версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1825

Церковь Вознесения Господня на Никитской

Церковь Малого Вознесения; Малое Вознесение; Малое Вознесенье
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 113-115
Церковь Вознесения Господня, обыкновенно именовавшаяся "Малым Вознесением"
Б. Никитская, ныне ул. Герцена, 18, угол Б. Чернышевского пер., ныне ул. Станкевича, 2
"Со второй половины XIV в. здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Новгородцы и устюжане жили тут целой слободой. Стоящая доныне церковка Малое Вознесение построена в 1584 г., перестроена в 1627 г. с приделом Прокопия Устюжского, находилась в слободе новгородцев"[4].
"Церковь построена царем Федором Иоанновичем на месте древней в 1584 г."[5].
"Церковь построена в 1584 г. Купол - XVIII в."[1].
"Вся церковь построена царем Федором Иоанновичем, но была перестроена. Нижняя часть существующей церкви - XVII в., верх - XVIII в. Колокольня относится к XVII в., но шатровый верх ее - позднейший"[3].
"Возможно, церковь была перенесена при расширении Кремля в 1492 г. с Красной площади. Упоминается в царственной книге под 1548 г. Погодные записи идут с 1625 г. В 1629 г. была деревянная и сгорела. Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 г. Южный придел Прокопия и Иоанна Устюжских около 1680 г. впервые упомянут в списке 1690 г. вместе с Никольским. В 1730 г. вместо него выстроен северный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Внутри предметов древности почти не сохранилось"[2].
"Церковь перестраивалась в 1739 г."[7].
"Храм возник, предположительно, как центр слободы новгородцев и устюжан. Впервые упомянут в летописях под 7056 (1548) г. В описании пожара Москвы 1629 г. церковь представлена как деревянная; разрешение (грамота) на возведение каменного храма датируется 1634 г. Однако среди исследователей нет единого мнения относительно времени постройки храма. Наиболее ранней датой называют конец XVI в. Основное ядро церкви, относящееся к первоначальному периоду, состоит из вытянутого с севера на юг четверика, трапезной и связанной с нею колокольни. Форма четверика находит себе аналогии только в зодчестве середины XVII в. Но в пользу более ранней датировки говорит изящество архитектурного декора, сохранившегося на фасадах: вертикальных филенок, подчеркивающих стройность объема, тонкопрофилированных наличников окон со стрельчатыми завершениями и т.п. Двухъярусная шатровая колокольня представляет собой уникальное явление в московской архитектуре (и особенно - если принять раннюю датировку). Ее отличает выразительность силуэта и, главное, размещение слухов-резонаторов в тимпанах кокошников над арками звона, а не в гранях шатра, как у большинства подобных колоколен. В 1680-х гг. церковь перестраивали. К этому времени, судя по обработке фасадов, относятся южный придел Прокопия и Иоанна Устюжских (возведенный, возможно, вместо более раннего) и абсида. Первоначальное завершение храма, судя по документам, было двухшатровым. В 1737 г. церковь горела и к 1739 г. была восстановлена; тогда к ней пристроили небольшой северный придел Иоанна Предтечи. Однако к 1764 г. верхи здания так обветшали, что их пришлось разобрать и возвести над четвериком существующий восьмерик с граненым покрытием и главкой. В начале XIX в. южный придел был увеличен пристройкой с запада, а к северному приделу примкнула арочная галерея (позднее заложенная). Тогда же, в связи со строительством нового большого здания церкви Вознесения у Никитских ворот, храм стал называться Малым Вознесением"[11].
"Обновлялся в 1902 г."[5].
Здесь был единственный в Москве престол, посвященный замечательному святому - юродивому Прокопию Устюжскому. Из современных переработок его жития следует отметить рассказ "Милый братец" А. М. Ремизова[6].
Дата закрытия церкви Малого Вознесения косвенно выясняется из статьи "Редкий юбилей", посвященной 60-летию священнослужения настоятеля церкви Иоанна Предтечи на Пресне прот. Димитрия Николаевича Дилекторского[10], где, в частности, говорится, что о. Димитрий был переведен на Пресню в 1937 г. из церкви Малого Вознесения, где служил с 1922 по 1937 г. Таким образом, вероятнее всего, храм Малого Вознесения и был затворен в том же 1937 г. После него кресты были сбиты, все внутри переоборудовано. В 1980 г. помещение занимало Специализированное управление № 56 (СУ-56) Главмосстроя, треста Мосэлектромонтаж № 3. От ворот ограды с запада осталось одно основание. Все здание вместе с остатками "ограды и ворот XIX в."[9] состоит на государственной охране под № 239[9].
Церковь "Большое Вознесение" - см. в части "Земляной город".
В 1990 г. идет внешний и внутренний ремонт храма, производимый СНРПМ-2 В/О "Союзреставрация". Предполагается создать здесь выставочно-лекционный зал "Союзреставрации". На стенах сохранились остатки росписей XVIII-XIX вв.
"В 1992 г. храм возвращается верующим; за его восстановление взялась община ц. Воскресения на Успенском вражке"[13].
 
[1] Александровский, № 27.
[2] Рукопись Александровского, № 156.
[3] Путеводитель Машкова. С. 177.
[4] Сытин. С. 195.
[5] Синодальный справочник.
[6] Ремизов А. М. Трава-Мурава. Берлин, 1921; также, под измененным заглавием, "Прокопий Праведный" // Ремизов А. М. Звенигород окликанный. Н-Йорк; Париж; Рига; Харбин, 1924.
[7] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 101.
[8] Материалы. С. 442.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 45.
[10] Журнал Московской Патриархии. 1962. № 5. С. 10.
[11] Памятник архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 92-93.
[12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 580; Вып. 5. С. 311.
[13] Вечерний клуб. 1992. 21 янв.
[14] Лит. Россия. 1992. № 26. С. 15.
Список сокращений
Всего текстов: 1