Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Всех Святых во ВсехсвятскомЦерковь Всех Святых на Соколе
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 36-41
Церковь Всех Святых в селе Всехсвятском (другие определения: "в пустоши Лужа Отцовская", "Отцы святые на прудах") на реке Ходынке Петербургское шоссе, ныне Ленинградский просп., 73 "В соответствии со второй духовной грамотой Димитрия Донского Н. Баландинский относит начало истории села к 1398 г."[20]. "Построена на месте древней в 1683 г. на средства Ивана Михайловича Милославского. Нынешнее здание выстроено в 1733-1736-х гг. имеретинской царевной Дарьей Арчиловной"[7]. Дата постройки "1733 г." на охранной доске, висящей у входа в настоящее время, указывает на год начала воздвижения нового храма. "Село "Отцы Святые" с деревней Щукиной упоминаются в грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева 1488 г. В 1587 г. пожаловано царем Федором Архангельскому собору. С 1624 по 1678 г. числилось пустошью. После Архангельского собора вотчинником был И. М. Милославский, выстроивший тут в 1683 г. каменную церковь Всех Святых. В 1695 г. село перешло к зятю Милославского имеретинскому царевичу Александру Арчиловичу и одновременно стало местом остановок царей при въездах в Москву - здесь бывали Петр II в 1728 г., Екатерина II в 1775 г. Нынешняя каменная церковь построена царевной Дарьей Арчиловной: приделы Симеона и Анны и Всех Скорбящих Радости освящены в конце сентября 1733 г., главный храм - 19 сентября 1736 г. С 1748 г. село принадлежало грузинским царевичам; с 1750 г. разделилось между ними на два имения - одно осталось за ними и в XIX в., другое поступило в дворцовое ведомство и имело особые подъездные дворцы, летний и зимний, пока они не были заменены в 1778 г. Петровским. В 1886 г. "теплая церковь" Всехсвятского была приподнята в верхнем своде. С 22 июня 1902 г. производились работы по расширению приделов. Скорбященский освящен 8 ноября 1903 г., Семеновский - 31 июля 1905 г. В 1919 г. село вошло в черту Москвы"[7]. Трапезная была расширена на север и юг, вместе с тем раскрыта перегородка, отделявшая собственно храм от нее, - верх перехода сделан полуциркульной аркой, благодаря чему внутри создается впечатление большого простора и высоты. Окна в новой части сделаны наподобие старых, но их можно отличить по более простым - в противоположность древним многопрофильным - наличникам. В 1981 г. в связи с необычайно возросшим числом прихожан возникла необходимость служить как раннюю, так и позднюю обедню в главном храме, и тогда по благословению Патриарха Пимена был освящен четвертый, приставной к Всехсвятскому престол во имя свв. Веры, Надежды, Любови и Софии. "В 1398 г. здесь существовал монастырь во имя Седьмого Вселенского Собора Святых отец на речке Ходынке. Упразднен в XV в."[2]. "Владельцы села: дворцовое ведомство в XVI в.; Архангельский собор Кремля - 1587-1624; Милославские - 1683-1694; имеретинские царевичи - 1695-1746; грузинские царевичи - 1748-1852"[3]. "Родной сын владельца села в XV в. И. Ю. Патрикеева Василий, в монашестве Вассиан Косой, известный церковный деятель нач. XVI в."[10]. "Каменную церковь построил в 1683 г. И. М. Милославский, племянник царицы Марии Ильиничны - жены царя Алексея Михайловича. В 1736 г. каменная церковь заменена новой, также каменной, выстроенной новой владелицей села Дарьей Арчиловной"[2]. "В 1733-1736-хгг. оказавшиеся под угрозой опалы имеретинские царевны спешно соорудили новую Всехсвятскую церковь, сохранившуюся до наших дней, где один из престолов освящен в честь покровительницы императрицы Анны Иоанновны - св. прав. Анны (и Симеона Богоприимца). Вплоть до присоединения Грузии к России богослужения в церкви велись на грузинском языке, а подле храма существовало и грузинское кладбище, где среди прочих похоронены родители героя 1812 г. князя П. И. Багратиона"[10]. Перед въездом на коронацию в Москву Анна Иоанновна останавливалась во Всехсвятском. Любопытно, что в недавно открытом музее "Грузины в Москве" вывешена цветная фотография храма со скромной надписью "Грузинская церковь в Москве". "В 1798 г. храм поновлен грузинским царевичем Георгием. После 1812 г. Георгий Александрович с еще большей роскошью возобновил Всехсвятское. Сама церковь недавно (т.е. перед 1898 г. - П. П.) капитально переделана, иконостас изменен, царское место уничтожено. При входе с западной стороны, где над папертью колокольня, похоронены в стене князь Дм. Егор. Багратион, родственник известного полководца, княжна Анастасия Дм. Багратион (1796-1857), князь Георгий Иванович Авалов (ум. в 1850 г.) и его супруга, урожденная Багратион. В самой церкви близ северных дверей мраморная плита князя и княгини Дм. Павловича и Елизаветы Мих. Цициановых"[2]. По преданию, в Смутное время здесь была главная квартира Тушинского вора Лжедимитрия II, который якобы зарыл тут свои сокровища[8]. "Грузинские царевичи из рода Багратионов, правившего Грузией с IX по XIX в., имели во Всехсвятском дворец. В нем останавливались Петр I в 1722 г. и другие царственные особы в XVIII в., путешествовавшие из Петербурга в Москву. Во Всехсвятском была последняя ночевка перед въездом в первопрестольную. В 1776-1782-х гг. для остановки государей выстроили ближе к городу поныне сохранившийся Петровский путевой дворец"[5]. Село Всехсвятское, как символ достижения конца пути, упоминается в завершающих строках "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева. "Храм во имя Всех Святых в недавнее время подвергся капитальным переделкам; при храме в настоящее время имеется церковно-приходская школа, открытая в 1902 г. В селе находятся заводы "Изолятор", "Гончар", столярный и цветочный"[11]. Среди упомянутых выше переделок начала XX в. находится, по-видимому, пробивка в куполе главного храма ложных овальных окон, которых нет на фотографии в книге Токмакова конца XIX в. Всехсвятское вошло в черту города в 1910-е гг. "История строительства церкви Всех святых в селе Всехсвятском в Москве неотделима от истории самого села и тесно связана с рядом значительных событий в истории русского государства. Расположенное на бойком месте, в пяти верстах от Тверской заставы по Санкт-Петербургскому тракту, село Всехсвятское неоднократно упоминается в русских исторических документах. Еще в 1398 г. здесь существовал монастырь во имя Святых отец, а поселение, образовавшееся вокруг него, носило название "село Святые отцы на речке Ходынке". Село Всехсвятское упоминается в 1599 г., когда туда был послан Борисом Годуновым ясельничий М. Татищев для встречи предполагаемого жениха царевны Ксении шведского принца Густава. Через 10 лет, в 1608 г., во Всехсвятском стояли лагерем войска царских воевод Скопина-Шуйского и Романова, закрывая Лжедмитрию II ("Тушинскому вору") подступы к Москве. Здесь, невдалеке от церкви, князем Скопиным-Шуйским был основан "Княжий двор", который еще в XIX в. существовал во Всехсвятском в Песочном переулке. В конце XIX в. было живо местное предание о том, что после вынужденного отступления русских войск во Всехсвятское переместилась главная квартира "Тушинского вора", и здесь же были зарыты награбленные им сокровища. Со второй половины XVII в. село Всехсвятское перешло во владение князя И. М. Милославского, племянника царицы Марии Ильиничны. С его именем связано строительство каменной церкви Всех святых в 1683 г. Она просуществовала вплоть до 1733 г., а само село за прошедшие с 1685 по 1733 г. 50 лет было свидетелем ряда значительных исторических событий. Как вотчина Милославских Всехсвятское тесно связано с историей стрелецкого бунта: приверженец царевны Софьи и противник Петра Великого и Нарышкиных Милославский вынашивал здесь планы бунта, а позднее скрывался от преследований. Единственная дочь Милославского Феодосья Ивановна вышла замуж за имеретинского царевича Александра Арчиловича, и с этого времени история Всехсвятского и его церкви надолго оказалась связанной с грузинскими и имеретинскими царевичами, находившимися в России. По смерти И. М. Милославского и его дочери Всехсвятское по именному указу было пожаловано имеретинскому царевичу Александру Арчиловичу, приближенному Петра I. Царевич Александр сопровождал государя в Амстердам для учения, сам учился в Гааге бомбардирству и в 1700 г. получил чин генерал-фельдцейхмейстера. В его ведении находился Пушкарский приказ в Москве. Но в битве под Нарвою он был взят шведами в плен и скончался в Стокгольме в 1711 г. В память о преданном имеретинском царевиче Петр I начал празднование в Москве Ништадтского мира (1721) (знаменитый "зимний маскарад") шествием из Всехсвятского, где был принят жившей там безвыездно сестрой царевича Александра царевной Дарьей Арчиловной. С именем царевны Дарьи и связано строительство существующей ныне церкви Всех святых. Освящение вновь построенного храма Всех святых состоялось в 1736 г. Расширение храма во Всехсвятском вызвано необходимостью иметь более просторную церковь в связи с увеличением ее прихода. При царевне Дарье находилась многочисленная свита и родственники, здесь же получали пристанище многие знатные грузинские изгнанники. В 1724 г. сюда по приглашению Петра прибывает грузинский царь Вахтанг IV, известный историк и законодатель. С этого времени село превращается в центр грузинской культуры в Москве. В 1740 г. царем Вахтангом была основана во Всехсвятском первая не только в России, но и в самой Грузии грузинская типография, в которой под наблюдением грузинских священников и диаконов печатались на грузинском языке церковные и богослужебные книги. Печатное дело, начатое Вахтангом, продолжал после его возвращения в Грузию с 1748 г. грузинский царевич Бакар Вахтангович. В 1748 г. село было пожаловано ближайшим родственникам Дарьи Арчиловны, грузинским царевичам Бакару и Георгию Вахтанговичам, и процветало в течение XVIII в. при их наследниках. В 1798 г. при князе Георгии Бакаровиче, внуке царя Вахтанга, храм Всех святых поновлен, в нем устроен иконостас, на левом клиросе - царское место. После разгрома села в Отечественную войну 1812 г. оно восстановлено с новой роскошью; тогда же, вероятно, проводились работы и в церкви. До присоединения Грузии к России (нач. XIX в.) богослужения в церкви велись на грузинском языке; в храме погребено тело протоиерея Георгия (1745), воспитателя и законоучителя грузинских царевичей. В 30-е г. XIX века, когда через село было проведено Санкт-Петербургское шоссе, оно стало пыльным и шумным местом, и с этого времени земли его начинают распродаваться и сдаваться в аренду. В течение XIX - начала XX в. церковь Всех святых во Всехсвятском неоднократно поновлялась и перестраивалась. В 1838 г. в холодной церкви поновлена живопись. В 1860 г. в теплой церкви был сделан вновь позолоченный иконостас "с образами новейшей живописи". Большие работы проводились в 1880-е гг. В 1884 г. мастером Соколовым был возобновлен иконостас в холодной церкви. В 1886 г. приподнят верхний свод в теплой церкви. В 1887 г. начато украшение стенной живописью теплой церкви, которая была освящена в том же году. В 1902-1905 гг. перестроены и расширены приделы: во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (память 3/16 февраля), в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (память 24 октября / 6 ноября)"[18]. В 1920-х гг. храм попытались закрыть, судя по следующей заметке: "Беспартийный вошел с ходатайством в исполком райсовета о закрытии церкви села Всехсвятского и передаче помещения соседней фабрике под клуб"[12]. Храм все-таки остался еще на некоторое время действующим, но его захватили "живцы" - обновленческое движение "Живая церковь", - оттолкнувшие от себя большинство старых прихожан и постепенно доведшие церковь до подлинного закрытая в 1930-х гг. При этом, по воспоминаниям очевидцев, великолепный 5-ярусный иконостас XVIII в. был выломан и публично сожжен "в назидание" тут же подле храма. Внутри расположился склад, занимавший помещение всю войну. "В 1933 г. село Всехсвятское было переименовано в поселок "Сокол" в честь агронома А. И. Сокола, который разводил здесь на своем дворе породистых свиней"[5]. - "И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они вышедши пошли в стадо свиное. И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде" (Матф. 8; 31-32). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф. 7; 6). В последнее время очень уж пасквильное переименование стараются обосновать другими, не такими "свинскими" причинами - см., например, книгу[13], где изложены доводы против приведенной выше версии П. В. Сытина. При всей возможной спорности, однако, внутреннюю правду приходится признать именно за ней. В 1945 г. по просьбе местных жителей было получено разрешение вновь открыть храм. Он был освящен после спешного ремонта к Пасхе 1946 г. настоятелем профессором Моск. Духовной Академии Вениамином Васильевичем Платоновым[4]. Иконостасы делали заново, к освящению завершить не успели. Когда священник спросил, есть ли желающие исповедаться и причаститься, то, по рассказам старых прихожан, желающими оказались все наполнявшие храм тысячи людей. "Нынешняя живопись внутри храма - 1946 г.; возобновлялась в 1960 г."[19]. Наиболее значительная композиция "Собор всех русских святых" находится над иконостасом. Профессор прот. Вениамин Платонов (1883-1948) был погребен за алтарем храма; однако, в связи с уничтожением погоста в 1982 г., его прах переместили на Митинское кладбище близ Химок под Москвой. К 1983 г., когда праздновалось 300-летие Всехсвятского храма, он находился в весьма благолепном состоянии, постоянно ремонтируется внутри и снаружи. В 1960-х гг. окрашивался в желтый цвет с побелкой деталей архитектурной обработки; в 1970-х гг. его пытались сменить на красный, но в 1980 г. вновь вернулись к желтому. Крыша в 1983 г. крыта медным листом. С 1979 г. вновь зазвонил долго молчавший колокол, радующий своими звуками православных по воскресеньям и праздникам. Колокольня со временем несколько накренилась к западу. Сохранились часть ограды с решеткой и домик причта. Здание с оградой стоит на государственной охране под № 345[14]. К сожалению, во исполнение распоряжения о ликвидации кладбищ в черте Москвы, старинный погост села в 1982 г. был варварски сметен; большинство надгробий, среди коих были древние из песчаника XIX, XVIII и даже, быть может, XVII вв., уничтожены, - лишь незначительное число захоронений перенесли за пределы Москвы. Заросшее деревьями пространство, где располагалось кладбище, осталось праздным и никак не предполагается использовать. В 1980-е гг. с запада от храма выстроено лишь два служебных флигеля. Сама земля словно вопиет к разрушителям о бессмысленности их злодеяния. Вступился за "своих" покойников только музей "Грузины в Москве", которому посоветовали забрать их к себе в экспозицию и не в свои дела не мешаться... За абсидой ныне сохранился всего один пирамидальный памятник с надписью: "Под сим камнем положено тело Грузинского царевича Ивана Александровича Багратиона, родившегося 1730 г. ноября в 1 день, прожившего 65 лет, скончавшегося в 1795 г. Сей памятник воздвигнул любезнейший сын его князь Петр Иванович Багратион" - то есть сам знаменитый полководец. На паперти под колокольней в северной стене - небольшая плита: "Здесь погребено тело княжны Анастасии Дмитриевны Багратион. Род. 8 февраля 1796 - сконч. 24 июля 1857 года". В главном храме в северной стене плиты: князя Дм. Павловича Цицианова (1721-1777) и его жены Елисаветы Михайловны; статского советника князя Петра Дмитриевича Цицианова, скончавшегося 17 августа 1826 г., и его брата князя Михаила Дмитриевича, скончавшегося 16 марта 1811 г. На южной стене другая любопытная доска с надписью: "Умер я, нижайший среди людей, воспитанник царя Вахтанга и воспитатель царя Бакара, протоиерей Георгий Герсееванович в 1745 г. 20 июля. Был я таким, как вы, и вы будете таким, как я. Прошу вас во имя любви к Богу прощения, чтобы и вам прощались грехи ваши. Аминь. Сын мой Григорий 33 лет также скончался в 1746 г. 14 июня и покоится здесь же в ложе моей. Прошу прощения во имя Бога" (оригинал по-грузински, внизу повешена табличка с современным переводом). Иконостасы главный и придельные, выполненные вновь в середине XX в. после уничтожения старых при закрытии храма, имитируют мрамор; иконы в "васнецовском" стиле. Из старых образов примечательны икона Тихвинской Богоматери на южной стене трапезной и Феодоровская Ее икона XVIII в. в алтаре. Приход Всехсвятской церкви, вероятно, самый большой в Москве и едва ли не в России; она посещается многими тысячами прихожан наравне с Богоявленским Патриаршим собором, и большее число молящихся в настоящее время можно наблюдать лишь в Троице-Сергиевой лавре и других монастырях из числа оставшихся. За последние 10-15 лет приход настолько возрос, что на праздники в храм трудно попасть, хотя он и вмещает более пяти тысяч молящихся. Служат пятеро священников, богослужения совершаются ежедневно утром и вечером. В воскресные и праздничные дни - две литургии в главном приделе. Недавно организован новый большой хор, исполняющий сложные многоголосные произведения. Из числа священников особенной любовью пользовался прот. Константин Тивецкий, в 1979 г. за 25-летнее служение награжденный Патриархом Пименом митрой: в отличие от других батюшек, отдающих предпочтение обрядовой стороне православия, он воплощал собой образец христианской духовности. К сожалению, в начале 1980 г. прот. Константин переехал в Америку, где сначала проходил служение в Американской автокефальной церкви, а ныне - в Синодальной, в г. Сиэтле. С 1992 г. храм Всех Святых служит Патриаршим подворьем. [1] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 55. [2] Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание с. Всехсвятского Московской губернии и уезда с 1398 по 1898 г. М., 1898. 87 с.; ил. [3] Памятники усадебного искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 21. [4] Платонов В. Храм Всех Святых в селе Всехсвятском // Журнал Московской Патриархии. 1947. № 9. С. 19-23. [5] Сытин. С. 730, 736, 737, 740. [6] Московское городское Братское кладбище. М., 1915. [7] Рукопись Александровского, № 108в и том "Окрестности". [8] Спутник по Виндавской железной дороге. М., 1910. [9] Молева Н. М. Всехсвятское - Сокол // Вопросы истории. 1980. № 7. С. 183-187. [10] Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 192-209. [11] Останкович Н. П. Путеводитель по Московской окружной железной дороге. М., 1912. С. 79. [12] Известия. 1923. 23 февр. [13] Смолицкая Г. П., Горбаневский М. В. Топонимия Москвы. М., 1982. С. 137. [14] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 52. [15] Ведерников А. Профессор протоиерей В. В. Платонов (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 1. С. 71-77. [16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 512; Вып. 5. С. 219. [17] Павлов П. Сокол - Всехсвятское // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2. С. 28-30; № 3. С. 34-35. [18] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 28-29. [19] Пономарев Д. Земля святых отцов // Резонанс (газета Ленинградского РК КПСС, райсовета, РК ВЛКСМ и ИНФОРМПРИБОРа). 1989. № 3. Декабрь. [20] Моск. журнал. 1992. №7. С. 62-63. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||