Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыно
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 115-120
Церковь в честь иконы Богоматери "Живоносный Источник" в Царицыне Царицыно, затем поселок Ленино, с 1990-х гг. вновь Царицыно, Воздушная ул., 1-2 (дворец) и Дольская ул., 2 (храм) "В 1580 г. здесь числилась пустошь села Коломенского. Затем ею владели: Стрешневы в 1633-1683 гг.; В. В. Голицын - 1683-1689; дворцовое - 1689-1712; князья Кантемир - 1712-1775; дворцовое с 1775 г.; в 1928 г. - музей"[1]. "В XVII в. место, где теперь расположено Царицыно, называлось "Черной грязью" и принадлежало фавориту царевны Софьи кн. В. В. Голицыну. Потом оно было отобрано у него в казну и передано в начале XVIII в. молдавскому господарю кн. Дмитрию Кантемиру. Здесь провел детские годы знаменитый сатирик кн. Антиох Кантемир. Его брат Сергей получил Черные грязи в наследство. В 1775 г. Черная грязь была приобретена Екатериной II у кн. С. Д. Кантемира за 25 тысяч рублей и переименована в Царицыно. От времен С. Д. Кантемира в Царицыне сохранилась церковь, образчик архитектуры 50-60-х гг. XVIII в. Черты барокко здесь ясно чувствуются, хотя налицо и некоторая классическая умеренность. Художественная выразительность памятника строится на центральной части с огромным барабаном и куполом"[2]. "Скромная церковь Царицына относится к 1722 г. Здесь барочные формы еще не достигли полного развития. Тем не менее она принадлежит к зданиям начала XVIII в., в которых видны начавшиеся поиски новых форм"[3]. "Церковь выстроена в 1722 г., переделана в 1765 г. Колокольня и трапезная 1883 г."[1]. "Придел во имя Дмитрия Солунского"[7]. "Церковь 1735 г., трапезная и колокольня 1883 г., внутри был главный иконостас 1735 г."[15]. "Екатерина II решила построить здесь свою подмосковную резиденцию и поручила это В. Баженову. В 1785 г. почти законченная усадьба была осмотрена Екатериной, которая осталась весьма недовольна архитектурою главного дворца"[3]. Существуют различные версии о том, что именно возмутило в почти оконченной постройке царицу: одни считали, будто одинаковые размеры палат императрицы и наследника Павла; другие добавляли еще легенду про то, что сам Баженов вдруг разглядел в собственном произведении подобие громадного гроба, захворал черной немочью и вскоре действительно скончался - и т.д. Наиболее вероятное объяснение выдвинуто в последнее время: "белокаменный декор дворца и ряда других сооружений напоминал ненавистные Екатерине массонские знаки"[8]. В недавней биографии Баженова более точно та же мысль передана устами графа Брюса: "Спору нет, Баженов личность одаренная. Его архитектура пленительна взору русского человека, ибо имеет черты неповторимые, близкие по духу. Но вместе с тем сия архитектура оскорбительна. На оный предмет я много беседовал с людьми, имеющими отношение к зодчеству, но не причастными к масонству. Они поведали мне тайну. И дело даже не в том, что баженовские строения в Царицыне украшены множеством масонских символов. Сие малый грех. А великий - в другом. Господин Баженов в качестве композиции, построения царицынского ансамбля избрал не дворцовый принцип, а монастырский. Только вместо собора он означил увеселительный дворец, вместо часовен и церквей - беседки для кавалеров и дам, и так далее. Сдается мне, что это издевательство над святынями православия, что, видимо, является обязанностью масона. Потому, может быть, архитектор столь старательно и прикрывает этот срам русским убранством, чтобы тем самым пленить взор соотечественника и заставить его забыть о всем остальном"[9; ср. 17]. "Екатерина распорядилась сломать не понравившиеся ей здания, новый же дворец поручила строить М. Казакову. Но война с Турцией потребовала больших средств и не позволила закончить дворец. Он так и остался незавершенным, как и большинство садовых павильонов, возведенных Баженовым"[3]. "Одно время Царицыным управлял Н. Б. Юсупов, владелец Архангельского. Он уничтожил многие парковые постройки, приказал снять белокаменные портики казаковского дворца. В 1835 г. Николай I велел архитектору Белоголову снять обмеры, чтобы перестроить дворец и приспособить его для казарм или военного училища, но потом от этой затеи отказались. В 1860 г. царицынские здания были сданы в аренду под завод. К счастью планы заводчиков остались неосуществленными. В 1882 г. с дворца были сняты кровли, ценные художественные изразцы печей проданы частнику. Однако строения выдержали все непогоды и натиск любителей-туристов. В 1936 г. архитекторы Борщ и Зундблах предложили приспособить царицынские постройки под гостиницу-ресторан. Их проект был одобрен экспертной комиссией. Однако это предложение привело бы к сильному искажению и еще более значительной порче памятника. Более разумный план предложил в 1945 г. архитектор Д. В. Разов: он составил проект реставрации зданий для использования их под библиотеку, архивы, выставочные залы, - но и этот план остался неосуществленным. Наконец, в сентябре 1972 г. было решено начать восстановление царицынских строений: парк и архитектурные сооружения передали Академии художеств СССР. Царицыно превратится в городок молодых художников. В его дворцах разместятся факультеты Института им. Сурикова. Малый дворец отведен под музей истории и возрождения ансамбля"[9]. Но и этот проект остался неосуществленным - Академия художеств и суриковский институт активно отбояривались от передачи им зданий, где требовался огромный ремонт. А пока суд да дело руины освоили... альпинисты: они, вбивая меж старых кирпичей свои клинья, учились тут скалолазанью. Их неоднократно выводили, срамили в газетах - но все без толку: ребята были крепкие и совесть имели весьма выносливую. В начале 1980-х гг. ансамбль перешел в ведение основанного художником И. С. Глазуновым Гос. музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ). Весь царицынский комплекс предполагается до 2000 г. поднять из руин и сделать центром возрождения народных ремесел, включая музей, мастерские и проч. "Проектные предложения по реставрации разработаны авторским коллективом - Б. Белозерским, В. Либсоном, И. Рубен, Д. Солоповым - под руководством главного архитектора Москвы М. В. Посохина; они предусматривают реставрацию всех сооружений ансамбля и парка. Наиболее сложен вопрос о Большом дворце. Первоначально задуманное Казаковым сооружение своей грандиозностью нарушало целостность баженовского ансамбля; по-видимому, из этих соображений архитектор разработал второй вариант дворца пониженной этажности. Построенное по нему здание представляет собой два 2-этажных кубических объема, фланкированных гранеными башнями и соединенных между собой протяженным 3-этажным корпусом. По проекту башни завершались шатрами с белокаменными фигурными парапетами и были увенчаны шпилями. Однако при жизни Казакова из-за резкого сокращения средств на строительство декор не выполнили, дворец и башни покрыли глухой кровлей. Архитектор И. Рубен по архивным материалам и эскизам М. Ф. Казакова выполнила проект реставрации на основе второго варианта, разработанного зодчим, с максимальным приближением к его замыслу. В ближайшее время работы по реставрации должны развернуться в широком масштабе"[8]. В 1982 г. наиболее отреставрированная постройка - "Хлебный дом", принадлежавшая тогда суриковскому институту, вновь выгорела внутри. После передачи ансамбля ГМДПИ (официально с 16 февраля 1984 г.) там возобновились ремонтные работы. В 1990 г. реставрацию вела польская фирма PKZ. Что касается царицынской церкви, то в 1969 г. М. Л. Богоявленский так описывал ее состояние: "Внутри помещается типография, вывески нет. Кресты сбиты, железо с куполов содрано, осталась деревянная основа. На карнизах мох, штукатурка во многих местах отвалилась. На колокольне выросли кусты и деревья до двух метров высотою. На храме возле купола частично сохранились белокаменные детали архитектурной обработки. К стене его приделаны трубы, рельсы с лебедкой для поднятия грузов. Вокруг деревянный забор с воротами для въезда машин. Во дворе деревянный сарай". В 1970-е гг. церковь была внешне отреставрирована. Поставлены вновь кресты, сделана новая крыша и т.д. Вокруг по-прежнему стоял забор, подхода к самому храму не было. Внутри в 1985 г. - "участок № 1 СНРПМ (специальных научных реставрационно-производственных мастерских) № 3". Весь ансамбль стоит на государственной охране под № 396. В охранном справочнике перевраны названия церквей: царицынская названа вместо соседней борисовской "Троицкой", а та в свою очередь "Богородской" - на самом же деле все как раз наоборот. С поправкой на эту ошибку, ансамбль по охранному списку включает, кроме храма, следующие объекты: "Большой дворец, 1786-1793, архитектор М. Ф. Казаков (на месте дворца 1782 г. архитектора В. И. Баженова); Малый дворец, 1776-1778, ("полуциркульный") 4-й кавалерский корпус, архитектор В. И. Баженов; оперный дом ("приемный дворец"), 1776-1779, архитектор В. И. Баженов; фигурные ("виноградные") ворота, 1776-1778, архитектор В. И. Баженов; фигурный мост, 1776-1778, архитектор В. И. Баженов; восьмигранник ("лакейский дом" или 2-й кавалерский корпус), 1782-1783, архитектор В. И. Баженов; корпус с круглым залом, 1776 г., (3-й кавалерский), архитектор В. И. Баженов; "Хлебный дом", 1776-1778, (кухонный корпус), архитектор В. И. Баженов; галерею и ворота между Большим дворцом и Хлебным домом, 1784 г., архитектор В. И. Баженов; большой мост через овраг, 1784 г., архитектор В. И. Баженов; фрагменты ограды, 1784 г., архитектор В. И. Баженов (?); мостик "Оранжерейная плотина", XVIII в., архитектор В. И. Баженов (?); павильон "Миловида", 1803 г., архитектор И. В. Еготов; беседку "Нерастанкино", 1803 г., архитектор И. В. Еготов; беседку "Храм Цереры", конца XVIII - начала XIX вв., ("Золотой сноп"); два парковых мостика через овраг у "храма Цереры", начало XIX в.; руины с башней, начало XIX в.; декоративную арку на острове ("Русалкины ворота"), начало XIX в.; плотину Царицынского пруда, начало XIX в.; парк в 284,9 га с прудами и островами, XVIII-XIX вв.; плотину Шипиловского пруда, XVIII-XIX вв.; плотину Борисовского пруда, XVIII в."[10]. Кроме того, на территории Царицына сохранились курганы вятичей XI-XIII вв.[5]. В 1990 г. храм вернули верующим на бумаге, но на деле передача застряла: "В церкви иконы Божией матери "Живоносный источник" находится деревообделочный цех. От сильной вибрации здание пришло в аварийное состояние. Недавно было принято решение о передаче его верующим, но выяснилось, что еще в 1984 г. Моссовет выделил царицынскому музею обширную территорию с парком, куда попало и храмовое здание. Теперь музей считает храм своим и полагает, что передача его церковной общине осуществлена незаконно"[13]. С обращением в поддержку церкви выступили народные депутаты, которые писали: "В Красногвардейском районе Москвы есть Храм Живоносного Источника, что в Царицыне, который решением Московской Патриархии должен быть открыт для верующих. Назначен и настоятель храма, утвержден счет в Красногвардейском отделении Жилсоцбанка. Однако до сих пор церковь занята столярной мастерской объединения "Союзреставрация", а само здание считает своей вотчиной директор Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР в Царицыне В. И. Аникович, который категорически против возвращения церкви верующим. И вот в Доме Божием от гула и рева столярных станков дрожат и разрушаются стены, скрежещут и лязгают пилы. Здесь бы молиться, слушать церковные песнопения! А пока 20 апреля, когда верующие будут отмечать престольный праздник иконы Матерь Божия Живоносного Источника, настоятелю придется служить службу у ворот храма! Неужели в Москве нельзя найти пустующего здания для столярной мастерской, чтобы отдать прихожанам то, что им принадлежит по праву, отдать их святыню! К сожалению, и в Моссовете вопрос этот до сих пор не решен, власти отделываются лишь обещаниями. А ведь решение его, на наш взгляд, однозначно"[14]. "Методом биолокации в трапезной Царицынской церкви установлено место захоронения храмостроителя Матвея Кантемира, сына известного просветителя и сподвижника Петра Великого Дмитрия Кантемира. О том, что здесь есть могила Матвея Кантемира и его бездетной супруги, свидетельствует книга "Русский провинциальный некрополь", где приводится полный текст надгробной надписи на серебряной доске, ныне утраченной. Специалисты предполагают сделать научное исследование могил в храме и установить над ними надгробия"[16]. Тем не менее в храмовый праздник 1990 г. картина была такова: "Утром 20 апреля около церкви во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно, возле почитаемого чудотворным источника, впервые настоятелем отцом Георгием Бреевым отслужен молебен. Десятки москвичей заполнили двор храма, который сейчас больше походит на стройплощадку. Эта московская православная община возникла весной прошлого года. Однако до сих пор храм занят станками и используется под столярные мастерские. С нетерпением ждали верующие своего первого храмового праздника, часто приходили безвозмездно потрудиться на расчистке территории, но столкнулись с "хозяином" храма - Государственным музеем декоративно-прикладного искусства, представляющим собой комплекс недостроенных и полуразрушенных зданий, в которых ведутся восстановительные работы. Все это и считает своей вотчиной дирекция музея, ссылаясь на постановление исполкома от 1984 г. И хотя по этому постановлению все ремонтно-реставрационные работы намечалось закончить, в текущем году, фактически они только начаты и неизвестно, когда будут завершены. Пока нет экспозиции, дирекция музея решила использовать здание церкви под склад. Представляющий духовную и историческую ценность чудотворный источник, возле которого построена церковь, завален опилками с битым стеклом и может совсем исчезнуть. Моссовет 19 апреля 1990 г. вынес решение об окончательной передаче храма верующим, но оно пока не выполняется. Какая же необходимость заставляет администрацию царицынского музея предпринимать усилия к присоединению еще и церкви, переданной в распоряжение верующих? Не удивительно ли, что руководители учреждения культуры, каковым призван быть музей, не понимают, что лишать храм богослужений, для чего он был создан, безнравственно и уже несовременно?"[12]. Здание церкви было освобождено лишь в конце 1990 г. А 8 января 1991 г. на паперти висело уже расписание богослужений. В дополнение к главному престолу и северному приделу Димитрия Солунского ныне освящен также южный придел Казанской Богоматери. [1] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 99. [2] Лазаревский Ив., Згура В. Подмосковные музеи. М., 1925. [3] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 283-285. [4] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 343. [5] Курлат Ф., Соколовский Ю. Е. С путеводителем по Москве. М., 1980. С. 368. [6] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 179-182. [7] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 117. № 852. [8] Либсон В. Возрожденные сокровища Москвы. М., 1983. С. 213-218. [9] Пигалев Вадим. Баженов. М., 1980. Гл. 6. [10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 41-42. [11] Каталог архивов. Вып. 3. С. 526; Вып. 5. С. 259. [12] Журнал Московской Патриархии. 1990. № 8. С. 38. [13] Московский церковный вестник. 1990. № 1. С. 4. [14] Помогите вернуть церковь // Лит. Россия. 1990. 20 апр. С. 20. [15] Рукопись Александровского. Часть "Окрестности". [16] Вечерняя Москва. 1991. 12 февр. [17] Рождественская-Кащенко Н. Василий Баженов - вольный каменщик // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 12. С. 13-15, 29. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Казенном" см. весь список Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||