Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Собор Богоявления Господня в Богоявленском монастыре
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 163-165
Богоявленский собор в центре монастырского двора "Первый каменный храм 1342 г. построен боярином Протасием"[10]. "Первая каменная соборная церковь заложена в 1342 г. Ее сменил собор 1624 г. В 1693-1696 гг. возводится существующее поныне здание собора, включившее в подклетной части предшествующую постройку; а в 1747, 1749 и 1754 гг. собор получает три придела и колокольню"[18]. "Возведен в 1693 -1696 гг. Включает в себя нижнюю церковь 1624 г. Стоит на высоком арочном подклете, позднее арки были заложены. Кровля трапезной имеет барочный фронтон"[8]. "Нынешняя церковь в 1782 г. отремонтирована снаружи, внутри оштукатурена, расписана и украшена лепкою. Верхняя холодная церковь в 1876 г. обращена в теплую"[5]. "Приделы вверху: Тихвинской Божией Матери, 1869 г., в трапезной: св. Пантелеймона, 1873 г., Рождества Иоанна Предтечи, освящен 24 июля 1910 г., в северо-восточной части верхней галереи после сноса в 1905 г. одноименной северной надвратной церкви 1672 г., выходившей на Никольскую ул. Главный престол наверху во имя Богоявления, освящен 26 января 1696 г."[10]. "Нижняя церковь построена в 1624 г., главный престол Казанский"[5]. "Престол явления Казанской иконы Божией Матери освящен 29.XII.1693 г. Другой престол св. Алексия митрополита, с севера, освящен 7 июня 1697 г."[10]. "В 1747 г. с северной стороны внизу сооружен придел влкм. Георгия, а с южной - св. ап. Иакова, обращенный после в ризницу"[5]. Четвертый престол внизу - во имя св. Феодосия Черниговского. "В 1904 г. в Богоявленском монастыре освящен придел в честь св. Феодосия Черниговского, расположенный по правую сторону храма Казанской Богоматери под соборной Богоявленской церковью. Придел сооружен усердием благотворительницы Е. Н. Феоктистовой"[11] - "на месте упраздненного придела ап. Иакова, освященного в 1754 г.; он освящен 22 мая 1904 г."[10]. "Нижние приделы во имя св. Алексия митр. и влкм. Георгия - под папертью"[1] в особых палатках. "Внутри особенно оригинальна скульптура "Коронование Богоматери" над аркой против иконостаса. Внизу погребен отец св. митр. Алексея Федор Бяконт"[12]. Ныне надгробие находится в Донском монастыре. "В советское время монастырь упразднен, собор и другие памятники архитектуры XVII в. реставрированы, часть зданий снесена"[13]. Сломаны глава храма и завершавшие ее маковка с крестом, что существенно исказило облик памятника. Здание, находящееся в нескольких стах метров от Кремля, долгое время пребывало в безобразном состоянии; его занимал "Гипронииполиграф". "Внутри собора сохранились фрагменты скульптурного убранства, исполненного артелью мастеров из Южной Швейцарии (П. Джемми, Д. Руско, К. Феррара, Г. Квадро) в 1704-1705 гг. Это три рельефа: "Коронование Богоматери" на алтарной стене, "Рождество" на южной и "Крещение" на северной стенах храма. Нижний храм в свое время был усыпальницей рода Голицыных. Среди надгробий выделяется выполненное Ж.-А. Гудоном надгробие А. Д. Голицына (1774 г.), находящееся ныне в Михайловской церкви Донского монастыря"[8]. Там же находится перенесенное из Богоявленского монастыря надгробие М. М. Голицына, также работы Гудона[14]. Со второй половины 1980-х гг. в соборе начата реставрация, давшая неожиданные результаты. В 1986-1987 гг. в подклете найдены остатки - четыре столпа - древнейшего за пределами Кремля белокаменного храма 1340-х гг.[19]. Был открыт некрополь Воронцовых-Вельяминовых. Но тотчас же возник острый спор: прорываясь к средневековым слоям, археологи уничтожили множество останков захоронений более поздних веков. О безнравственности такого подхода заявила в печати художественная и писательская общественность[20, 21]. Окончательное решение так и не найдено. Верхний храм внутри отреставрирован; восстановлены остатки росписи - здесь пока репетиционный зал Государственного хора СССР имени Свешникова[19]. В 1990-1991 гг. шла реставрация главы и завершения собора. В подклете продолжаются работы; после их окончания предполагается перенести назад вывезенные отсюда остатки надгробий и вместе с новыми находками создать музей-некрополь. В конце 1990 г. принято решение вернуть собор общине верующих. [1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 404-406; библиогр. [2] Синодальный справочник. [3] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2. [4] Никодим, еп. Описание Московского Богоявленского монастыря. М., 1877. 95 с. [5] Путеводитель Машкова. С. 152. [6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 200. [7] Рогов А. М., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 157. [8] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 437. [9] Александровский, № 167 (собор), 233 (Спасская церковь). [10] Рукопись Александровского, № 6 (собор), 493 (церковь Спасская), 385 (разобранная церковь Рождества Иоанна Предтечи). [11] Московские церковные ведомости. 1904. № 22. [12] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. [13] Сытин. С. 90, 98. [14] Музей архитектуры: Путеводитель. М., 1962. С. 38. [15] Снегирев И. М. Богоявленский монастырь в Москве. М., 1864 (есть план монастыря). [16] Материалы. С. 399. [17] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под гос. охраной. М., 1980. С. 62. [18] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 419-420. [19] Коваленко И. Временем Ивана Калиты // Моск. правда. 1987. 25 марта. [20] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 1. С. 10-12. (Ср.: Там же. 1988. № 9). [21] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 7. С. 20-21. [22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5, С. 309. [23] Козлов В. "Ввиду потребности для трудовых классов" // Московский церковный вестник. 1991. № 2. С. 8. [24] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 51. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 5-6
Богоявленский монастырь. Находится в Богоявленском переулке, выходит и на Никольскую. Основан в 1296 году Св. Князем Даниилом. Это второй по древности из существующих в Москве монастырей; первым считается Данилов, у Серпуховской заставы, который был построен в 1282 году как загородный и оказался в черте города только со времени Екатерины II. Церковь Богоявления сначала была деревянной. Каменная построена в 1342 году тысяцким Протасием. Вместо нее в 1693-1696 годах воздвигнут нынешний величественный двухэтажный храм. Он построен в том стиле "барокко", который имеет западное происхождение, но, применяясь к каменным храмам в Москве с 1676 года, значительно здесь видоизменился сообразно русским вкусам и церковным требованиям. Богоявленский храм отличается обилием наружных архитектурных украшений: карнизов, колонок, щитов, "сухариков", "сережек" и т.п.; украшения эти сделаны из белого камня и кирпича. В нижнем этаже храма устроена церковь Казанской Божией Матери с северным приделом Алексея Митрополита. В 1747 году пристроен северо-западный придел Великомученика Георгия. В 1754 году устроен южный придел, названный сначала "Иакова Алфеева", потом упраздненный, служивший ризницею, а около 1900 года освященный во имя Феодосия Черниговского. В верхнем этаже сохранился старый семиярусный иконостас главного Богоявленского алтаря. Ленные работы по стенам сделаны при общем обновлении храма в 1782 году. В трапезной устроены приделы Тихвинской Божией Матери и Великомученика Пантелеимона. Галерея сначала была совсем открытой террасой, "гульбищем", как говорили в XVII веке; сделана железная крыша, и вставлены рамы со стеклами уже в XVIII веке. В северо-восточной части этой галереи в 1905 году устроен придел Рождества Иоанна Предтечи, заменивший собою разобранный тогда же храм этого имени, который был построен монастырем около 1672 года и находился на самой линии Никольской улицы впереди нынешней колокольни. Из пострижеников монастыря самый знаменитый - Св. Митрополит Алексей, который был здесь иноком более двадцати лет и здесь же похоронил своего отца боярина Феодора Бяконта. Среди настоятелей особенно известен Стефан, брат Преподобного Сергия. До учреждения Заиконоспасской Академии в Богоявленском монастыре существовало высшее богословское училище, в котором преподавали замечательные греческие ученые Иоанникий и Софроний Лихуды. В 1788 году архимандрит Серапион (Александровский), оставаясь настоятелем, был назначен Викарием Московского Митрополита, первый по учреждении этой должности; с тех пор монастырем обыкновенно управляют Преосвященные Архиереи. Всего текстов: 2
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||