![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Коломенском
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 123-127
Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском на реке Москве просп. Андропова, 31 "Село Коломенское с XV в. было царской вотчиной"[4]. "С 1917 г. здесь расположилась артель "Красный огородник", впоследствии колхоз "Огородный гигант", упраздненный в 1960 г. Музей в части усадьбы создан в 1928 г."[5]. "В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче"[1]. Под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. "Это домовая церковь при Коломенском дворце, соединявшаяся с ним переходом. Построена в 1649-1653 гг. Роспись стен XIX в. В иконостасе сохранились иконы XVII в., в том числе Казанская Богоматерь начала XVII в."[2]. Польские послы, побывавшие в Коломенском дворце 17 февраля 1671 г., оставили описание Казанского храма[9]. "Приделы: южный Димитрия Солунского, северный Аверкия Иерапольского"[3]. После закрытия трех других храмов Коломенского: Вознесения, Георгиевского и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове три храмовых праздника этих церквей празднуются в Казанской как престольные наряду со своим собственным, но сообщение изданного Патриархией справочника о существовании в Казанской церкви еще двух приделов: Георгия и Иакинфа[15] неверно. В 1941-1942 гг. некоторое время храм был закрыт, затем служба возобновилась. На колокольне сохранились колокола, которые звонят. Подклет церкви долгое время принадлежал музею, хранившему там свои фонды. К 1990 г. подклет вернули храму - ныне тут крестильня. Ограды отдельной у храма нет - общая ограда Коломенского реставрирована в 1970-х гг. Коломенский дворец был окончательно разобран в XIX в. "Самые интересные иконы в историческом отношении находятся у южных и северных врат алтаря: это образа Алексея человека Божия с Марией Египетской и Алексея человека Божия и муч. Наталии (тезоименитые царю Алексею Михайловичу и двум его супругам - Марии Ильиничне Милославской и Наталье Кирилловне Нарышкиной). Того же письма на левом клиросе икона Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. В свое время в храме находились деревянные, обитые шелковым штофом царские места без всяких украшений; такие места имелись и в обоих приделах. В Дмитровском приделе за правым клиросом местночтимая икона Державной Божией Матери, хороший список с чудотворного образа, явленного в 1917 г."[10]. Образ был явлен в Коломенском, в подвале местного храма, в день, когда Николая II вынудили отречься от престола. В нашем собрании есть редчайшая листовка об этом событии, напечатанная тогда же, как указано в ее конце, с разрешения митрополита Тихона - следовательно, еще до избрания его на Патриарший престол 5 ноября 1917 г. Приведем ее целиком. "СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ при Вознесенской в селе Коломенском церкви Московского уезда. 2-го марта сего 1917 года историческое село Коломенское было ознаменовано великим событием проявления милости Божией к страждущему народу Русскому в лице явленнаго пречистаго образа Царицы Небесной. Условия, при которых явилась святая икона, были следующия: одной женщине, крестьянке Бронннцкаго уезда Жирошкинской волости деревни Починок Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерва, были два сновидения. Первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля Андрианова слышит таинственный голос, который произносит: "Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и, как женщину религиозную, побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний Воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву 26-го февраля Андриановой снится белая церковь и в ней величественно возседает женщина, в которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит ея святаго лика. Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. И вот 2-го марта пред исполнением христианскаго долга исповеди и св. причащения она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. Придя в дом священника, Андрианова сообщает ему о своих сновидениях и просит совета, как поступить. Священник, намереваясь служить вечерню, приглашает Андрианову вместе с собой в Церковь, где показывает ей все старинные св. иконы Богоматери, находящиеся в храме и иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находит какого-либо сходства с своими сновидениями. Тогда священник просит сторожа и прихожанина, случайно прибывшаго в храм для приглашения напутствовать больную, сходить в Церковный подвал и принести самую большую икону. Икона была принесена, и когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно возседающей на царском троне в красной порфире, имеющей на главе корону, в руках скипетр и державу, а на коленях благославляющаго Богомладенца. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося причт отслужить благодарственный с акафистом молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений. С этого момента стала распространяться слава о святой иконе по окрестностям, и вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница Усердная, изливает от своего образа неоскудно свою милость страждущим и с верою приходящим рабам своим, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную Небесную помощь. В настоящее время Святая Икона по желанию верующих, посетивши все окрестныя селения, непрерывно приглашается для посещения святых обителей и храмов, фабрик и заводов столицы, пребывая в селе Коломенском только в воскресные и праздничные дни. Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешение страждущей родине! Пресвятая Богородице, спаси нас!.. Вознесенской Церкви села Коломенского, священник Николай Лихачев. Село Коломенское, в 6 верстах от Даниловской заставы". Долгое время о судьбе подлинника ничего не было известно. Наконец, в 1990 г. появилось сообщение: "Державная" икона много лет хранилась в запасниках ГИМ. Во время празднования 1000-летия Крещения Руси ее передали на временное хранение в издательский отдел Московского Патриархата. 27 июля 1990 г. она вернулась в Казанскую церковь Коломенского"[19]. В южном приделе у клироса стоит храмовый образ Георгия великомученика из закрытой церкви св. Георгия, стоящей неподалеку. В северном приделе хорошая резная скульптура "Христос в темнице". Комплекс усадьбы Коломенское XVI-XIX вв. - ныне музей-заповедник "Коломенское", стоит на государственной охране под № 394 и включает в себя, кроме Казанского храма, также: "ц. Вознесения 1532 г; ц. Иоанна Предтечи в с. Дьякове середины XVI в., зодчие Барма и Посник (?); церковь-колокольню св. Георгия; передние ворота 1672-1673 гг., приказные палаты XVII в., полковничьи палаты XVII в.; водовзводную башню XVII в.; задние Спасские ворота XVII в.; стену кормового двора XVII в.; часовой столб XVII в.; Сытный двор XVII в.; дворцовый павильон 1825 г., архитектор Е. Д. Тюрин; парк 57,2 га с древними дубами XVI-XIX вв., - и, кроме того, перевезенные сюда из других мест: деревянную медоварню из подмосковного с. Преображенского XVII в. (доставлена в 1930 г.); деревянный домик Петра I из Архангельска 1702 г. (доставлен в 1934 г.); деревянную надвратную башню Николо-Карельского монастыря XVII в. (доставлена в 1932 г.); деревянную крепостную башню Братского острога XVII в. (доставлена в 1969 г.)"[11]. В фондах музея оказалось множество икон из Соловецкого монастыря, а также святынь из немалого числа других разрушенных и закрытых храмов. В "Журнале Московской Патриархии"[13] в 1984 г. был помещен некролог долголетнему (1967-1983 гг.) настоятелю Казанской церкви прот. Василию Матвеевичу Холявко. После него здесь служил настоятелем прот. Вадим Гришин. [1] Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867. [2] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 481. [3] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 76. № 366. [4] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 37. [5] Гра М. М. Коломенское. М., 1963. С. 23. [6] Гра М., Жиромский Б. Коломенское. М., 1971. [7] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 1. [8] Згура В. В. Коломенское. М., 1928. [9] Субботин А. Коломенское. М., 1947. С. 19. [10] Георгий Александров. Коломенское // Журнал Московской Патриархии. 1946. № 1. С. 34-41; № 2. С. 32-34. [11] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 42-43. [12] Корсаков А. Село Коломенское. М., 1870. [13] Журнал Московской Патриархии. 1984. № 4. С. 26-27. [14] Фомина Л. "Обитель древняя и доблести и нравов" // Моск. правда. 1990. 21 окт. [15] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 26. [16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 514-516; Вып. 5. С. 228-231. [17] Шмидт О. Что же будет с Коломенским? // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 4. С. 29-32. [18] Зайцев Б., Пинчуков П. Солнечные узоры. М., 1978. С. 51-61. [19] Московский церковный вестник. 1990. № 17. С. 4. [20] Рукопись Александровского. Часть "Окраины". [21] Чаев П. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. М., 1869. 39 с. [22] (Валуев). Исторические сведения о селе Коломенском. М., 1809. 16; 12 с. [23] Некрасов А. И. Древнее Подмосковье. М., 1923. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||