Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Кремль
версия для печати

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 3
Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. М., 1916, с. 56-58
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была домовою церковью великих княгинь и цариц.
В 1903 году в этой церкви Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович приобщался Святых Христовых Таин, вместе с Государынею Императрицею и Августейшими Детьми.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1395 году супругою Дмитрия Донского, Великою Княгинею Евдокиею, в память Куликовской битвы[1], причем украшена стенописью и иконами столь великолепно, что в летописи названа "зело чудною".
Эта первоначальная постройка находилась внизу (под ныне существующею церковью) на месте прежней маленькой деревянной церкви во имя праведн. Лазаря, вошедшей в новопостроенную как придел с южной стороны: "близ алтаря причислена бысть служба Св. Лазаря".
В 1479 году, по словам летописи, "у Рождества Пречистыя и у Лазаря Святаго верх падеся некако напрасно и страшно в нощи, иконы поби и множество великаго князя судов[2] в казне", которая, по обычаю того времени, хранилась в Тайнике под сводами храма.
Повелением Великого Князя Василия Иоанновича разрушенная церковь была возобновлена в 1514 году Алевизом. Вероятно, тогда же она была перенесена во второй этаж, а церковь Св. Лазаря осталась внизу. В 1613 году она была уже несомненно во втором этаже. В этом году в ней был устроен придел во имя Никиты Столпника, Переяславского Чудотворца.
В 1681-85 годах, при царе Феодоре Алексеевиче, были сделаны большие переделки в церкви Рождества Богородицы: 5 глав ее были сняты, а на их месте и над вновь приделанной трапезой был построен собор во имя Сошествия Св. Духа, просуществовавший всего несколько лет.
После его уничтожения Рождественская церковь переделана в одноглавую.
Вероятно, в то же время церковь Св. Лазаря была замуравлена. Забытая до половины XIX столетия, она была вновь найдена во время сооружения Большого Дворца, при постройке лестницы в Терема, когда понадобилось проломить одну из стен, и возобновлена в древнем виде. При этом возобновлении Лазаревской церкви под престолом ее и у северной стены были найдены человеческие кости - подтверждение летописных известий о том, что в древнее время здесь при церкви было кладбище.
В Рождественской церкви в числе других икон находится:
1) Список с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича. Подлинная икона, пред которой 14-го марта 1613 года совершилось в Костромском-Ипатьевском монастыре всенародное наречение царем юного боярина Михаила Феодоровича Романова, находится в Костромском Успенском Кафедральном Соборе.
2) Список с иконы Владимирской Божией Матери в вызолоченном серебряном киоте (по левую сторону от царских врат).
3) Список с иконы Спаса Нерукотворенного, в золотой ризе[3], украшенной 2555 бриллиантами.
 
[1] Происходившей 8 сентября, в день Рождества Богородицы.
[2] Т.е. сосудов.
[3] Сооружена усердием Матроны Павловны Салтыковой (XVIII в.).
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 70-71
Церковь Воскрешения Лазаря "во Дворце, на северо-запад от Спаса на Бору"[1].
Находится под церковью Рождества Христова
Дворцовая ул.
"Построена в 1393-1394 годах на месте деревянного храма Воскрешения Лазаря"[10].
"В 1393 г. великая княгиня Евдокия Дмитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 г. зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью "Рождества Богородицы, что на Сенях", причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря"[1].
"Церковь Рождества Богородицы была построена в 1395 г. супругою Дмитрия Донского великою княгинею Евдокиею в память Куликовской битвы (происходившей 8 сентября в день Рождества Богородицы), причем украшена стенописью и иконами столь великолепно, что в летописи названа "зело чудною"[2]. "В 1395 г. храм расписали Феофан Грек, Семен Черный с учениками"[10].
"Эта первоначальная постройка находилась внизу, под ныне существующею церковию Рождества Богородицы, на месте прежней маленькой деревянной церкви во имя праведн. Лазаря, вошедшей в новопостроенную как придел с южной стороны: "близ алтаря причислена бысть служба св. Лазаря". В 1479 г., по словам летописца, "у Рождества Пречистыя и у Лазаря Святого верх падеся некако напрасно и страшно в нощи, иконы поби и множество великого князя судов (т. е. сосудов) в казне", которая, по обычаю того времени, хранилась в тайнике под сводами храма.
Повелением великого князя Василия Иоанновича разрушенная церковь св. Лазаря осталась внизу ...
Вероятно, около конца XVII в. церковь св. Лазаря была замуравлена. Забытая до половины XIX столетия, она была вновь найдена во время сооружения Большого Дворца при постройке лестницы в терема, когда понадобилось проломить одну из стен, и возобновлена в древнем виде. При этом возобновлении Лазаревской церкви под престолом ее и у северной стены были найдены человеческие кости - подтверждение летописных известий о том, что в древнее время здесь при церкви было кладбище"[2].
"Замечательно, что церковь эта - единственный уцелевший до наших времен памятник московского зодчества XIV в. - была не только упразднена, но и застроена со всех сторон каменными стенами наглухо до того, что даже все забыли о ней. Ничего не известно, почему и когда это случилось: летописи молчат о церкви в продолжение 200 лет. В 1842 г. при исправлении нижнего этажа терема отвалена была одна стена, за которою, к удивлению, нашли древние мраморные своды, поддерживаемые двумя толстыми столпами, отделение алтаря с тремя узкими окнами в полукружии горнего места, с престолом и жертвенником, сделанными из тяжеловесного кирпича. По повелению Государя императора Николая Павловича храм был восстановлен в том самом виде, в каком он был сооружен за 450 лет"[3]. "Возобновляли храм художник Ф. Г. Солнцев и архитектор П. А. Герасимов"[10].
"В церкви, на стене арки, находится древнее изображение Ангела Божия с надписью: "Ангел Господень трубит на землю". В одном из столпов этой церкви есть углубление в виде ниши для княжеского места. При постройке нынешнего Императорского дворца под церковью в земле открыты были человеческие кости, что доказывает, что эта церковь до построения Вознесенского монастыря была усыпальницею княгинь и княжен, к теремам коих она примыкала"[3].
"В подклете церкви Рождества Христова сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь, выстроенная в 1393- 1394 гг. по заказу вдовы князя Дмитрия Донского княгини Евдокии, - наиболее древнее сооружение Кремля из дошедших до нашего времени"[4].
Ныне церковь Воскрешения Лазаря является не только наиболее древним сооружением Кремля и всей Москвы, но к тому же еще и единственным вообще сохранившимся зданием города, поставленным в XIV в.
Наряду с обнаруженной древней росписью, при возобновлении храма он весь был покрыт новой стенописью (судя по его внутренним видам прошлого века - например, в кн. 2). В настоящее время росписи уничтожены (см. фото в кн. 4, 5).
"В 1923-1928 гг. храм реставрировали Д. П. Сухов и Н. Н. Померанцев. Капитальная реставрация проводилась в 1949-1952 гг."[10].
Как и к расположенной над нею церкви Рождества Богородицы на Сенях, к церкви Воскрешения Лазаря теперь нет ни доступа, ни даже подхода. Заметить ее извне можно лишь издалека по главке церкви Рождества Богородицы. Храмы входят в число "правительственных зданий".
 
[1] Александровский, № 4 (описана совместно с церковью Рождества Богородицы).
[2] Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. 3-е изд. М., 1916. С. 56-59, 134: ил.
[3] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 72-74.
[4] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 430: ил.
[5] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[6] Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.
[7] Московские губернские ведомости. 1843. С. 554.
[8] Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 345-346.
[9] Извеков Н. Д., прот. Церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Праведного Лазаря в Большом Кремлевском дворце. М., 1912.
[10] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 329-330.
[11] Рукопись Александровского, № 12.
[12] Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 131.
[13] Каталог архивов. Вып. 5. С. 87.
Список сокращений
Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 22-23
Церковь Воскрешения Лазаря. Находится во Дворце на северо-западе от Спаса на Бору. Во второй половине XIV века здесь находилась деревянная церковь, которая своим именем "Воскрешения Лазаря", а также найденными при ней во время постройки Дворца костями указывает на бывшее здесь кладбище. В 1393 году вдова Димитрия Донского В. К. Евдокия Димитриевна построила на месте деревянной белокаменную церковь, которая была освящена 1 февраля 1394 года с именем Рождества Богородицы. В 1395 году церковь была расписана Феофаном Греком и Семеном Черным; по-видимому, от того времени сохранились изображения: 1) "Ангел Господень трубит на землю" и 2) над княжеским местом, - скачущего всадника с мечом. После того как зодчим Алевизом были построены нижние этажи теперешнего Теремного Дворца, В. К. Василий III в 1514 году велел тому же Алевизу над старою церковью соорудить храм в уровень с новыми палатами. Этот верхний храм сталь называться "Рождества Богородицы, что на Сенях". Он заметен снаружи по золоченой главе с белой шейкой. Прежний Рождественский храм был переименован в Воскрешения Лазаря по названию первоначально здесь бывшей деревянной церкви. В 1681-1683 происходила капитальная перестройка здания, причем нижняя церковь была не только упразднена, но и совсем заложена, застроена новыми частями Дворца и даже забыта до случайного ее открытия при работах по постройке нынешнего Дворца в 1837 году. Верхняя церковь после перестройки перенесла наравне с другими кремлевскими церквами тяжелое время XVIII века, когда с трудом можно было для них отыскивать средства на самый необходимый ремонт, и была возобновлена в 50-тых годах XIX века с особенным благолепием. Между прочим, все образа иконостаса в ней так же украшены окладами из чистого серебра, как в Успенском соборе.
 
Всего текстов: 3
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Гризайль"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет