Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Северная часть
версия для печати

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в Леоново

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 66-69
Церковь Риз Положения Пресвятой Богородицы во Влахерне в селе Леоново (Левоново) на реке Яузе
ул. Докукина, 15
"Выстроена на месте древней деревянной в 1719-1722 гг.
Приделы: северный - иконы Богоматери Неопалимая Купина, 1719 г., южный - Николая Чудотворца, также 1719 г."[1].
"Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573-1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633, второе - в 1635 гг. Первое время при наследниках И. Н. Хованского - братьях Иване и Петре Хованских - поселение было весьма немногочисленно, своего прихода почти не было и причт получал от владельцев поместья ругу.
В начале XVIII в. Леоново перешло в собственность Василия Петровича Хованского, вельможи петровского склада, при котором произошел следующий прискорбный случай, описанный неким Берхгольцем, камер-юнкером герцога Голштинского, жившего одно лето на даче в Свиблове рядом с Леоновым. Молодой князь Василий пригласил гостей, преимущественно светскую молодежь, которые, сильно выпив сами, напоили хозяина до бесчувственного состояния и, положив его в гроб, отнесли в церковь, где перед алтарем в кощунственной форме совершили положенные обряды, после чего разъехались, оставив хозяина в церкви, откуда лишь под утро его вывел священник Филипп Леонтьев. Узнавший об этом от канцлера Шафирова царь Петр всех участников выходки приговорил к смертной казни, которую впоследствии заменил телесным наказанием в своем присутствии. После этого случая Хованский обратился в Синод с ходатайством о разрешении построить новую, каменную церковь. Но в связи с повсеместным запрещением каменного строительства везде, кроме Петербурга, сделанным в 1714 г., указ о строении каменного храма был выдан лишь в 1719 г. Новый храм, выстроенный в 1719-1722 гг. из камня, был освящен в 1722 г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.). В указе записано: "Церковь освятить Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву с братией".
В 1767 г. имение было продано Павлу Григорьевичу Демидову, который прожил в нем почти безвыездно 54 года. При нем был создан прекрасный парк, для которого он выписывал из Сибири редкие деревья, устроены оранжереи и пруды с множеством рыбы и птиц. К концу жизни он заболел нервным расстройством (выражавшимся, в частности, в том, что "не выносил" колокольного звона и поэтому настоял на закрытии храма - П. П.). Церковь затворили в 1800 г., и она "оставалась без пения до 1859 г.", придя в полное запустение. Одно из первых изображений ее - гравюра 1806 г., на которой вид ее во всем соответствует современному, за исключением двух небольших главок, расположенных на скатах кровли над существующими доныне приделами. В 1812 г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. После смерти Демидова 1821 г. его наследники продали имение. Новый владелец в свою очередь продал его в 1825 г. купцу Кожевникову. При Кожевникове был вырублен лес и почти полностью парк.
В 1859 г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих. Видимо, в это время были выполнены фресковые росписи на внешних боковых стенах центрального куба. До молчановского ремонта храм, вероятно, был еще холодным; на фото конца XIX в. уже видна железная печная труба. В наши дни от имения остались лишь пруд, небольшая липовая аллейка и совершенно потерявший прежний облик 2-этажный дом над прудом. Пруд с полным основанием можно отнести к XVIII в., дом и аллея, видимо, конца XIX в. (на охране ничего, кроме церкви, не стоит. - П. П.)"[8].
"Последними владельцами села до 1917 г. были Капустины"[5].
"23 апреля 1922 г. в храме с. Леоново изъято 26 пудов 3 золотника серебра"[13].
"По договору от 17 декабря 1918 г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. Из договора видно, что она в это время являлась приписной и находилась в свибловском Свято-Троицком приходе (ц. в Свиблове сохранилась; подробнее см. в части "Окраины". - П. П.). В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из черской Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Эти иконы сейчас находятся в приделах, икона Богоматери "Трех радостей" - у правого клироса главного алтаря, а Феодоровская - у левого клироса.
На участке храма - единственное надгробие прот. Иоакима Вас. Смирнова, скончавшегося на 88-м году жизни в 1917 г. и прослужившего в леоновской церкви 46 лет. С 1917 по 1929 г. здесь служил внук о. Иоакима - о. Владимир Смирнов (затем храм, видимо, закрыли, т.к. следующие сведения о нем идут с 13-летним перерывом. - П. П.). Позднее здесь служил прот. Иоанн Марков - с 1942 по 1955 г. При нем была сделана электропроводка, печное отопление заменено на водяное. Он приобрел паникадила, много сил отдавал реставрации икон. В годы войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии.
Антиминс для главного алтаря освящен Патриархом Алексием 11 (24) апреля 1948 г.; по-видимому, Патриарх тогда же и служил в этом храме. Для Неопалимовского придела антиминс был освящен еще митр. Филаретом Дроздовым; по причине ветхости он недавно заменен новым, освященным Патриархом Пименом 1 ноября 1971 г. Антиминс Никольского придела был освящен митр. Московским Владимиром (Богоявленским, убит в 1918, первый из новомучеников Российских - П. П.) "для церкви преподобной Ксении при детском Ксениевском приюте в Москве" 20 августа 1900 г. (церковь разрушена. - П. П.). По благословению Патриарха Тихона 10 сентября 1923 г. "сей антиминс был дан священнику московской Николоявленской на Арбате церкви Николаю Громову". В начале 30-х гг. архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов), управлявший Московской епархией, передал антиминс в леоновский храм, о чем гласит надпись на его обороте: "В Ризположенскую церковь Леонова. А. Питирим".
В престольный праздник за богослужением в храме читается обычно акафист Державной иконе Богоматери (так как акафиста Ризположению нет). Основная мысль его отвечает содержанию праздника Положения ризы: "Державный покров Ее благости" - это защита и заступление, даруемые верующим честной ризой Богоматери. В 1972 г. храму исполнилось 250 лет. Однако празднование юбилея решено было провести в престольный праздник следующего года, когда 15 июля н. с. по благословению Патриарха Пимена литургию и праздничный молебен в храме служил архиепископ Волоколамский Питирим.
В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. - "Утоли моя печали" и Казанский, расположенные один против другого в трапезной на стенах боковых приделов. Храмовый образ "Положения честной ризы Богоматери" выполнен маслом в XIX в. в спокойной манере.
Четырехъярусный иконостас с иконами тонкого письма хорошей школы - XIX в. Росписи на стенах - позднейшего времени, выполнены в разные сроки. Интересна роспись "Избиение младенцев" на западной стене придела св. Николая. По стилю она относится к концу XVIII в. и принадлежит школе Н. П. Аргунова - академика живописи, бывшего крепостным графа Шереметева. Фреска на наружной стене сохранилась только слева"[8].
На колокольне храма сохранились колокола, которые регулярно звонят. Вокруг сделана церковная ограда, рядом появилась новая станция метро "Ботанический сад". Храм стоит на государственной охране под № 185[9].
"Угрозой будущему храма стали равнодушие и косность бюрократов. Сколь ни прочны древние стены, но и они нуждаются в ремонте. Церковная община нашла подрядчика, согласившегося выполнить необходимые работы за 5 тысяч рублей. Однако в ГлавАПУ возникло неожиданное препятствие. Чиновники решили навязать общине своего подрядчика, потребовавшего за те же работы... 12 тысяч. А такой расход для церкви непосилен. Состояние памятника продолжает ухудшаться.
Не обошли стороной храм и другие треволнения нашего беспокойного времени. В прошлом (1989 - П. П.) году он подвергся ограблению. С тех пор прихожане добиваются установки в церкви охранной сигнализации. И еще одна боль старинного храма. По соседству с ним угнездился филиал автокомбината № 31 "Мосторгтранса". Шум, грязь, выхлопные газы, вибрация крайне вредны историческому зданию. Кроме того, подобное соседство нарушает торжественную и строгую атмосферу, присущую этому чудом сохранившемуся уголку. Церковь Ризположения Богородицы вместе с окружающим ее небольшим зеленым массивом составляет единый природно-архитектурный ландшафт. Это место должно стать заповедным для любой хозяйственной деятельности. Необходимо помочь памятнику старины, сохранить его для нас и наших потомков"[14].
 
[1] Рукопись Александровского, № 339.
[2] Список Бахима, № 510.
[3] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах московской епархии. М., 1874. С. 104. № 698.
[4] Останкович Н. П. Путеводитель по московской Окружной железной дороге. М., 1912.
[5] Памятники усадебного искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 40.
[6] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1887. Вып. 5 (Радонежская десятина). С. 142.
[7] Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889.
[8] О-в В. Храм Положения ризы Пресвятой Богородицы что в Леонове // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 9. С. 20-26; ил.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 2.
[10] Капустин В. А. Леоново, подмосковное поместье Ивана Никитича Хованского. М., 1908.
[11] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 32.
[12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 518; Вып. 5. С. 237.
[13] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 264.
[14] Вечерняя Москва. 1990. 28 февр.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Антаблемент"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Сретения Господня и Михаила Архангела в Красной Ляге"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет