Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Восточная часть
версия для печати

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе

   
Фотографии
   
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 396-398
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, святых Зосимы и Савватия Соловецких[5]
Дурной, ныне Товарищеский, пер., 6 (в глубине двора)
"10 лет прошло с воцарения Екатерины II, и Москва стала резиденцией всевозможных сект. После отмены притеснений ожили и филипповцы. До этого главным местом филипповского раскола было село Кимры Кашинского уезда Тверской губернии. Отсюда и направлялась пропаганда на Москву. В 1780-х гг. в Москве образовались небольшие колонии в Рогожской и Пятницкой частях. В то время как старообрядцы других толков отбросили аскетизм, лишь только обрели материальные средства, у филипповцев аскетизм лег в основу их учения, по крайней мере на первых порах. Филипповцы слыли "крепкими христианами". Первое время они собирались на молитву и общественные рассуждения, когда в Москву наведывались кимрские монахи. В 1709 г. в Москве поселился тверской купец Т. И. Долин. Он предложил филипповцам пожертвовать значительную долю капитала на построение часовни в центре филипповства, в Дурном переулке. Фасады раскольничьих домов одинаковы: молельни не выставляются на вид, обычно они загорожены жилыми строениями. Так сделал и Долин: выстроил два жилых каменных флигеля для призреваемых, а потом во дворе - молельню, которая даже не значилась на плане. Так как старообрядцы, по существовавшему положению, не имели права владеть общественной собственностью, то все постройки были записаны на купца Долина. Монах из Кимр освятил молельню. Наставником избрали Алексея Яковлева, писателя, пользовавшегося репутацией непобедимого полемиста в спорах с поморцами. Яковлев занялся благообразием часовни, завел иконописную мастерскую, отливание икон и крестов из меди довел до совершенства. Призреваемых было 30 человек, они должны были соблюдать строгий, аскетический устав, постничать, не брать в рот вина. Но безбрачие было только на бумаге. Хотя для мужчин и женщин были особые помещения, но сношения их скоро же обнаружились. Наставники старались этого не замечать и наблюдали только, чтобы в приюте не было детей: их по рождении отправляли в воспитательные дома или в приемыши. Мертвых детей хоронили здесь же во дворе. Покойников же взрослых клали на Рогожском кладбище, а на Преображенском не хотели. Вскоре община разрослась до 300 человек. Федосеевец при вступлении в нее должен был отречься от своей прежней секты и выдержать 6-недельный пост; поморец, кроме того, оставить жену и детей и наблюсти 12-недельный пост; православные же перекрещивались.
В 1809 г. Яковлев помешался и наставником избрали Петра Иванова. В 1812 г. молельня и приюты опустели, оставались только Иванов да помешанный Яковлев. После освобождения Москвы от французов филипповцы опять собрались, возвели строения получше, молельню сделали обширную, каменную. В это же время купцы стали создавать домашние молельные: в Сущевской части - Зосима Афанасьев; в Пятницкой части - Кузьмин, Григорьев и Иванов. Богослужение в них отправляли сами хозяева или кимрские монахи, когда приходили на Москву. Число прихожан увеличивалось, призреваемых перевалило за 100. Наставники стали отправлять миссионеров в Орловскую губернию, в имение графа Кочубея, в гор. Моршу, а также в губернии Саратовскую, Тверскую, Ярославскую. Богатые купцы завели и еще новые домашние моленные: в Лефортовской части - у Акифьева, Никитина, Кириллова; в Пятницкой части - у Борисова; на Арбате - у Томилина. В 1840-х гг. жизнь общины замкнулась, старания ее были направлены на то, чтобы укрыться от властей. Общинное имущество неоднократно переписывалось с одного лица на другое. В общественном дворе устроили лабиринт, чтобы легче было убежать от полиции. Соседние с двором дома скупили купцы-филипповцы. Капитал общины достиг 200 000 рублей"[1].
Таким образом, филипповская моленная в Дурном переулке появилась сначала в 1790-е гг. и была сперва деревянной, а после 1812 г. была вновь выстроена каменная. В 1908 г., согласно адресной книге[2], дом № 6 принадлежал Пелагее Потаповне Кокушкиной.
В 1967 г. М. Л. Богоявленский записал со слов старожила, что церковь филипповцев находилась в строении на дворе владения № 6, где с 1960-х гг. по 1982 г. располагалась Пролетарская межрайонная контора "Мосхлебторга". Колокольня была сломана в 1926 г., а сама моленная закрыта около 1930-го. Молиться сюда приезжали издалека и месяцами жили в доме № 6 по переулку, скрывавшем от чужих глаз моленное здание на дворе. Жили и в других домах, стоявших ранее кругом, а впоследствии снесенных. Приезжих тут кормили бесплатно.
В 1980 г. здание, где была моленная, производило впечатление весьма древнего, но однако же довольно крепкого. Вытянуто оно было по оси с запада на восток. Окна с годами осели низко, почти дойдя до земли. С юга и с севера были квадратные пристройки (быть может, северная представляла из себя первый ярус упраздненной колокольни). В южной пристройке в окнах все еще пребывали старинные кованые чугунные решетки. Стены были толщины весьма солидной. Внутри же все переоборудовано. Церковное здание было одноэтажным.
Вероятно, именно эта, главная община и перебралась впоследствии на Преображенское кладбище в часовню. В 1980 г. в доме № 6 по переулку была еще жива последняя фипипповка, но она была тяжело больна и переговорить с нею не удалось. Здание бывшей моленной на государственной охране не состояло, хотя было весьма любопытным.
В 1982 г. его зазря снесли под корень, оставив на его месте пустырь, поросший бурьяном. Двухэтажное здание № 6 по переулку все еще стояло и было занято жилыми квартирами...
 
[1] Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве. СПб., 1865.
[2] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 5. С. 165.
[3] В-ский. Филипповская старообрядческая часовня в Москве // Православное обозрение. 1864. Январь. С. 73-92 (на основе этой статьи составлена книжка[1]).
[4] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. 1. С. 251.
[5] Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
[6] В. В., А. В. Сказание о Покровской Монинской моленной // Старообрядческий церковный календарь (беспоповский) на 1989 г. Рига. 1989. С. 44.
[7] Московский листок. 1914. 25 марта.
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Тосканский ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Христова в Крохино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет