Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 15-23
Село Архангел на реке Унже или село Унжа находится в 13-ти верстах от уездного города и в 110-ти от губернского.
По документам XVII века известен погост Животворящего Креста и Архангела Михаила; так он именуется в писцовых книгах 1629-30 гг. Но основание этого погоста было, несомненно, гораздо ранее начала XVII столетия. Этот погост, благодаря своей святыне, Животворящему Кресту Господню, в XVII веке был известен Московским Государям, и память об этом доселе сохранена в церкви Архангельского погоста в виде тех приложений, какие сделаны Московскими Государями.
Главнейшую святыню церкви Архангельского погоста составляет, как мы сказали, Животворящий Крест Господень; сделан он из чистого золота, четвероконечный, наперсный. В средине вырезано распятие И. Христа с предстоящими Божией Материею и Иоанном Богословом, над главою Спасителя написано: Iс Хс, а выше I N Ц И; на поперечнике креста, под руками Спасителя, написаны непонятные слова: с левой стороны "iнicipi", с правой "iciлiai"; на верхней оконечности креста изображение Духа Святого в виде голубя, а на нижней Архангела Михаила. На обратной стороне этого креста в средине изображение прор. Захарии, по концам поперечника изображены благоверн. Князья Борис и Глеб, вверху Чудотворец Николай, внизу Св. муч. Георгий; под последним изображением подписано: "блгви Хрте". Весь крест 14 золотников 75 долей, он на серебряной цепи.
Крест этот вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом; на нем на верхней дске по краю вырезано в глубь вязью: "Спаси Бог люди своя и благослови достояние свое, победы благоверному царю и великому князю Михаилу на сопротивныя даруй и своя сохраняя крестом люди". На обратной стороне ковчега вырезано также вязью: "повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца и матери его Великие Государыни иноки Марфы Ивановны сделан сей ковчег Животворящему Кресту Господню в Муром, в соборную церковь Архистратига Михаила, в г лето государства его лета 7123 февр. Д". На ковчеге вверху вырезано изображение Господа Саваофа со словами o w н, по средине Распятие со словами Pa(с)пятие Гдне, по сторонам изображение с надписью: Мария и Иоа(н) Логинъ. На обратной стороне ковчега вырезаны изображения: вверху Херувима, посредине Архистратига Михаила, по сторонам благов. кн. Петра Муромского и супруги его Февронии.
Этот ковчег вложен в другой серебряный больший ковчег, устроенный в позднейшее время.
Когда и кем сооружен и приложен этот крест в церковь Унженского погоста, достоверно неизвестно. Но существует легендарное сказание, объясняющее чудесное происхождение этого креста. Сказание это получило литературную обработку в XVII столетии, составлено оно будто бы по благословению Моисея, архиепископа Рязанского и Муромского. Содержание сказания следующее.
"Были две сестры, дочери одного вельможи, Мария и Марфа. Мария вышла замуж за некоего Иоанна из Муромской области, а Марфа была выдана за Логина в Рязанскую область. Иоанн был по отчеству честного рода, но имением оскудел, а Логин был родом меньше Иоанна и его отечества, но имением очень богат.
И случилось им быть вместе у тестя своего на пиру и была между ними распря о местах: Иоанн хотел выше сесть по отечеству своему и по старшинству, ибо был старший зять; а Логин не давал места ради богатства своего. И от того времени много лет они между собою не съезжались сами и жен своих не пускали, ни письмами своими не ссылались до самой смерти.
И по многих летах умерли они оба в один день и жены их овдовели; Мария не знала о Логиновой смерти, а Марфа об Иоанновой; и опечалились о том обе. И помыслила себе Мария, говоря: "поеду к зятю своему Логину в Рязань и увижу сестру свою, и если они полюбят меня, буду у них жить, а если не взлюбят, я прощусь с сестрою и ворочусь домой". И Марфа тоже самое помыслила, говоря: "поеду к зятю своему и сестре и увижу, если они меня призрят, то я имением своим обогащу их, и будут они богаты и славны по отечеству своему". Так обе сестры и сделали.
В один и тот же день обе поехали из домов своих и встретились на пути, и станы каждая особо сделали, а не вместе, потому что не знали, с кем встретились. И послала меньшая слугу своего спросить: кто там стоит? И если то женский пол, вместе сойдемся в один стан. Посланный узнал, что едет вдова из Мурома в Рязань к сестре своей, и поведал о том госпоже своей. Она же сказала: сойдемся вместе. И сошлись и поклонились между собою и не признали друг друга, что они родные сестры, пока не спросили об именах и об отечестве; и потом спознались и начали лобызаться со слезами и радостью и скорбеть о мужьях своих... Но о том радовались, что дал им Бог свидеться на кончине века их.
И легли спать; однако не спали, как должно, но и бодрствовать не могли. В мгновение ока явился им во сне Ангел и дал им золота и серебра; Марфе золото, Марии серебро, и повелел им сотворить в золоте Животворящий Крест, а в серебре ковчег, и сказал, чтобы то золото и серебро отдали они первому человеку, который по тому пути утром поедет. Они же, взявши во сне золото и серебро, завертели себе в рукава и проснулись. И проснувшись, говорила одна сестра другой: явился мне во сне Ангел Господень и дал мне золота, говоря: "Господь прислал тебе золото по твоей вере; сотвори в нем Животворящий Крест". И поглядела у себя за рукавами, и точно, там было золото. Подобным же образом и Мария нашла у себя серебро.
И начали они обе плакать со слезами и радостью, и молились Богу о предивном чуде, что одарил их Господь Бог такою благодатью. И вдруг увидели по дороге идут трое монахов. Сестры подозвали их к себе, и поведали о случившемся и отдали им золото и серебро, повелев им сделать крест и ковчег. "Для того мы к вам и пришли", сказали монахи, и отошли в путь свой.
Сестры прибыли в Муром к своим родственникам и поведали им все бывшее в пути. Но сродники стали на них роптать, зачем такую благодать отдали они неведомым старцам. Нам так велено было сделать, отвечали сестры.
Совещавшись, поехали все родственники на то место, где сестрам встретились старцы. И собралось к ним множество народа и начали договариваться, кому куда ехать вслед тех старцев... И урядили, куда кому ехать не только по большим дорогам, но и по малым станицам. И вдруг видят они: идут трое старцев, несут Животворящий Крест, сделанный из золота, и ковчег из серебра. Монахи, подошедши к сестрам, сказали: "Марфа и Мария! В том золоте и серебре, которое явилось вам во сне, сотворил Господь Бог Животворящий Крест и Ковчег вам на долголетие, а миру на исцеление". И спрашивали старцев: где они были? Они же отвечали: "в Царьграде". И опять их спрашивали: "давно ли оттуда?" "Третий час", отвечали они. Тогда хотели угостить их трапезою, но они сказали: "мы не пьющие и не ядущие", это вам повелел Господь пить и есть. И сказав это, они исчезли.
После того обеим сестрам явился во сне Животворящий Крест, да поставят его в церкви Архангела Михаила. Так они и сделали. Поставили тот крест в сказанной церкви в Унженском стану на реке Унже, в 25-ти поприщах от города Мурома[1].
Таково легендарное сказание, объясняющее таинственное происхождение святыни Архангельского погоста. Эта легенда не дает указаний относительно времени происхождения Животворящего Креста. Но если принять во внимание, что он был известен царю Михаилу Феодоровичу в начале его царствования, то можно с достаточною вероятностью предполагать, что крест сей сооружен не позднее XVI века. Из вышеприведенного сказания видно, что в то время, когда сделан был крест, в Архангельском погосте была уже церковь Архангела Михаила, следовательно, эта церковь весьма древнего происхождения.
Писцовые книги 1629-30 г. сообщают об этом погосте следующее: погост Животворящего Креста и Архангела Михаила на Унже, на погосте церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня и Архангела Михаила, обе церкви деревянные, при них два священника, диакон, пашни церковной по 40 четвертей в поле, перелогу 5 четв., лесом поросло 15 четв., сена 100 копен, лесу непашенного 10 десят.; при церкви прикладная пустошь, в ней пашни паханные 10 четв., перелогу 5 четв., лесом поросло 10 четв., сена 20 копен; другая пустошь, в ней пашни 2 четв., лесом поросло 13 четв., сена 20 копен, лесу 5 десят., еще пустошь, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем, в ней пашни 3 четв., лесу пашенного 17 четв., сена 10 копен, лесу непашенного на 3 версты в длину и 2 в ширину.
Эти данные писцовых книг указывают на особое привилегированное положение церквей Архангельского погоста; ни одна из приходских церквей того времени, как видно из тех же писцовых книг, не имела столько прикладной земли. Очевидно, это особое внимание оказалось церкви благодаря святыне, которая в ней сохранялась.
Дальнейшая история церквей Архангельского погоста остается неизвестной до настоящего столетия. В настоящее время на погосте две каменные церкви. Древнейшая из этих церквей в честь собора Архангела Михаила. Когда построена Архангельская церковь, сведений о том не сохранилось. В 1851 г. к ней пристроен с южной стороны придел в честь св. апостолов Петра и Павла.
Церковь эта об одной главе, алтарь троечастный, отделен от храма капитальной стеною с арками для царских и северных врат; от трапезы храм отделен также стеною с аркой. Что касается внутренних украшений храма, иконостаса и Св. икон, то все это принадлежит новому времени. Из Св. икон сравнительно древняя Смоленская икона Божией Матери, но и она написана в XVIII столетии.
При этой церкви невысокая каменная колокольня; построена она в конце прошлого столетия.
Вместо другой деревянной церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1822-33 г. устроен в погосте каменный храм того же имени; средства для построения и украшения этого храма даны были главным образом Муромскими купцами Первовыми.
Храм этот пятиглавый, довольно величественный архитектуры. Внутренние украшения храма довольно богаты. Из Св. икон сравнительно древни: икона Спасителя и Архангела Михаила; они прежде были в старом иконостасе Архангельской церкви.
Утварью и ризницей церковь снабжена достаточно. Как памятник особого внимания Московских Государей к святыне Архангельского погоста до настоящего времени сохранилось несколько богослужебных книг, приложенных в церковь этими государями, с соответствующими надписями. Так, на Цветной Триоди подписано: "7200 г. октября 20 по указу Великих Государей, Царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, дана сия книга из приказу большого дворца в Муромский уезд к церкви Воздвижения Честного Креста Господня, который приноситца к ним, Великим Государям, к Москве по вся годы, по челобитью священников тое церкви Михаила, да Тимофея, да диакона Феодора".
На Большом требнике подписано: "7202 г. марта 25 Великие Государи, царя и великие князи Иоанн и Петр Алексеевичи ... пожаловали сию книгу в свое государское богомолье в Муромский уезд в Унженский стан в церковь Чудотворного Креста Господня... собора Архистратига Михаила при священниках Михаиле и Тимофее с причетники".
На двух книгах Октоиха подписано: 7202 г. октября 20 по указу Великих Государей, Царей и великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей... дана сия книга из приказу Большого дворца в Муромский уезд в Унженский стан, к церкви Воздвижения Честного Креста Господня, который приносится исстари к ним, Великим Государям, по вся годы...
Подобные же подписи имеются: на 11-ти книгах Миней месячных от 7201 (1693) г., на Общей Минее (дана из книжной палаты), на церковном Уставе, на трех книгах Пролога.
Недалеко от погоста, на север и на юго-восток, находятся две часовни. Первая часовня, по преданию, устроена на том месте, где было чудесное видение Марфе и Марии. Построение второй часовни предание объясняет так: когда-то Чудотворный крест был похищен злоумышленниками, но похитители, когда дошли до того места, где ныне часовня, ослепли, и прозрели только тогда, когда раскаялись в своем преступлении. В память того чуда и была построена часовня. В эти часовни с давних пор совершаются крестные ходы: в первую в самый праздник Воздвижения Честного Креста Господня, а во вторую накануне праздника.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 750 руб.; процентов с причтового капитала (500 руб.) - 20 руб.; от хлебного сбора и земли до 175 руб. в год, а всего до 950 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной, пахотной и сенокосной 56 дес. 2221 саж.; в 1851 г. плановая земля обменена с крестьянами и имеется в одном месте; среди пахотной земли до 12 дес. неудобной и 3 дес. сенокосной занесены песком.
Приход состоит из села Архангела[2] и деревень: Злобина (4 вер. от церкви), Яслева (6 вер.), Прудни (7 вер.)[3], Копнина (3 вер.) и Муралева (1 вер.)[4] и Верхнеунженского железоделательного Баташевского завода[5], в коих по клировым ведомостям числится 1791 душа муж. пола и 1891 женского, из них 118 душ раскольников и 42 души молокан.
В селе Архангел имеется народная школа; школа эта первоначально открыта в 1845 г. палатою государственных имуществ и в 1867 г. была передана в ведение земства; учащихся в 1896 г. было 70.
Кроме того, в селе Архангел с 1896 г. открыта школа грамоты; учащихся в ней 30.
Школа грамоты с 1893 г. существует и в дер. Прудне; учащихся в 1896 г. было 22.