Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 2-й Московской общины старообрядцев Поморского законобрачного согласия
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 404-407
Церковь второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери Токмаков пер., 17 (в глубине участка) "Это первый храм старообрядцев в Москве, построенный в 1907-1908 гг. архитектором И. Е. Бондаренко в стиле северных церквей, с колокольней под двускатной кровлей. Для наружной отделки применен гранит, облицовочный кирпич, майолика. Особенно красива майолика на фронтоне колокольни. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Много ценных древних икон украшают иконостас и храм. Цветное стекло окон делает церковь уютной, полной древнерусской мечты. Вместимость ее 500 человек. Стоимость 150 000 р."[1]. "Храм освящен в 1908 г. Сооружен в древне-псковском стиле и является одним из лучших и красивейших храмов столицы"[2]. "8 июня состоялось в Москве освящение храма во имя Воскресения Христова и Покрова Богородицы при второй московской общине старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом переулке, близ Старой Басманной. Храм выстроен в один год. Строил его молодой архитектор Бондаренко. Стоимость постройки около 150 000 р. Этот первый в Москве поморский храм сооружен по типу древнейших псковских церквей. Оригинальна звонница с крышей из разноцветной черепицы. На ее лицевой стороне изображены из разноцветной майолики два ангела, держащие икону Спасителя - это интересная и типичная живопись. Самый храм невелик. В нем иконостас с древними иконами; огромное паникадило в старом стиле помещено посередине церкви. Храм настолько оригинален, настолько непохож на остальные церкви, что, вероятно, сделается одной из достопримечательностей Москвы. Во время торжества старообрядки-поморки, начиная с московских миллионерш и кончая беднейшей членшей общины, были в платках (большею частию белых) в силу того, что голова женщины должна быть в церкви прикрытой. В притворе храма, а также на хорах лежало немало модных и дорогих дамских шляп, которые были заменены скромными мещанскими платочками"[5]. "1-го мая 1909 г. в этом храме открылись заседания Первого всероссийского съезда поморцев, приемлющих брак. На съезд собралось 500 человек. Перед началом заседаний отслужили молебен, настоятель храма прочел молитву за царя. На собор явились с приветствием представители федосеевцев"[3]. "Пение в этом храме "наречное"[4]. Любопытно, что у храма имеется абсида, хотя поморцам-беспоповцам она как будто ни к чему. "Храм закрыт Великим постом 1930 г. Особая часть госфондов захватила колокола, подсвечники, купель, паникадило, мебель; Гохран забрал серебряные ризы и кресты. Около 70 образов XVI-XVIII вв. пошли на склады музейного фонда"[14]. Через несколько недель община поместилась в восточной части Успенской церкви на Преображенском кладбище, где пребывает и поныне[12]. В 1931-1933 гг. в церкви помещался детский театр, затем - библиотека, а после нее - завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех № 4 швейной фабрики "Космос". Здание находится в худом состоянии. Сломаны главы церкви и колокольни, с последней снят колокол, а из рук ангелов вынута икона Спасителя. К западному порталу сделаны две загородившие обзор пристройки. Два ангела из майолики на фронтоне что ни год все более осыпаются. Здание состояло в числе списка нововыявленных памятников архитектуры, предложенных на постановку под государственную охрану и ждущих утверждения уже не один год. А тем часом храм все более приходил в упадок. В 1990 г. внутри находился штемпельно-гравировальный цех фабрики металлографии и штемпельно-гравировальных работ Главного управления по производству школьно-письменных принадлежностей Министерства местной промышленности РСФСР. Храм поставлен на государственную охрану решением Президиума Моссовета от 30 июля 1992 г. № 84. [1] Путеводитель Машкова. С. 205. Рис. 79. [2] Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г. [3] И. З. Старообрядцы-поморцы. Очерк. М., 1909. [4] Лебедев А. Материалы для истории раскола в Поволжье. М., 1910. [5] Искры. 1908. № 23. С. 182. [6] Проворихин А. С. Московское старообрядчество // Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12, ил. [7] Храм Воскресения и Покрова при 2-ой московской общине старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом пер. М., 1908. 3 с. [8] Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг. М., 1977. Фото № 102. С. 92-93. [9] Журнал Московской Патриархии. 1966. № 3. С. 22-26. [10] Московский архитектурный мир. М., 1912. Вып. 1. С. 53-55; ил. [11] Кириченко Е. И. Москва на рубеже столетий. М., 1977. С. 143.; ил. [12] Хвальковский А. В. В московской поморской общине // Старообрядческий церковный календарь на 1990. г. Рига. 1990. С. 60. [13] Церковь. 1908. № 23-24. [14] Козлов В. Судьбы старообрядчества // Моск. журнал. 1992. № 9. С. 36. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||