Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Преображения Господня в Спас-Конино
Тексты
Всего текстов: 1
[Малицкий П. И.] Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 59-62
С. Спас-Конино находится в 35-ти в. от Тулы, в 15-ти от Алексина и в 9-ти от станции С.-В. ж. д. Местность прихода довольно гористая и богата лиственными лесами, но зато бедна проточною водою. Само село лежит при притоке речки Крушмы, а большая часть его многочисленных деревень довольствуется водою из колодцев и прудов, которые в сильные жары высыхают, а в сильные холода вымерзают. Происхождение прихода с точностью определить нет возможности, но по всем данным он принадлежит к древнейшим приходам Тульской епархии. На древность его указывает само название "Конино". По археологическим догадкам, оно произошло от культа камня-коня - культа, сильно распространенного среди финских племен, составлявших вместе с Вятичами основное первобытное население Тульской губернии. У древних финнов конь считался священным животным, потому что по своей силе и энергии он служил наилучшим выражением живой, производительной силы природы, которая и была в собственном смысле предметом религиозного чествования. Внешним символическим образом коней служили камни, имевшие священный характер и носившие название коней-камней. Такие кони-камни встречаются в разных местах Тульской губернии. Камень с таким названием находится и близ села Спас-Конина. От этого камня, может быть, и произошло название Конино; прибавка же Спас появилось с построением в с. Храма во имя Спасителя. Но если приведенная археологическая догадка имеет значение в объяснении происхождения села и его названия, то едва ли не большего внимания заслуживает местное предание, весьма правдоподобно также объясняющее происхождение названия села, и подтверждающееся при том некоторыми другими данными. По местному преданию, происхождение села относится к тому времени, когда южные границы московского государства недалеко заходили за Оку и часто подвергались татарским набегам. Для наблюдения за этими врагами здесь расставлены были конные отряды, которые своевременно могли сообщать правительству об опасности. От этих конных отрядов и мог получить название возникший тут храм во имя Спасителя "Спас Конин", каковое название усвоено и самому селу. Название соседнего селения Пикетовка также указывает на существование здесь сторожевых конных отрядов или пикетов. Наконец, существующие в этой местности курганы в форме круглых насыпей, в которых, по народному преданию, были зарыты убитые при стычках с татарами, также указывают на частые столкновения этих передовых отрядов с врагами. Селения, лежавшие в такой тревожной местности, часто подвергались нападениям татар и были иногда разоряемы до основания. Такая судьба постигла, по народному преданию, и село Спас-Конино. Прежде оно занимало местоположение в версте от настоящего и называлось Селивановым. Сожженное татарами вместе с церковью, оно перенесено было на настоящее место, где стоял тогда наблюдательный конный пикет, и стало называться Спас-Конино - Селиваново тож; с таким именем оно пишется в межевых книгах и других актах. Место прежнего положения села и доселе сохранило название Селивановки. Принимая во внимание то обстоятельство, что крымские татары по преимуществу в XV и XVI ст. беспокоили пределы Московского государства, возникновение прихода нужно отнести ко 2-й половине XV и не позднее первой половины XVI ст. В настоящее время приход состоит из села и деревень: Березовки в 3-х в. от храма, Желудевки в 6 в., Захаровки в таком же расстоянии, Мержева в 4 в., Тарчкова в 2 в., Большого Бизюкина в 3 в., Малого Бизюкина в 1 1/2 верст., половины Есипова в 3 в., Клешни в 4 в., Ларинских выселок в 3 в., Маньшина в 6 в. и Нарышкина в 2-х в. Всех прихожан числится 1570 м. п. и 1636 ж. п. Приходский храм, во имя Преображения Господня, уже четвертый в преемственном порядке. Первый храм, по преданию, существовал в селе, когда оно носило название Селиванова, и был сожжен татарами вместе с селом. Второй храм вместе с селом построен был на новом месте около самой речки Крушмы. Храм этот просуществовал до 1765 г., когда, вследствие своей ветхости и малопоместительности, он заменен был новым, построенным какою-то помещицею на том месте, где стоит настоящий приходский храм. Все эти храмы были деревянные. Последний из них сгорел в 1795 г. Вместо деревянного, в начале текущего столетия, заложен был на средства прихожан каменный храм в то же наименование с приделами: во имя Казанской Божией Матери и св. Чудотворца Николая. Но, за недостатком средств, храм строился очень медленно: в 1817 г. был освящен придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1827 году - придел во имя Святителя Николая. Главный же храм был окончательно устроен только в 1860 году при особом участии помещика М. А. Фролова, пожертвовавшего на устройство храма значительную сумму. В своем первоначальном виде храм существует до настоящего времени. Из предметов церковной утвари заслуживает внимания Евангелие, пожертвованное, как гласит надпись на его листах, царицею Марфою Матвеевною, супругою царя Феодора Алексеевича в 1686 г. В пользу храма получаются % с 300 р. Причт состоит из двух священников и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с 400 р. Церковной земли имеется 79 дес. и под церковью, кладбищами и усадьбами причта около 10 дес. Почва земли глинистая, местами песчаная. С 1885 г. в селе существует ц.-приходская школа. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||