения существовала в XVI в., в чуму 1654 г. она была уже каменной"[1]. "Деревянная сгорела в 1629 г. Каменная построена в 1629-1634 гг., колокольня и трапезная перестроены в 1816-1820 гг., еще раз колокольня перестраивалась в 1897 г. - по случаю пожертвования колокола в 327 пудов разобран верхний круглый этаж 1820 г. и построен нынешний просторный четвероугольный.
Приделы: Николая Чудотворца, северный, известен с 1634 г., пророка Елисея, южный, около 1820 г."[5].
"Церковь обновлялась в 1898 г."[3].
"Придел прор. Елисея построен первоначально в 1620 г. в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена, и существовал как отдельная церковь до 1812 г."[2].
"Церковь Елисея стояла на месте дома № 7, была построена в 1620 г., по преданию, на месте двора Патриарха Филарета и в память встречи его при возвращении из польского плена с сыном царем Михаилом. В 1629 г. деревянное здание церкви сгорело и было построено каменное, разобранное в 1818 г."[1].
"История храма восходит ко временам Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова. Некогда здесь, между улицами Никитской (ныне Герцена) и Тверской (ныне Горького) проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы...
Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечье именовавшийся церковью Воскресения Словущего "что на Успенском вражке") показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596-1598 гг. На его месте стоит ныне и каменный Воскресенский храм.
Хотя древний деревянный храм Воскресения Словущего мог существовать еще в конце XVI в., а возможно и ранее, первое известное нам упоминание о нем в летописях относится к 1624 г., когда в книге Патриаршего приказа была сделана запись об "окладе" храма.
В 1629 г., во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. Однако жители на пепелищах тут же начали возводить новые, уже каменные церкви.
В исторической литературе до сих пор датой сооружения каменного храма Воскресения Словущего не совсем верно считался 1629 г. Это произошло вследствие неправильного прочтения летописной заметки о построении храма: "Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной". Эта дата на самом деле указывает дату пожара. Строительство храма должно было начаться скорее всего сразу же после пожара - возможно, летом 1629 г. Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 г., так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к Патриарху Иоасафу I священника храма о. Матфея благословить освящение двух престолов: "142 года (т.е. 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола". Один из них был освящен во имя св. муч. Параскевы.
Вероятнее всего, что к 1634 г. были сооружены лишь главный престол и один придельный. Предположительно третий придел, Никольский, также освящен в 1634 г.
В XVII в. некоторые храмы были не только приходскими, но и как бы монастырскими: когда в документах встречается добавление к названию храма "на монастыре" - это следует понимать в том смысле, что около приходского храма строились две-три кельи, и в них селились несколько человек, чаще всего престарелых, иногда даже не обязательно монашествующих. Подобную приписку "на монастыре" употребляет Переписная книга Москвы за 1638 г. в отношении Воскресенского храма: "на Воскресении же на монастыри... келья, живут старицы нищие".
За 1688 г. сохранились данные о починках и переделках храма на средства Поместного приказа. В начале XVIII в. в нем проводились строительные работы, в результате которых придел Параскевы был заменен освященным в 1705 г. приделом Покрова. Главным благотворителем Воскресенского храма был кн. М. П. Гагарин, на денежный вклад которого, в частности, в 1707 г. была полностью сменена церковная кровля.
Во время чумы 1771 г. причт храма вымер, и храм был причислен к церкви Елисея пророка на вражке. 14 июля 1773 г. новое несчастье - пожар, в который "вся кровля сгорела без остатку". В положении приписанного Воскресенский храм пробыл недолго: уже в конце XVIII - начале XIX в. он вновь числится самостоятельным. Более того, Воскресенский храм стал хранителем духовного наследия соседнего Елисеевского храма, когда в середине XIX в. тот был упразднен и в честь его Небесного покровителя был заново освящен прежний Покровский придел Воскресенской церкви. Елисеевский храм был упразднен в период 1850-1865 гг., а два его престола - главный и придельный Иустина Философа - перенесли в церковь Воскресения Словущего. В конце 1860 - начале 1870-х гг. придел Иустина был упразднен, но от него сохранился доныне чтимый образ святого Иустина, - и с тех пор в храме осталось два существующих посейчас придела: Никольский и Елисеевский.
В последнем столетии Воскресенский приход воспринял некоторые памятные местные празднования бывших соседних приходов и стал также хранителем почитавшихся в них святынь.
Здание храма - типичной "уличанской" церкви - представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются глухими декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорят о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий. Первоначальная трапезная-притвор, как и обычная для таких храмов шатровая колокольня, не сохранились. Они были разобраны после пожара в 1812 г., а на их месте в 1818-1820 гг. построены новая колокольня и трапезная - в строгом классическом стиле. Но уже во второй половине XIX в. круглый верхний ярус колокольни обветшал и был заменен в 1879 г. прямоугольным в плане ярусом, выстроенным в несколько эклектичном стиле, популярном в последней трети прошлого века, в котором элементы барокко сочетались с чертами московского ампира. В архиве храма сохранился проект 1896 г. архитектора А. Мейснера, где элементы рококо должны были при реконструкции храма исказить его древнюю архитектуру - к счастью, проект остался неосуществленным.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 метров) освещен двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX в. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870-1880 гг. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же. Местный ряд его состоит из двух икон Богоматери - "Утоли моя печали" (XIX в.) и "Смоленской" (XVII-XVIII вв. - под записью?), иконы Спаса Вседержителя, в рост (написанной одновременно с предыдущей иконой), и храмового образа "Обновление храма Воскресения Христова" (около середины XIX в.). Второй ряд иконостаса - "праздничные" двухъярусные иконы кон. XIX в., к тому же времени относится и семь икон 3 ряда с 16-фигурным "Деисусом". Иконостасы боковых приделов сборные, в них имеются иконы и конца XIX в. и иконы (особенно в Никольском приделе) конца XVII - нач. XIX в., но написанные с использованием древней иконографии. Есть здесь и несколько образов, принесенных сюда, вероятно, из церкви прор. Елисея: напр., икона прор. Елисея, написанная (или только прописанная) в XIX в., над которой укреплена часть более древней иконы с клеймами жития пророка Елисея, восходящей по стилю к рубежу XVII-XVIII вв. В иконостасе Никольского придела также имеется икона, связанная с Елисеевским храмом, - образ муч. Иустина Философа, который предположительно можно отнести к XVII в., но в современном своем состоянии производящий впечатление иконы нач. XIX в. Икона "Николы Можайского" - быть может, наиболее ценный памятник древнерусской иконописи в храме; пропорции и колорит ее говорят о манере времен Ивана Грозного и Бориса Годунова.
Образ Саввы Сторожевского на правом клиросе Елисеевского придела происходит из храма подворья Саввина Сторожевского монастыря (находившегося неподалеку на Тверской ул.) и был передан в 1922 г., о чем свидетельствует сохранившийся в архиве документ: "Удостоверение № 26498. Дано таковое общине верующих церкви Воскресения на вражке в Брюсовском пер. в том, что церковное отделение отдела Управления Московского совета с согласия Главмузея разрешает взятие в постоянное пользование общины под ответственность всех верующих в лице их доверенных икону св. Саввы, писанную на доске, с киотом, из Саввинского подворья из домовой церкви, что и удостоверяется. Подписи: Троицкий, Проппер". Лик св. Саввы и фон иконы сильно прописан, но одежды почти не тронуты при поновлениях. Под иконой имеется надпись: "Сия святая икона поставлена была над самым местом могилы, в коей святыя мощи угодника Божия покоились 245 лет". На стенах приделов есть несколько других замечательных икон в основном XVII в.: Коневской Богоматери, "Страстной", икона св. муч. Космы и Дамиана в житии с многими клеймами, влкм. Никиты. Возможно, "Страстная" икона также связана с Саввинским подворьем. Редкий Казанский акафистный образ Божией Матери упоминается в старых описях находившегося поблизости Казанского храма, а икона влкм. Георгия могла поступить из упраздненного ближайшего Георгиевского монастыря. В храме находится чтимая икона Богоматери "Взыскание погибших" из разрушенной церкви Рождества Христова в Палашах. Интересно происхождение большого лепного Распятия Господня, что в главном храме: создано оно слепым скульптором.
В послевоенные годы в храме работал известный московский мастер церковных росписей Федор Панфилович Нестеров (1877-1966). Им написаны в простенках между окон в главном храме образы свв. кн. Владимира и княг. Ольги, свв. Кирилла и Мефодия.
В 1963-1964 гг. в храме была проведена значительная реставрация - промывка старых настенных росписей. В 1979 г. также проведены реставрационные работы.
Долгие годы старостой храма был Н. П. Кириллов (ум. в 1979 г.), один из первых русских авиаторов, человек тонко понимавший и ценивший церковное искусство. Многие иконы при нем реставрировали опытные мастера, его трудами был собран иконостас Никольского придела, выглядящий теперь как самый "древний" - так как иконы в нем подобраны в стиле XVI-XVII вв. В настоятельство прот. Вл. Елховского Никольский придел был промыт опытными реставраторами. На протяжении многих лет служение в храме совершает один из старейших московских клириков - протодиакон Дм. Сав. Туриков.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена этот храм определен местом постоянного служения в Москве архиепископу Волоколамскому Питириму (Нечаеву), викарию Московской епархии и председателю издательского отдела Московского Патриархата. У чтимого образа "Взыскание погибших" по воскресным дням после вечернего богослужения совершается акафист. Настоятелями храма в 20-70-е гг. XX в. были: прот. Иоанн Соколов (впоследствии митр. Киевский и Галицкий, ум. в 1968 г.), прот. Ник. Поспелов (ум. в 1942 г.), прот. Ник. Бажанов (ум. в 1959 г.), прот. Владимир Елховский"[7].
"23 апреля 1922 г. из храма было изъято 7 пудов 24 фунта 66 золотников серебра и 1 фунт 60 золотников жемчуга"[15].
В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты. Ныне несколько небольших колоколов висят в алтаре и в них звонят во время служб внутри храма. Три малых колокола на открытой звоннице вновь заговорили только в 1989 г.
Храм вместе с оградой и воротами 1897 г. состоят на государственной охране под № 242[8].
"Чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших" происходит из церкви Рождества Христова в Палашах, куда была передана его благочестивым прихожанином. По преданию, это была семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой об их благополучии, и молитва была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в палашевский храм. Во время войны 1812 г. храм Рождества в Палашах был разграблен, икона "Взыскание погибших" разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля останки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т. Г. Мягкова чтимая икона Божией Матери была восстановлена.
Образ "Взыскание погибших" помещен ныне в киоте слева от иконостаса Воскресенского главного храма на возвышении, покрыт искусно выполненной ризой. Пресвятая Дева изображена с непокровенной главой (вероятно, в связи с преданием о том, что Она отдала Свой покров для спасения грешника). На полях иконы изображены святые.
Небесные покровители прежних владельцев образа: муч. Мамант, ап. Филипп, св. прав. Анна, свят. Николай, преп. Параскева, влкмч. Екатерина. Празднование иконе установлено 5/18 февраля. В прежнее время в этот день литургию в палашевском храме совершали митрополиты Московские и викарные преосвященные. В годы настоятельства в этом храме прот. Ник. Андр. Величкина (ум. в 1935 г.) перед чтимым образом неоднократно служил Патриарх Тихон, пел хор под управлением выдающегося регента и композитора П. Г. Чеснокова. Ныне в храме Воскресения на Успенском вражке богослужения архиерейским чином совершаются регулярно, 5/18 февраля совершались и патриаршие служения"[9].
В 1981 г. в храме возник пожар от оставленной свечи около чудотворного образа "Взыскание погибших". Пострадал его киот, однако сама икона осталась почти невредимой и после реставрации киота была помещена на левом клиросе главного храма (1982 г.).
"В 1982-1986 гг. в храме проведены большие реставрационные работы, открыты и восстановлены росписи середины XIX в., построен церковный дом, воспроизводящий постройки древнего Елисеевского монастыря"[14]. С 1989 г. в этом доме действует известная москвичам детская церковно-приходская школа, возглавляемая о. Михаилом Дроновым.
 
[1] Сытин. С. 205.
[2] Александровский, № 51.
[3] Синодальный справочник.
[4] Православный церковный календарь на 1979 г. М., 1979. С. 56.
[5] Рукопись Александровского, № 157 и 307 (церковь Елисея пророка).
[6] Материалы. С. 440.
[7] Маков Г. Храм Воскресения Словущего "на Успенском вражке" в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 2. С. 18-24: цветная вклейка с ил.
[8] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 47.
[9] Праве Л. Икона Божией Матери "Взыскание погибших" // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 2. С. 24-27.
[10] Акт № 136 от 23 июля 1919 г. Церковного отдела Комиссии по охране памятников искусства и старины // Архив церкви Воскресения на Успенском вражке.
[11] Никольский Вл., свящ. Чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших", что при московской Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900.
[12] Чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших" / Изд. свящ. Ник. Величкина. М. (б.г.).
[13] Богословский Т. М. Икона Божией Матери "Взыскание погибших" // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 9.
[14] Православные храмы Москвы. М., 1983. С. 25-26.
[15] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 265.
[16] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 94.
[17] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 51.
[18] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 311.
Список сокращений
Всего текстов: 1