Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Восточная часть
версия для печати

Церковь Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Никольском единоверческом монастыре
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 339-341, 342
Церковь Успения Пресвятой Богородицы посреди монастырского двора
"Построена в 1784 г."[20]. "Освящена 2 июня 1857 г."[7].
"Придел Николая Чудотворца освящен в 1854 г."[3].
Архитектором прежде считался предположительно В. И. Баженов[16; 8]. По последним, наиболее достоверным разысканиям проект был Ф. К. Соколова[20].
"Все внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена"[21].
"Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящен в 1857 г. митр. Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митр. Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия"[3].
"Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной Папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей"[1].
"Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей"[2] - так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.
Кроме небольшой колокольни в западной части храма, еще западнее выстроена отдельно стоящая колокольня "1876-1879 гг."[7] "готического стиля, на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова"[2], "архитектор Ф. И. Горностаев"[16].
"В 1922 г. Успенскую церковь захватили обновленцы. Главную часть храма они отдали старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой, южной, стороне трапезной сооружен был придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался.
В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV-XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери - "Акафистная" (XVI в.), древний образ "Софии Премудрости Божией" (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона "Тайная Вечеря", которые относятся к XV в."[19].
По сведениям причтов православного и старообрядческого, делящих ныне здание Успенской церкви пополам, спустя некоторое время после закрытия в начале 1920-х гг. Никольского монастыря, храм его был захвачен обновленцами, которые довели его до того, что не оставалось ни копейки на содержание. Тогда они уступили за деньги (!) храм старообрядцам новопоморского брачного согласия. "Они перебрались в него в начале 1930 г. из закрытой их собственной церкви в Токмаковом переулке"[23] (здание ее сохранилось, о нем подробнее см. в части "Иноверческие храмы"). Старообрядцы заняли сам храм, а трапезная снова отошла к Патриархии. Между храмом и трапезной была сделана глухая стена; в православной части освятили два престола: главный в честь св. Николая Чудотворца с севера (по нему ныне храм называют Никольским) и другой престол в честь Успения Божией Матери с юга. У Александровского есть упоминание, что "здание перестало быть православной церковью"[8]. Но если его и закрывали - то ненадолго, ибо основное внутреннее убранство сохранилось.
Старообрядческая церковь принадлежит новопоморскому брачному согласию и является его центром в Москве. В 1990 г. на дверях староверской части любопытное объявление: "Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом". Вход в православную часть с запада, в староверскую - с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-новопоморцы также не имеют священства и литургии, поэтому алтарями вновь не пользуются.
Перевод в книге[6] слова "единоверческий" на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как "диссидентский"; в связи с этим можно отметить следующее совпадение - Никольская церковь с 1963 г. стала местом получившего широкую огласку служения о. Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы в книге[9]. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 г. о. Д. Дудко был переведен на подмосковный приход в село Кабаново; дальнейшая история его деятельности хорошо известна и не связана с рассматриваемой в настоящей книге темой[22].
Отдельно стоящая колокольня в 1960-е гг. находилась в жалком состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, темно-грязный (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х гг. ее отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней нет, и проход закрыт забором. Небольшие колокола сохранились на звоннице в западной части храма, но звонят в них редко.
Рядом на Преображенском кладбище сохранилась построенная также в "баженовском" стиле действующая часовня старообрядцев-филипповцев; а ближе к метро, по адресу Преображенский вал, 17, остатки федосеевского богаделенного дома с одной действующей Крестовоздвиженской церковью. О них см. подробнее в части "Иноверческие храмы". Близ самого метро вплоть до 1964 г. стоял кафедральный храм митрополита Крутицкого и Коломенского - церковь Преображения, называвшаяся также Петропавловской. Летом 1964 г. она была понапрасну взорвана; ныне на ее месте газон на углу площади и 1-й улицы Бухвостова - подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.".
 
[1] Синицын П. В. Никольский единоверческий монастырь в Москве. М., 1896. 26 с.
[2] Московские церковные ведомости. 1902. № 2.
[3] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 427-429; библиогр.
[4] Вся Москва: Адресная книга на 1914 г.
[5] С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. 47 с. (оттиск из "Душеполезного чтения" за июль-август 1879).
[6] Москва. Памятники архитектуры XVII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345 (фото 156).
[7] Александровский, № 291 - церковь Успения Николы, № 303 - Крестовоздвиженская.
[8] Рукопись Александровского, № 671, 715.
[9] Дудко Димитрий, свищ. О нашем уповании. Париж, 1975. 270 с.
[10] Погодин М. П. Освящение церкви на Преображенском кладбище. Б. м., б. г. (о церкви Успения Николы).
[11] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 433 - училище; С. 840 - противораскольническое братство св. Петра митрополита моск.
[12] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. М., 1884 (вид монастыря).
[13] То же. Приложение 1. М., 1888 (вид монастыря от Хапиловского пруда).
[14] Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12. С. 66 (фото монастыря).
[15] В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 287-289; 348.
[16] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.
[17] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2. (История Новоблагословенной (единоверческой) церкви.)
[18] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 298-299; Т. 2. С. 159, 242, 306, 309-310, 335.
[19] Овсянников В. Юбилей Никольского храма (к 175-летию основания здания церкви св. Николая в Никольском единоверческом монастыре) // Журнал Моск. Патриархии. 1966. № 3. С. 22-26.
[20] Русакомский И. К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып. 2. С. 148-170: ил.
[21] Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. Л. 25-32, 48-60 (на церковнославянском языке, с ил.).
[22] Дудко Д., свящ. Вовремя и не вовремя. Брюссель, 1978. С. 306-310.
[23] В. В., А. В. Глава из истории поморского брачного согласия (О второй Московской общине в Токмаковом переулке) // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. Рига, 1988. С. 64-66.
[24] Копылова Е. Преображенское: шаги навстречу // Веч. Москва. 1989. 14 июня.
[25] Корнеев В. Преображенское: возвращение к истокам // Известия. 1989. 5 дек.
[26] Васьков М. Музей, баня или милосердие? // Моск. правда. 1989. 28 дек.
[27] Ухабы на дороге к храму. Преображенское и вокруг него // Веч. Москва. 1990. 23 марта.
[28] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Дынька"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Христова в Рождествено"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет