![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 89-92
Церковь Живоначальной Троицы в селе Троицком-Голенищеве на реке Сетуни Мосфильмовская ул., 18 "Селом с XIV в. владели московские митрополиты"[5]. "Село Троицкое-Голенищево - бывшее поместье московских митрополитов и Патриархов; теперь принадлежит ведомству государственных имуществ; было любимым местопребыванием св. митрополита Киприана Серба (1390-1406). Здесь ученый митрополит написал житие предместника своего, первосвятителя Петра, здесь переводил "Кормчую" и др. церковные книги с греческого языка на славянский, положил основание летописи русской и "Степенным книгам". Вступив на престол в 1380 г. после св. Алексия митр., св. Киприан вынужден был через некоторое время оставить его по неприятностям с вел. кн. Димитрием Донским и совершить путешествие в Царьград. Потом в 1390 г. снова был вызван на Москву сыном Донского. Но в это время он больше пребывал в селе Голенищеве, где и скончался в 1406 г."[2]. Созданная окончательно при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного "Степенная книга царского родословия" так повествует о житии здесь св. Киприана митрополита: "Любяще же и безмятежно жити, и время безмолвия улучити, и того ради часто пребывая в своем селе Митрополстем на Голенищеве, иже бяше место безплищно и безмятежно, безмолвно же и покойно от всякаго смущения, между двою рек Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, идеже есть церковь во имя Святых триех Святителей, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Злотоустаго, и пребывая тамо Епископы и попы ставляше, идеже и книги своею рукою писаше, и многия Святыя книги с Греческаго языка на Русский язык преложи, и довольно писания к пользе нам остави, и Великаго Чудотворца Петра Митрополита всея Русии житие написа, и похвалами украси, и в молитве чисте тамо упражняшеся, и в прочитании божественных писаний и в памяти смертне, всегда во уме имея страшный суд Христов и мучение грешником, праведником же благих наслаждение. И в таковых добродетельных исправлениих свято поживе богоугодно подвизаяся, в старость велию достиже, и в том же своем селе Голенищеве разболеся, и неколико дни лежаше болезнуя. За четыре же дни преже преставления своего написания грамоту некаку чудну прощальную, всех православных прощая и благословляя, тако же и сам от всех прощения и благословения требуя и прося, иже есть истинное любомудрие и смирение. Сего ради сице сотвори, понеже смирением вся согрешения разрешаются, и вся во благая поспеваются. И сице заповеда Епископом и сущим тамо приставником глаголя: "Яко егда мя во гроб положите, тогда сию грамоту прочтите надо мною в слух людем", еже и бысть. И с таковым смиренномудрием и со многим тамо благодарением преставися к Богу в лето 6914 месяца Сентября в 15 день"[12]. Честь составления первой половины самой "Степенной книги" приписывается также св. митр. Киприану, основная часть - митр. Афанасию[16]. "Здесь была любимая усадьба крупного политического и церковного деятеля XV в. митрополита Ионы"[4]. "Главная церковь Троицы построена до 1644 г., а в 1644 г. построены, по-видимому, трапезная и колокольня. Приделы: муч. Агапия"[1] "северный и св. митр. Ионы - южный"[2]. "Ныне северный придел посвящен также свт. Тихону Патриарху Московскому и всея Руси и свщмчч. и исповедникам Российским"[19]. "Церковь выстроена в 1644-1645 гг. мастерами А. Константиновым и Л. Ушаковым"[13]. "Церковь сооружена в 1644-1646 гг. в летней резиденции митрополитов по "чертежу" А. Константинова (строителя Теремного дворца в Кремле). План почти идентичен церкви в Медведкове: главный храм на уровне абсиды имеет два придела по сторонам и окружен с запада и юга галереей. Трапезная и колокольня XIX в."[3]. "Ко второй половине XIX в. принадлежат колокольня и отдельные части низкой одноэтажной трапезной"[4]. "Первоначальные колокольня и трапезная построены в 1660 г."[5]. "Храм 1644 г. Внутри были паникадила и порталы. От каменных митрополичьих палат в XIX в. не осталось и следа. Храм по указу и чертежу государева подмастерья - Антипы Константинова работал каменных дел подмастерье Ларион Михайлов Ушаков. В 1860 г. древняя шатровая колокольня была разобрана - она стояла на северо-западном углу здания. Тогда же при приделе св. Агапия с севера сделана трапезная, а с запада выстроена новая высокая шатровая колокольня. Древние иконы были в правом приделе и отчасти в иконостасе главного"[7]. "В XVII в. в Троицком-Голенищеве, против западной стороны церкви, был дворец Патриархов, огороженный каменной стеною с башнями. На южной стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты простирались пруды с рыбой. Эту обитель неоднократно посещали Государи. В настоящее время (1867 г. - П. П.) как памятник древности остался в селе только один видимый нами храм во имя Живоначальной Троицы, выстроенный в 1644 г. С той поры он был не раз перестраиваем и поновляем. В 1812 г. церковь была сожжена и вместе с северным приделом обращена в конюшню. Поэтому иконостас ее новый, но иконы, большей частью, древние поновленные - они сохранились тогда у иконописца, занимавшегося их обновлением. В южном приделе во имя св. Ионы митр., уцелевшем от пожара в 1812 г., в иконостасе находится замечательный по древности образ святителя Ионы с деяниями, писанный в нач. XVII в.; в числе деяний исцеление дочери вел. кн. Василия Дмитриевича и исцеление неверовавшего боярина Василия из рода Кутузовых, которые присвоили впоследствии себе прозвание Голенищевых, соименное этому селу. Под трапезной и северным приделом находятся подвалы, где, как говорят, погребены тела усопших"[2]. "Храм обновлялся в 1898-1902 гг."[6]. По воспоминаниям старожилов, в храме и приходе особо чтили св. Киприана. Здесь в 1921 г. служил Патриарх Тихон, в 1922 г. - дважды митр. Трифон, в 1923 г. - митр. Петр (Полянский). Храм был закрыт в 1939 г. Антиминсы приделов сщмч. Агапия и митр. Ионы перенесены в ближайшую действующую церковь Троицы в Воробьеве, где освящен впоследствии приставной к главному престол свв. Агапия и Ионы. Иконостас взял С. Эйзенштейн для съемок фильма "Иван Грозный", после чего он пропал. В 1966 г., по записи М. Л. Богоявленского, в храме находился склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики Управления специальных предприятий, применяющих труд инвалидов. Храм имел грязный, заброшенный вид. Над ним стояли леса и начат был ремонт. В 1970 г. лесов уже не было, но шатровый купол над церковью так и не был покрыт железом. Вокруг стоял забор, на восточной стороне располагалась проходная. В конце 1970-х гг. склад из храма был выведен, здание пустовало - пристойного арендатора никак не удавалось отыскать. В проходной сидел один старый сторож. Затем храм забрал склад Гостелерадио, в 1987 г. включивший также переехавшую с ул. Дзержинского 26 нотную библиотеку бывшего радиокомитета, прежде "Радио Коминтерна", с ценной коллекцией рукописей. Само село Троицкое-Голенищево полностью снесено. Древняя церковная ограда уничтожена. Здание церкви стоит на государственной охране под № 379[13]. Внизу был Ионинский святой ключ, ныне расчищенный. В 1990 г. был возбужден вопрос о возвращении храма верующим - зарегистрирована община и уже назначен настоятель о. Сергий Правдолюбов. Ждали только переезда архива. В январе 1991 г. верующие еще вынуждены были проводить молебны под стенами своего храма[15, 17]. 7 января 1992 г., на Рождество Христово, служба была уже внутри церкви[18]. [1] Александровский, № 62. [2] Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867. [3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 463. [4] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 168 (во втором изд. 1970 г. часть текста о храме выпущена). [5] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 89. [6] Синодальный справочник. [7] Рукопись Александровского № 75 и часть "Окрестности". [8] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 300. [9] Кузнецов Н. Н. Свящ. Церковь Троицы в Голенищеве // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1907. Т. 1. С. 1-14; 2 фото. [10] Мартынов. Подмосковная старина. М., 1889 (гравюра с видом храма). [11] Красовский Мих. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества... М., 1911. С. 199-203. [12] Степенная книга царского родословия... М., 1775. Ч. 1. С. 558-559 (далее на с. 559-562 текст самой прощальной "Грамоты" митр. Киприана). [13] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 17. [14] Каталог архивов. Вып. 3. С. 524.; Вып. 5. С. 256. [15] Тростникова Е. "Арестованный" храм // Лит. Россия. 1991. 15 февр. [16] Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вторая половина XIV - XVI в. Ч. 1. С. 73-79. [17] Кто кого пересилит? // Веч. Москва. 1991. 11 марта. [18] Вечерняя Москва. 1992. 8 янв. [19] Православная Москва. М., 1993. С. 142. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||