Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Ипатия, епископа ГангрскогоВознесенско-Ипатиевская церковь
Всего текстов: 3
Моск. церк. вед. М., 1882, №16, с. 216
В церкви Антиохийского подворья, что на Ильинке в Ипатьевском переулке, 3-го апреля, по сообщению "Московских Ведомостей", настоятелем архимандритом Христофором Божественная литургия была отслужена на арабском языке, причем певчими и чтецами были студенты и воспитанники Лазаревского института. Евангелие читалось на двух языках: по-арабски читал отец архимандрит, обратясь по восточному обычаю лицом к народу, а по-славянски - сослуживший ему диакон. Пение и чтение имело характер знакомого русской публике греко-армянского напева, а не народного арабского, которое могло бы представить более оригинальности и интереса для москвичей, но и это пение, видимо, заинтересовало молившуюся публику, которая переполняла храм св. Ипатия. На Богослужении присутствовали: помощник попечителя Московского учебного округа К. И. Садоков, директор Лазаревского института Г. И. Кананов и некоторые профессора и преподаватели этого заведения. В конце литургии отец Христофор сказал на арабском языке небольшую речь, изложенную в рифмованной прозе, как обыкновенно пишутся лучшие литературные произведения у арабов. Вот содержание этой речи: Хвалите Господа все языцы, похвалите Его все людие. Пророк Давид и прочие пророки, по вдохновению свыше, неоднократно говорили, что все народы, а не одни только иудеи, да хвалят Господа, каждый на своем языке. Этого, однако, не могло случиться в Ветхом Завете вследствие обрядовой замкнутости евреев. С воскресением Господа нашего Иисуса Христа дары св. Духа обильно излилась на все народы. Св. апостолам было повелено проповедовать слово спасения по всей вселенной, и они, наученные Святым Духом говорить на разных языках, исполнили этот завет и ходили по всем концам вселенной и каждому народу передавали слово спасения на его же языке. Племя арабов одно из первых услышало евангельское благовестие и слово благодати, которое произросло среди них в многоветвистое древо, плодами своими послужившее в древности делу спасения в лице многочисленного сонма святых мужей. Но по неисповедимым судьбам Промысла ислам в короткое время со страшною силой во всей Сирии, Палестине и другим местам омрачил бесчисленные звезды светлого христианского неба. С появлением его в этих странах цветник христианства сталь увядать, и от миллионов христиан там остались только десятки тысяч с немногими храмами и монастырями. Окончил свою речь отец архимандрит, молитвой о благоденствии Государя Императора Александра Александровича, Сына Того, Кто даровал Антиохийской церкви в первопрестольной столице великолепный храм св. Ипатия, в котором проживающие в Москве арабы могут к великому утешению своему слушать по временам торжественное Богослужение на своем родном языке. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 67-68
Церковь Священномученика Ипатия Гангрского, иначе называвшаяся по главному престолу Вознесенско-Ипатъевской Ипатьевский пер., 6 "Известна с 1472 г. В XVII-XVII вв. - подворье Ипатьевского монастыря под Костромой. С 1635 г. главный престол - Вознесения Господня. Новая каменная построена в 1652 г. на средства Ф. А. Олябьева. Последнее - в 1755-1757 гг. на средства купца Г. Лапина. С 1849 г. здесь Антиохийское подворье"[2]. "При подворье - архимандрит"[6]. "Колокольня 1756 г. сломана в 1880-х гг."[2]. Последним настоятелем подворья был архим. Антоний Мубайяр, остававшийся на посту до 1920 г. "Еще в мае 1929 г. руководители соседнего жилтоварищества писали в адмотдел Моссовета, что церковь "расположена против здания ЦК ВКП(б) и своим присутствием только влияет на небольшую часть политически отсталого населения...". В июле 1929 г. Моссовет, "учитывая острую нужду Центр. Дома искусства в деревне им. Поленова в помещении под инструктивный театр и для студентов общежития", передал ему ц. Ипатия в Ипатьевском переулке"[10]. После этого церковь поэтапно разрушалась. "В 1966 г. на месте церкви был сквер. От храма оставался лишь кусок - бывшая алтарная абсида, которой пользовались дворники для хранения инвентаря. В 1967 г. уничтожили и этот остаток. На его месте вырыли глубокий котлован под фундамент строящегося здания" (М. Л. Богоявленский). Вскоре здание было достроено и занято ЦК КПСС. После его окончания переулок был с двух сторон заперт, перегорожен и превращен фактически в тупик. Прохода к месту, где стоял храм, ныне нет. Антиохийское подворье было вновь открыто в 1948 г. при церквах Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Телеграфном переулке. [1] Александровский, № 251. [2] Рукопись Александровского, № 73. [3] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 26. [4] Материалы. С. 385. [5] Путеводитель Машкова. С. 177. [6] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 431-432. [7] Алексий, архим. Антиохийское Подворье в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 3. С. 56-62. [8] Алексеев А. Антиохийское Патриаршее подворье в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 6. С. 58-65. [9] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582. [10] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. №5. С. 41. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 26
Церковь Вознесения Господня. Находится в Ипатьевском переулке, между Варваркою и Ильинкой. Иначе называется по приделу "Священномученика Ипатия, епископа Гангрского". Построена в 1757 году на средства купца Герасима Лапина. Колокольня разобрана в 1874 году. В 1849 году церковь отдана для подворья патриарха Антиохийского. Всего текстов: 3
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||