Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Троицы Живоначальной в Борисово
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 189-192
Церковь Живоначальной Троицы в селе Борисове Ореховый пр., 15 "В древности село звалось "приселок Борисовский села Коломенского", позднее числилось дворцовым селом Борисовым"[5]. "Борисово получило название от бывшего села, известного с XVI в. как вотчина Бориса Годунова. Близ Борисова - самый большой в Москве Борисовский (ранее - Цареборисовский) пруд площадью в 86 га и средней глубиною в 2,5 м. С 1960 г. - в черте Москвы, часть района массового жилищного строительства Орехово-Борисово"[8]. "Вотчинной усадьбой Борисово владела царица Ирина, сестра Бориса Годунова"[9]. "Самыми большими прудами в Москве считаются Борисовские. Они столь широки и тянутся так привольно, что их можно принять за русло Москвы-реки, которая течет неподалеку. К водной глади Борисовских примыкают Царицынские пруды. Самым большим подмосковным селом было, по всей видимости, Борисово, в своем названии хранящее память о Борисе Годунове, много строившем в Москве. При нем, то есть без малого 400 лет тому назад, были выкопаны пруды, где сегодня в чистой прозрачной воде плещутся разводимые рыбхозом карп и амур, нагуливая вес. Осенью пруды спускают, и рыба вместе с водой, проходя через узкую бетонную горловину, попадает в руки рыбаков. Весной из горловины вытекает бурным потоком речка Городня, которая спешит на соединение с Москвой-рекой. Древнее Борисово раскинулось на берегах прудов, улицы села разбежались далеко от воды по всем направлениям от центра - старого храма. Расспрашивая жителей села, я пытался узнать, сколько же здесь было прежде домов. Кто говорил 500, кто называл совсем другую цифру. В отделе районного архитектора уточнили: 470 домов. Но сколько бы их ни было, а не останется ни одного. На месте сельских земель на высоком плато стремительно растет новое Борисово с большой улицей - Борисовский проезд, с высокими новыми домами, среди которых выделяются 16-этажные корпуса"[10]. Близ нынешнего храма до конца XIX в. стояла древняя церковь Троицы, построенная в 1710 г. и разобранная за ветхостью в 1888 г., вскоре после постройки новой. Перед разборкой ее измерили, описали и зарисовали: эти материалы были опубликованы[1]. "В 1913 г. скончался священник Н. А. Смирнов. В 1859 г. он стал священником села Борисово, где была маленькая каменная развалившаяся церковь, приход бедный, с доходом 100 руб. в год. Он берет котомку и идет в Москву собирать на храм. Собирал с 1865 по 1875 гг. на московских базарах. Большинство прихожан - раскольники, для храма не дают хорошего возвышенного места, предлагают строить его на земле никому не нужной, неудобной, в конце пруда, на бывшей церковной усадьбе. Ну что ж! Построил и здесь храм. В 1862 г. открывает у себя дома школу грамоты. В 1875 г. школа превращается в земскую школу. Бедно, тесно, как-то надо увеличить содержание на семью. Начинает сеять рожь, сажать картофель, разводить сад. И радость! Почва для сада благоприятна. Сад увеличивает доход. Его примеру следуют прихожане. Им составлена для начинающих брошюра "Краткое руководство по садоводству". Он служит на приходе 38 лет, а всего в священстве 55 лет. В 1898 г. ушел на покой. Им составлена подробная история-летопись храма в Борисове. Погребен под церковью, которую сам выстроил с таким трудом"[2]. "Каменный трехпрестольный храм в с. Борисове во имя св. Троицы с приделами во имя иконы Богоматери "Утоли моя печали" и св. Николая Чудотворца в 1902 г. значительно расширен, печи сделаны духовые, пол плиточный. По стенам художественная живопись. Утварь заменена новой. Весь ремонт стоил не менее 13000 рублей. Все это завершено благодаря энергии и заботе местного священника о. Василия Богоявленского, 4 года назад поступившего в приход, и церковного старосты Федора Трофимовича Немова, жертвовавшего много из собственных средств на сие святое дело, а также располагавшего на это своих знакомых"[3]. "Торжество православия в селе Борисове и крестный ход вокруг полей: для этого приносят чудотворные иконы - Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и вмч. Екатерины из Екатерининской пустыни"[4]. В 1960 г. М. Л. Богоявленский записывает: "В настоящее время церковь стоит без крыши и колокольни, рам нет, на окнах сохранились железные решетки. Окна заложены досками и железными листами. На стенах растет трава. На двери замок. Соседние жители пользуются подвалом церкви - где похоронен ее храмоздатель о. Н. А. Смирнов - как помойкой, выбрасывая туда всякий мусор. Рядом с церковью брошен опрокинутый памятник из мрамора в виде гробницы с надписью. Церковь стоит на низком месте, на берегу большого пруда. Помещение ее используется колхозом для складыванья зерна". К 1978 г. склад был выведен, внутренность пустовала - там гулял один лишь ветер. Окна выбиты, остались решетки. Крыша в угрожающем состоянии, потолок грозил провалиться. Поверху на нем росли деревца до двух метров высоты. Внутри храма сохранялись остатки росписи XIX в. - начала XX в. Храм находится близ плотины пруда XVIII в. и вместе с нею стоит на государственной охране: плотина в составе комплекса "Царицыно" под № 396, а храм, неверно датированный 1775 г. и ошибкою названный "Богородицким", под № 396а[22]. Ошибка в датировке, по-видимому, пошла во благо, ибо иначе церковь ни за что не поставили бы под охрану. Неподалеку располагался также заколоченный дом, некоторое время использовавшийся под клуб, затем закрытый, а потом отданный автоклубу. Пруды в начале 1980-х гг. подвергались реконструкции и очистке. Помещение же храма было отдано автомотоклубу. В 1990 г. храм, находящийся в ужасном состоянии, принадлежал учебному автокомбинату, который на деле занимал огороженную территорию и гаражи на ней, но не саму церковь. Наступила пора проснуться населению окружившего храм миллионного микрорайона! 14 сентября 1991 г. храм был вновь освящен; настоятелем его стал о. Александр (Максимов). [1] Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. М., 1908. Т. 2. С. 130-138 (есть рис. старого храма, фото его остатков и древних фрагментов). [2] Московские церковные ведомости. 1913. [3] Там же. 1902. № 41. [4] Там же. 1914. [5] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 8-9. [6] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 343. [7] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 51. № 84 (сведения о старом храме). [8] Москва: Энциклопедия. М., 1980. С. 149. [9] Сорокин В. Черемушки, Кузьминки и другие // Наука и жизнь. 1972. № 9. С. 138-140. [10] Колодный Лев. Путешествие по новой Москве. М., 1979. С. 216-217. [11] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 41-42. [12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 510; Вып. 5. С. 215. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||