Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 383-391, 401
Николо-Угрешский "3-го класса общежительный мужской монастырь"[1]
Угреша, Николо-Угрешское; ныне - рабочий поселок Дзержинский ул. Дзержинская, 6 и 6А.
В 1960 г. в территорию Москвы была включена примерно половина бывшего Московского уезда - та, которая попала внутрь московской кольцевой автодороги. В уезде до 1917 г. было 3 монастыря, два из них оказались внутри МКАД, а третий, Николо-Угрешский, остался вне на расстоянии всего лишь около версты по прямой. Между тем у него всегда были с Москвой крепкие взаимные связи, и поэтому мы решили, сделав исключение, одну эту обитель из всех находящихся в нынешней Московской области монастырей и храмов включить в данное описание: духовное единство важнее преходящих административных разделений.
"Монастырь в 18 верстах от Москвы, в 6,5 верстах от станции "Люберцы" Московско-Казанской жел. дор., при дер. Гремячевой"[1].
Ныне удобнее всего попасть в него, сев на автобус 347 у метро "Кузьминки", идущий до раб. пос. Дзержинский и имеющий конечную остановку прямо под стенами монастыря.
"Монастырь основан по повелению вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского в 1380 г. в благодарность Богу и Его угоднику Николаю Чудотворцу за победу над монголами. Предание говорит, что на этом месте явилась князю икона Николая Чудотворца над высокою зеленою сосною в то время, когда Донской вел свои войска на приближавшегося врага России Мамая. Обрадованный этим явлением, Димитрий воскликнул: "Сия вся угреша сердце мое!..." Поэтому с этих пор место, где было явление, и называется "Угреша" (существуют также иные объяснения наименования "Угреша". - П.П.).
В XVII в. в монастыре несколько раз содержался расколоучитель протопоп Аввакум. В собственном "Житии..." он пишет: "Таже полуголова Осип Салов со стрельцами повез меня к Николе на Угрев монастырь ... и привезше, в палатку студеную под ледником посадили, и прочих - дьякона и попа Никиту суздальского - в палатках во иных посадили ... Я сидел семнадцать недель, а оне, бедные, изнемогли и повинились, сидя пятнадцать недель... В Никольском же монастыре мне было в палатке в Вознесеньев день Божие присещение, в цареве послании писано о том" - описание этого видения см. в Пятой челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу[3]. "И царь приходил в монастырь; около темницы моея походил и, постонав, опять пошел из монастыря. Кажется потому, и жаль ему меня, да уш то воля Божия так лежит"[3]. 7 июля 1666 г. сыновья протопопа вместе с его племянником Макаром Козьминым тайно навестили его в угрешском заключении, за что все трое подверглись допросам и аресту.
"Монастырь (к 1907 г. - П.П.) владеет 390 дес. земли. В нем братии: архимандрит, монахов 49, послушников 14"[1].
"Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVIII вв., кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе настоятеля архимандрита Пимена. В 1850-1870 гг. на значительно расширенной территории монастыря при участии художника-археолога Ф. Г. Солнцева (о нем см., напр., статью[7]. - П.П.) создан новый ансамбль в русском стиле, центром которого впоследствии стал грандиозный Преображенский собор, сооруженный архитектором А. С. Каминским в 1880-1894 гг. Монастырь и устроенный в нем скит с деревянной церковью, садом и прудами были обнесены кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. Наибольший интерес в этой ограде представляет возведенный в 1866 г. западный участок ее северного фасада, называемый Палестинской, или Иерусалимской, стеной. Обращенная к дороге, ведущей в монастырь, стена по замыслу строителя изображает древний город в условных иконописных формах. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью архитектурных членений, разнообразием и измельченностью декоративных элементов. В новый комплекс вошли отдельные частично переделанные старые постройки - Никольский собор XVI-XIX вв., Государевы и Патриаршие палаты, колокольня, три башни ограды XVII в. За исключением собора, разобранного в 1940 г., они сохранились до настоящего времени[2].
Монастырь был закрыт в 1920-е гг. Подробности сообщает, например, бывший следователь по особо важным делам Прокуратуры СССР Давид Львович Голинков в своей книге[8]: "Однажды представители Люберецкого Совета явились в Николо-Угрешский монастырь и предложили его настоятелю на основании декрета правительства выделить для военных нужд несколько лошадей. Тот отказался. Тогда представители Совета обратились к митрополиту Макарию, проживавшему в монастыре. Тем временем монахи послали гонцов в близлежащие села: дескать, помогите, большевики грабят монастырь. Вскоре в монастыре собралась толпа крестьян. Возбужденные духовенством, кулаками и подозрительными лицами, проживавшими в монастырской гостинице, крестьяне избили представителей Совета, заперли их в пожарный сарай и держали там, пока на помощь им не пришли окрестные бедняки. Николо-Угрешский монастырь, как выяснилось, являлся прибежищем приезжих белогвардейцев, которые вели антисоветскую работу среди крестьян. В покоях митрополита Макария было обнаружено его обращение к населению молиться за упокой души "благоверного сына церкви" Николая II".
"В печати появился протест против притеснений, чинимых насельникам новой властью. Митр. Макарий был известен как бывший глава Алтайской духовной миссии"[14]. "24 авг. 1924 г. бывшего московского митрополита Макария (ум. в 1926 г.) посетил в Угреше Патриарх Тихон"[16].
"В 1970 г. по монастырскому ансамблю начаты восстановительные работы"[2].
Над входом в бывший монастырь была повешена доска, оповещавшая о том, что "постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 здания комплекса бывшего Николо-Угрешского монастыря взяты под государственную охрану". И кое-где завязалась неспешная реставрация. Вели ее около десятка рабочих, быстро наладивших "левое" производство из предназначенных для ремонта старинных зданий материалов надгробных памятников и проч. Чтобы скрыть нанесенный ущерб, как считают местные жители, они на Пасху 1977 г. подожгли единственное оконченное реставрацией строение - деревянные архиерейские палаты с церковью преп. Сергия; оно сгорело дотла, причинив весьма значительные убытки. Расследование виновников не обнаружило, а реставрация с тех пор заглохла.
На государственной охране, судя по кн.[2], состоят не все здания обители, а только Государевы и Патриаршие палаты, колокольня, Святые ворота, три башни ограды XVII в. и "Палестинская стена".
К 1990 г. в монастыре сохранились следующие гражданские строения:
1. "Стены с 8 воротами и 16 башнями, построенные при перестройке монастыря в середине XIX в. С ростом монастыря его стены, возведенные в XVII в., были разобраны. Две башни - восьмигранная угловая северо-восточная и квадратная двухъярусная башня над Святыми воротами - включены в новую ограду. Западная восьмигранная башня, сохранившаяся фрагментарно, в 1838 г. переделана в беседку"[2]. При этом кусок западной стены сломан, вместо него поставлен забор. На северной стене укреплена охранная доска, датирующая ее 1855 г. Под доской - остаток фрески с изображением всего монастыря.
2. Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью "что у Государя на сенях", позднее настоятельские покои - кирпичное двухэтажное здание, в основе XVII в., сохранившее старую планировку и своды. В XIX в. корпус расширен, растесаны проемы, фасады оштукатурены. Каменное крыльцо палат и завершение церкви утрачены, искажена форма ее покрытия"[2]. Палаты находятся в центре монастырского двора, к западу от колокольни. До последнего времени были заняты жильцами и имели весьма запущенный вид. В 1990 г. идет реставрация.
3. Больница сер. XIX в. к северо-востоку от колокольни - ныне занята лабораторией наблюдения загрязнения атмосферы (ЛИЗА) Гос. комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды.
4. Двухэтажные корпуса келий сер. XIX в. вдоль восточной стороны монастыря, занятые с 1920-х гг. жильцами, внутри перестроены. Сохранилась их декоративная архитектурная обработка извне. В 1990 г. здесь расположился Люберецкий городской кожно-венерологический диспансер.
Кельи вдоль южной стены надстроены третьим и четвертым этажами и искажены гораздо сильнее; они также до сих пор жилые, и вопрос о выселении обитателей не подымался.
5. Скит обнесен оградой; в западной его части размещена оранжерея, хода туда посетителям нет. С востока вдоль стены стоят одноэтажные деревянные келии. Одна с адресной вывеской "ул. Среднепрудная, 8" занята в 1990 г. ветврачебным участком г. Дзержинского. Другая - отделением профилактики и дезинфекции Люберецкой СЭС. Четыре келии рядом у северной стены стоят брошенные. Три другие келии у западной стены к югу от "ветеринарной" еще недавно были жилыми, нынче выселены.
6. "Палестинская стена" в северо-западной части ограды недавно вычинена и покрашена, однако пространство перед нею застроено и заросло деревьями и вида на нее издалека - на что стена и была при возведении рассчитана - более не существует. На "Палестинской (Иерусалимской) стене" укреплена охранная доска, датирующая ее 1866 г.
7. Двух-трехэтажное здание гостиницы с обработкой в русско-византийском стиле стоит вне стен монастыря, на площади против Святых ворот. Оно занято жильцами и учреждениями.
8. Сохранился также пруд с северо-запада от Государевых и Патриарших палат; второй пруд, отделявшийся от него плотиной и находившийся к западу от Преображенского собора, зарос, обмелел и превратился в болото. Братское кладбище срыто.
9. К востоку от Святых ворот, полуразрушенных к 1990 г., стоит здание, занятое Комитетом народного контроля. На его западном боку висит полуразвалившийся плакат, отмечающий посещение Димитрием Донским Николо-Угрешского монастыря перед Куликовской битвой - к его 600-летию.
С запада от Святых ворот другое объявление приглашает добровольцев участвовать по средам после 17 ч 30 мин в восстановлении обители от имени ВООПИиК.
10. В отдельном восточном дворе по адресу ул. Дзержинского, 6А на северо-востоке территории находится Г-образный корпус двухэтажных бывших келий или гостиниц, ныне жилой.
11. Небольшое деревянное здание на северо-восточном углу территории оккупировал кооператив "Колумб".
"Явленная икона Николая Чудотворца с житием, главный образ Николо-Угрешского монастыря, написанная около 1380 г. (московская школа), ныне находится в Третьяковской галерее. После закрытия монастыря была передана в церковь села Коломенского, затем в Центр. гос. реставрационные мастерские, откуда препровождена в галерею в 1934 г. Раскрывалась дважды И. А. Барановым в 1936 и 1958 гг."[15].
К 1917 г. в монастыре было всего 15 храмов (в том числе 5 часовен) с 18 престолами.
К 1990 г. осталось 7 храмов (1 часовня) с 10 престолами.
8 храмов (4 часовни) разрушены. Решением горсовета оставшееся возвращено Церкви. Настоятелем Успенского храма назначен архимандрит Вениамин[17].