версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1822

Церковь Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 101-105
Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, на дворе Румянцевского музея (ныне - Российская гос. библиотека)
Ваганьковский пер., ныне улица Маркса-Энгельса, 14
"Переулок известен с 1446 г., назывался по жившим здесь в XV-XVI вв. скоморохам и псарям, которые "ваганили" (потешали) царя и бояр. В начале XVII в. переулок назывался Шуйским по дому боярина Шуйского, стоявшему на месте современной библиотеки Ленина. В XVII-XVIII вв. назывался Благовещенским по стоявшей в середине его церкви Благовещения"[5].
Долгое время так и считалось, что слово "ваганить" одного корня с западноевропейскими "вагантами". Позже шуты были переселены в Новое Ваганьково, где также построен храм св. Николая, но уже в "Новом Ваганькове" (здание его сохранилось, см. часть "Город в границах 1917 г.") близ Ваганьковского кладбища. Но недавно С. Романюк предложил более убедительное толкование. "Предполагают, что это название - "Ваганьково" - произошло от слова "ваганить", которое Даль в своем словаре снабжает пометой "вологодское" и объясняет: "баловать, шалить, играть, шутить", так как здесь якобы находился "государев потешный двор".
Однако было бы логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товара, который назывался "ваганным". В жалованной грамоте конца XV в. на право беспошлинной торговли было написано: "А коли с чем пошлют, с каким товаром или что купят себе, ино им с того товару не надобе мыт... ни померное, ни побережное, ни ваганное". Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование "Ваганьково". Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганьково находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появления заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась "ваганная" пошлина"[13].
"В XV в. на месте старого здания библиотеки им. Ленина стоял загородный дворец вел. кн. Софьи Витовтовны - жены Василия I, а за ним к востоку - село Ваганьково... В XVIII в. здесь был дом князя А. А. Меншикова. В 1782 г. его купил крупный чиновник-миллионер П. Е. Пашков, потомок денщика Петра I. К 1786 г. для него знаменитый архитектор В. И. Баженов построил великолепное здание "Пашкова дома". В 1843 г. его занимал Дворянский институт, в 1849 г. - 4-я мужская гимназия, а с 1862 г. - Румянцевский музей. Ныне здание занято библиотекой им. В. И. Ленина"[7].
"Нынешняя Никольская церковь построена в 1759 г. Придел преп. Сергия"[2] "устроен с юга"[4]. "Он известен с 1703 г.; значится в списке церквей 1722 г. После перестройки придел освящен вновь в конце 1755 г., а главный престол в 1759 г. С 1813 г. церковь приписана к Антипьевской, а с 1819-го к Крестовоздвиженской. После Наполеона Сергиевский придел стоял неосвященным до 1842 г. В этом году храм стал домовым при Дворянском институте, переведенном с Тверской в бывший дом Пашкова. В 1849 г. в доме открыта 4-я гимназия, с 1861 г. переехавшая на Покровку, а взамен ее поместился Румянцевский музей. В Сергиевском приделе сохранялся старый елизаветинский иконостас и несколько древних икон"[1].
"В 1902 г. устроена звонница, архитектор Г. П. Евланов"[13].
"Церковь обновлялась в 1902 г."[6].
"Она называлась "музейской"; в ней в свое время любил молиться Гоголь"[11].
Наиболее точную историю Никольского храма дают исследования последних лет. "Первоначальная деревянная Никольская церковь, возможно, была поставлена на подворье Николо-Песношского монастыря. Не позднее первых десятилетий XVI в. (в 1531 г.?) ее сменил каменный храм. На Петровом чертеже (рубеж XVI-XVII вв.) храм показан кубическим, одноглавым: он гораздо крупнее других, стоявших неподалеку церквей. Храм XVI в. был сложен из маломерного, "алевизовского" (5x22x22) кирпича и стоял на высоком белокаменном подклете; белый камень присутствовал и в декоре здания. В первой половине XVII в. (не позднее 1657 г.), когда храм был уже приходским, прежнее здание разобрали, сохранив часть его белокаменного подклета, которую затем включили в объем построенной тогда церкви. В конце XVII в. (в 1690-х гг.) к северу от Никольского храма поставили маленькую каменную (очевидно, зимнюю) церковь Сорока мучеников. В 1745-1759 гг. Никольский храм перестраивался; в 1782 г. с запада к нему была пристроена колокольня. В 1792 г., при строительстве Пашкова дома, церковь Сорока мучеников разобрали, а кирпич использовали для возведения церковной ограды, продолжавшей по улице ограду дома.
Разграбленная в войну 1812 г., Никольская церковь обветшала. В 1842 г. была снесена колокольня (остался только нижний ярус, где размещался притвор). К середине XIX в., с устройством в Пашковой доме гимназии, а затем - Румянцевского музея, церковь стала "домовой" для этих учреждений. Между 1895 и 1903 гг. с запада увеличили придел и, расширив старый притвор, возвели над ним звонницу в русском стиле.
Главный объем существующей церкви типа восьмерик на четверике сложился в результате нескольких строительных периодов. Немного вытянутый с севера на юг четверик с остатками примыкающих к нему стен прежней (возможно, тройной) абсиды возведен в первой половине XVII в. Завершение храма было другим, чем теперь (если верить плану Мейерберга 1660-х гг., то церковь была трехшатровой). Нынешний восьмерик, асимметричная абсида, Сергиевский придел и трапезная относятся, вероятно, целиком к перестройке храма в середине XVIII в. От этого же периода сохранился тонкий белокаменный карниз на алтарной части и трапезной"[14].
"Закрыта около 1930 г. и отдана Ленинской библиотеке под ее нужды"[1]. Кресты были сбиты, в звоннице, стилизованной под старинную псковскую, заложены проемы. Внутри находился склад библиотеки, частично сохранились росписи, но состояние здания было крайне скверное, - хотя храм и состоит на государственной охране под № 280[12].
В 1980-х гг. началась наконец реставрация (архитекторы А. А. Клименко, затем Б. Могинов). В 1990 г. достраиваются главы на храме и звоннице. Здание все еще принадлежит ГБЛ, но есть надежда, что его вернут верующим.
Недалеко от Никольского храма издревле стояла "каменная церковь Благовещения, построенная в начале XVI в. на средства казны повелением великого князя Василия III"[13]. "Выстроил ее архитектор Алевиз"[9]. Рисунки можно видеть в кн. [3, 9]. "На месте этой церкви, разрушенной еще в XVIII в., в 1820-х гг. был построен небольшой двухэтажный дом № 21"[13]. Благовещенский храм по близости расположения часто путают с Никольским.
В 1992 г. богослужения возобновлены.
 
[1] Рукопись Александровского, № 74.
[2] Александровский, № 255.
[3] Москва. Снимки с видов местностей, несохранившихся храмов и других сооружений. М., 1886. (Вид церкви Благовещения).
[4] Храм Румянцевского музея. М., 1906. 30 с.: 4 ил.
[5] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 187.
[6] Синодальный справочник.
[7] Сытин. С. 175-177.
[8] Материалы. С. 430.
[9] Путеводитель Машкова, рис. 63 (церковь Благовещения) и С. CXXIV.
[10] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884. (Вид храма.)
[11] В поисках Св. Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне. 1981. Вып. 6. С. 347.
[12] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 36.
[13] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 30, 31, 34.
[14] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 49-50.
[15] Токмаков И. Ф. Историко-археологическое описание церкви Николая Чудотворца, что на Знаменке в Москве. М., 1893.
[16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.
[17] Кузьмин Г. Святотатство // Лит. Россия. 1990. 16 нояб. С. 6.
Список сокращений
Всего текстов: 1