Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 274-284
Кафедральный собор Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище; ранее - летний соборный храм, ныне также и зимний Рогожский пос., 29 Краткая история Рогожского кладбища "Рогожское кладбище было основано во время московской чумы в 1771 г., когда все кладбища в черте города были закрыты, в том числе и два старообрядческих - одно за Тверскими воротами, другое у Донского монастыря. Взамен этих последних с разрешения графа Г. Г. Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с чумою, старообрядцам, приемлющим священство, было отведено место за Рогожской заставой, направо от Владимирского шоссе, в поле"[1]. "Рогожские улицы названы в XVIII-XIX вв. по находившейся здесь в XVII-XVIII вв. Рогожской ямской слободе, обслуживавшей сообщение по тракту на село Рогожь (с 1781 г. - город Богородск, теперь Ногинск) и далее на Н. Новгород"[2]. "Тут прежде всего были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы; затем, по прекращении чумы, там осталось общее старообрядческое кладбище, и с разрешения Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний и зимний, построен богаделенный дом и образовался постепенно целый старообрядческий поселок. Богослужение совершалось беглыми священниками, переходившими в старообрядчество из господствующей церкви"[1]. "Сначала был построен храм св. Николая. Затем было начато сооружение огромного холодного храма во имя Покрова, по обширности которого ему не было бы равного в Москве. Но о таковом гордом намерении петербургский митр. Гавриил сделал доклад Императрице. Началось расследование, и в итоге храм выстроен в окургуженном виде: вместо пяти глав поставлена одна, понизили выступы алтарей и само здание. Храм с внешней стороны оказался как бы огромным, но простым домом. Зато внутри он блещет отделкой и редкостными по древности иконами. Во время нашествия Наполеона французы побывали и здесь. Но рогожцы заблаговременно успели покинуть кладбище и убрать всю святыню храмов. По изгнании Наполеона столицу заняли донские казаки, преимущественно старообрядцы - знаменитый атаман Платов также был из них. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь"[3]. Этот панегирический источник "позабывает" сообщить, что раскольники, согласно независимым источникам (напр., исследованию "Французы в Москве в 1812 г." А. Н. Попова, напечатанному в 1876 г. в журнале "Русский Архив", и др.) встречали Наполеона хлебом-солью и колокольным звоном, а во время пожара ограбили множество древних храмов, откуда тащили к себе "дониконовские" образа. О том же, в особенности в отношении Кремля, в один голос сообщали и очевидцы бедствия. "При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям, но с восшествием на престол Николая I в 1827 г. старообрядцам было воспрещено принимать священников, бежавших из синодальной церкви. Вслед за тем были упразднены их монастыри на Иргизе, левом притоке Волги в Самарской губернии, где производилось "перемазывание" беглых попов. Это побудило раскольников к поискам на востоке собственного архиерея, который создал бы независимое священство. Однако, поскольку староверы считали и весь восточный клир зараженным ересью, они ставили условием и "перемазывание" самого архиерея. В конце концов в 1846 г. на это согласился бывший босно-сараевский архиеп. Амвросий, лишенный кафедры константинопольским престолом за неблаговидное поведение и пребывавший на покое. Он был "перемазан" в старообрядческом селе Белая Криница в Австрии (ныне на Украине. - П. П.) на основании разрешения императора Фердинанда. Амвросий тут же посвятил себе преемника, который в свою очередь "рукоположил" архиепископа для Москвы и епископов для других местностей России; сам же Амвросий туда не поехал, удовольствовавшись полученными по договору деньгами. Все эти хлопоты стоили огромных средств; расходы взяли на себя крупнейшие рогожане, в том числе богатейшая уже тогда семья Рахмановых. Рогожское согласие староверов вследствие этого называется иногда еще австрийским, либо австрийской иерархией. Правительство сперва не признало этого нового священства. 7 июля 1856 г. по настояниям митр. Филарета (Дроздова) и докладу миссионера иеромонаха Парфения (о. Парфений Агеев, сам из старообрядцев, автор знаменитого 4-томного "Сказания инока Парфения", описания путешествий по православному Востоку, восхищавшего славянофилов. - П. П.) о происходящих на Рогожском кладбище массовых соблазнениях православных, алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища были запечатаны, храмы превращены в часовни, а перестроенный к этому времени третий храм обращен в единоверческий"[по 1 и 4]. "В 1862 г. Ксенос (Илларион Егорович Кабанов) написал "Окружное послание", изданное в том же году с подписями старообрядческих епископов, священников и мирян. Изложено оно было в десяти пунктах, утверждавших следующее: во-первых, после критического разбора беспоповских сочинений делался вывод, что истинное священство Христово и приношение Бескровной Жертвы пребудут до Дня Судного и находятся в Церкви Всероссийской и Греческой, а стало быть и у старообрядцев, будучи заимствованы у греков в лице архиеп. Амвросия. Во-вторых, под именем Исус (раскольническое написание) и Иисус (форма, принятая Никоном) подразумевается одно лицо и хулить имя Иисус - как это делают беспоповцы - не следует. И, в-третьих, также и четвероконечный крест, который раскольники считают "крыжом" (латинским крестом), есть образ Креста Христова от дней апостольских, а потому бесчестить и хулить его не следует. Вина Греко-Российской Церкви, согласно "Окружному посланию", заключается в клятвах Собора 1666 г., порицающих старые обряды. Последствием "Окружного послания" было разделение белокриницких общин на окружников и противоокружников. Большинство их, в том числе главная община на Рогожском кладбище в Москве, пошли за окружниками"[по 5 и 6]. Особая комиссия в 1880 г. по настоянию обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева оставила алтари запечатанными. Законом 1883 г. старообрядцы за веру не преследовались и могли строить молитвенные дома с разрешения министра внутренних дел. Но такое разрешение было весьма затруднительно получить. В Москве оставались действующими в качестве часовен храмы Рогожского кладбища, половина бывшей Преображенской богадельни и некоторое число частных домовых молелен, в основном, в особняках купцов. Весьма деятельными в "рогожском согласии" были купцы-хлеботорговцы. Раскольнические общины были расположены по пути хлебного экспорта во всех крупных торговых центрах Поволжья - и от воли "Рогожи" зависели цены на хлеб не только в России, но даже в Англии. Среди наиболее именитых родов числились Алексеевы - эта фамилия дала Москве в 1880-1890-х гг. городского голову Н. А. Алексеева и основателя Художественного театра К. С Алексеева, взявшего себе псевдоним "Станиславский". 17 апреля 1905 г. на Пасху был издан Государем Николаем II манифест о веротерпимости, согласно которому всякому совершеннолетнему русскому подданному предоставлялось право исповедовать любое христианское учение. Старообрядцам и сектантам возвращались их молитвенные дома и разрешалось открывать новые. Уже накануне, 16 апреля, к началу пасхального богослужения состоялось торжественное распечатывание алтарей на Рогожском кладбище, о чем издана отдельная книга с множеством иллюстраций[7]. Доныне в память распечатания алтарей в воскресенье Жен-мироносиц после обедни бывает крестный ход вокруг Покровского собора с хоругвями и наиболее чтимыми иконами, на который собирается множество любопытствующих москвичей и исследователей русской старины даже из-за границы. На Рогожском кладбище вскоре был открыт особый "Старообрядческий институт": "Приступив к созданию в общинах школ, старообрядцы стали ощущать острый недостаток в старообрядческих учителях. Совет московской общины Рогожского кладбища решил открыть в Москве близ своей территории богословско-учительский Институт для подготовки старообрядческих учителей и катехизаторов. Институт начал действовать с конца 1911 г."[8]. Законом от 17 октября 1906 г. дается право старообрядцам образовывать общины, если желающих наберется не менее 12 человек, для чего подается заявление губернатору. В 1908 г. действовало уже более 1000 зарегистрированных общин. В 1905-1910-х гг. состоялись всероссийские съезды различных староверских согласий. В 1906 г. прошел, например, собор поповцев, признающих и не признающих "Окружное послание", с целью примирить их. Не сразу и с трудом было выработано единое мнение, отраженное в итоговом соглашении. Однако не все общины примкнули и к нему - напротив, на соборе неокружников "иосифовцев" в 1907 г. в Москве оно было отвергнуто. К 1917 г. "неокружникам" в Москве принадлежало 6 молитвенных зданий. К 1990 г. действующим из них не осталось ни одного: все белокриницкие поповцы признают ныне "Окружное послание". "В 1912-1913 гг. был выстроен в память распечатания алтарей храм-колокольня с рельефами по фасаду, изображающими райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна" ([1] - вероятнее, это символ Христа "неясыть птица", т.е. пеликан. - П. П.). "Близ храмов среди целого ряда зданий находится старообрядческая типография для печатания богослужебных книг и дом старообрядческого института, который должен приготовлять образованных клириков. Он является учреждением для выполнения старинной традиционной функции Рогожского кладбища как академии старообрядчества: начиная с момента основания кладбища именно отсюда расходились по всей Руси знатоки устава, богослужебного чина, чтецы и певцы. С запада от единоверческого Никольского храма находится соединенный с ним крытым переходом большой дом московского старообрядческого архиепископа. Тут происходят съезды представителей от всех общин рогожского согласия, состоящие из мирян и клириков, которые избирают епископов, делают соборные постановления, разрешают церковные споры. К северу от них, пройдя через калитку, попадаем на главную дорожку кладбища. Тут лежат представители крупнейшего московского купечества: Шелапутины, Рахмановы, Пуговкины, Бутиковы, Кузнецовы, Рябушинские, линия Тимофея Саввича Морозова, Капытины, Рязановы, Ленивовы и другие. Свернув от могил Рахмановых налево, мы выйдем к небольшому продолговатому холму, на котором стоит старый, обросший мхом и плесенью обелиск, а около него - две-три старые могильные плиты. На обелиске, украшенном Адамовой головой, мы прочитаем, что это место было отведено для погребения умерших от чумы старообрядцев; тут же, по сторонам обелиска, написано стихотворное сочинение о бедствиях, приносимых чумою, изложенное силлабическим размером (далее цитируется само произведение, которое мы опускаем. - П. П.). Знаменательное место: это та ячейка, из которой выросло Рогожское кладбище"[1]. К 1990 г. обелиска уже не было, но сохранилось некоторое число надгробий, в том числе семейный склеп под чугунной решеткой, лишенной кровли, рода Морозовых, а также наиболее любопытный участок с захоронениями старообрядческих архиереев. В недавнее время об этом пишут свободнее, например, так: "В 40-х гг. XIX века в австрийском местечке Белая Криница возникла так называемая Белокриницкая старообрядческая иерархия. Каноническое происхождение ее спорно, так как первые епископы рукополагались боснийским митрополитом Амвросием в одиночку (а не вдвоем). В середине XIX в. Белокриницкая иерархия подверглась запрету в России, и алтари храмов Рогожского кладбища были запечатаны. Лишь на волне демократизации и веротерпимости 1905 года алтари были распечатаны, и Белокриницкая иерархия утвердилась на Рогожском кладбище, где 1 октября 1907 г. была официально зарегистрирована старообрядческая община (существующая поныне) и открыта резиденция старообрядческого "архиепископа Московского и всея Руси". Несмотря на перипетии, кладбище процветало. Этим оно было обязано представителям богатейших купеческо-промышленных старообрядческих фамилий: Морозовых, Шелапутиных, Рябушинских, Рахмановых, Солдатенковых, Нырковых, Пуговкиных, Трындиных, Мусориных и др., тесно связанных с Рогожской общиной. Преданные старине, старообрядцы превратили храмы кладбища в своего рода музеи древней Руси. Здесь находилось обширное собрание икон XIV-XVII веков (впоследствии пополнившее Третьяковскую галерею) и большая библиотека старопечатных и рукописных книг (переданных потом в ГБЛ) в нижних ярусах храма-колокольни. За годы Советской власти Рогожское кладбище утратило строго старообрядческий характер; здесь стали хоронить всех. Но старинный облик кладбища - с родовыми усыпальницами в чугунных оградах с белокаменными закладными крестами ("под сим крестом полагаеца...") - в основном сохранился. В тяжелые тридцатые годы на кладбище тайно погребали мучеников сталинского террора. По недавним сообщениям в прессе, именно на Рогожском кладбище были преданы земле тела видных военачальников (Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова и др.), бессудно расстрелянных 28 октября 1941 г. во время наступления фашистов на Москву. В военные годы в дальнем конце кладбища появились две группы братских могил воинов, умерших от ран в московских госпиталях. В 1970 г. в передней стене кладбища устроен колумбарий, а при входе выстроено бетонное здание конторы, не гармонирующее со всем остальным. На Рогожском кладбище погребены: Королев Василий Филиппович (1891-1962) - протоиерей, настоятель Московского старообрядческого Покровского собора. Морозов Михаил Акимович (1879-1964) - вирусолог, академик АМН СССР, исследователь возбудителей оспы. В родовой усыпальнице под кованой железной сенью покоятся 18 человек этой семьи и их родственники, в том числе: Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) - мануфактур-советник, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве; его сын Савва Тимофеевич (1862-1905) - меценат и общественный деятель, его жена Зинаида Григорьевна (урожд. Зимина, 1867-1937). Рябушинские: Павел Михайлович (1818-1899) и Василий Михайлович (1828-1885) - московские 1-й гильдии купцы, текстильные фабриканты. Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901) - коммерции советник, книгоиздатель, владелец художественной галереи. Усов Евтихий Иванович (1862-1934) - библиотекарь Рогожской общины, впоследствии сотрудник ГБЛ. Шелапутины, коммерции советники, 1-й гильдии купцы, известные благотворители: Прокопий Дмитриевич (1777-1828), Антип Дмитриевич (1779-1852), его сын Григорий Антипович (1815-1851) и внук Павел Григорьевич (1846-1914). Шибановы: Петр Васильевич (ок. 1822 - 1892) и его сын Павел Петрович (1864-1935) - московские букинисты и библиографы"[23]. "В 1933 г. множество памятников взято для облицовки набережных"[29]. Сразу после 1917 г. старообрядцы получили некоторые льготы, как "пострадавшие при царизме". Однако, уже вскоре им пришлось разделить судьбу всей Русской Православной Церкви, за тем исключением, что к настоящему времени число их самих и их храмов куда более резко сократилось: к 1914 г. старообрядцев в пределах Российской Империи насчитывалось около 10 миллионов; ныне в своих календарях они называют старообрядчество "миллионным". С 1918 г. настоятелем храмов Рогожского кладбища был Петр Николаевич Никифоров. В описании его фонда, находящегося ныне в Рукописном отделе Российской Государственной библиотеки, лаконично указано, что "с 1933 г. он жил в г. Камышине, а умер в 1941 г. в Красноярском крае"[9] - тут примечания уже излишни. В начале 1920-х гг. богатейший архив Рогожского кладбища также был экспроприирован и вывезен в ГБЛ, где составил особое собрание - Рогожское, фонд 246. Очевидцы рассказывали нам в 1980 г., что при вывозе собрания кладбища его рукописи и книги разместились на двадцати одном возу. "Архив Рогожской общины вывезен в 1923 г. Б. С. Пушкиным в Центроархив; книжное собрание в 1924 г. - в ГБЛ. Ныне большая их часть находится в Отделе рукописей Росс. Гос. библиотеки. В 1926 г. Моссовет постановил организовать здесь Музей старообрядческого быта, но решение не было выполнено. В январе 1929 г. решили отдать Никольскую единоверческую церковь под рабочий клуб; в марте вместо нее выбрали Покровский собор, а в июле - и уже окончательно - закрыли ц. Рождества Богородицы, где устроили рабочую столовую"[26]. В 1920-1930-е гг. были сняты с колокольни колокола (затем небольшая звонница устроена внутри Покровского собора на западной паперти). Здания общины были отданы под мелкие учреждения и жилье. Институт закрыт: ныне никаких учебных заведений у старообрядцев в нашей стране нет (есть в Румынии, где их возглавляет митрополит Белокриницкого согласия). Колокол вернули в 1990 г., тогда же передали вновь часть помещений для воссоздания старообрядческого центра. В 1971 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви по почину митр. Никодима (Ротова), сделавшего особый доклад об этом, были сняты клятвы, наложенные Соборами 1656 и 1666-1667-х гг. на тех, кто придерживается старых обрядов: их вменено считать "яко не бывшими". Ныне на Рогожском кладбище расположены следующие храмы: 1) Покровский собор Белокриницкого согласия, действующий; 2) Воскресенская церковь-колокольня Белокриницкого согласия, переосвященная в Успенскую; 3) закрытый зимний Белокриницкий собор Рождества; 4) закрытый белокриницкий моленный дом во имя Успения, где ныне помещается старообрядческая архиепископия; 5) православная церковь свят. Николая, бывшая единоверческая, с двумя приделами. В последнее время намечается некоторое возрождение и на Рогожке. "Более двух веков церковно-исторический ансамбль Рогожской слободы является святыней христиан - старообрядцев Белокриницской иерархии. Здесь находится резиденция митрополита Алимпия - главы этого направления русского старообрядчества. Здесь же хранится уникальное собрание древнеславянской литературы и старописных икон. По всей видимости, этот самобытный уголок старой Москвы может сегодня внести весомую лепту в процесс духовно-нравственного возрождения нашего сознания. О реальности этой миссии я попросил высказаться сотрудника издательского отдела старообрядческой митрополии А. Антонова. - Я считаю, - сказал Александр Васильевич, - что митрополия сумеет внести посильный вклад в дело оздоровления нравственной экологии столицы. Для этого нужно прежде всего вернуть и восстановить все то, что наша церковь утратила в годы господства так называемого "воинствующего атеизма". Тогда у нас отобрали Христорождественский собор, Дом причта, кельи, богадельню, в которой прихожане ухаживали за престарелыми и больными. К великому сожалению, до сих пор эти здания занимают государственные учреждения и кооперативы. В 1988 году мы разработали план восстановления Рогожской слободы. В соответствии с ним в Доме причта мечтаем разместить центр старообрядческой духовной культуры, который будет заниматься как внутрицерковными вопросами (подготовка уставщиков, чтецов, певцов), так и вопросами самой широкой пропаганды русской национальной культуры: организацией концертов духовной и светской музыки Древней Руси, лекций советских и зарубежных историков, специализирующихся по староверческой проблематике, нравственно-этических диспутов и дискуссий. Однако Управление государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы сдало нам это здание, находящееся в аварийном состоянии, только в аренду сроком на пять лет. И нет никакой гарантии, что, когда Дом причта будет отремонтирован и обихожен, его у нас не отберут снова. Мы добиваемся перевода этого сооружения на баланс церкви. Но дело двигается туго, по крайней мере, митрополия до сих пор не получила никакого официального документа, окончательно подтверждающего передачу ей Дома причта. Богадельню, также находящуюся ныне в аварийном состоянии, мы планируем переоборудовать в гостиницу для паломников-старообрядцев, прибывающих в Москву из США, Австралии и Румынии. Наша гостиница вполне могла бы за умеренную плату принимать не только пилигримов, но и всех желающих. Мы не прочь, хотя бы поэтапно, взять шефство над Рогожским кладбищем, являвшимся до революции составной частью слободы. Тем более что там нашли последний приют многие известные московские старообрядцы, в том числе Савва Морозов, человек трагической и неординарной судьбы. Надеемся на понимание наших задумок городскими властями и общественностью. Сегодня же реальностью являются регулярные богослужения в Покровском кафедральном соборе, 200-летний юбилей которого будет торжественно отмечаться в 1992 году. В свете подготовки к этому торжеству ведутся реставрационные работы в интерьере храма, богато украшенного в старину мастерами - палешанами. Функционирует колокольня, сооруженная в 1908-1913 годах по проекту архитектора Ф. Горностаева. Старообрядческая легенда утверждает, что она лишь на два кирпича ниже колокольни Ивана Великого в Кремле. Прощаясь со мной, А. Антонов рассказывает о том, что императрица Екатерина II закрепила за староверами территорию Рогожской слободы в знак признательности за их участие в опасной, но глубоко гуманной миссии - захоронении жертв эпидемии чумы 1771 года; немногие москвичи тогда могли решиться на это рискованное предприятие. Как сложится дальнейшая судьба Рогожской слободы - островка древнего благочестия в огромном, динамичном мегаполисе? Наверное, это зависит не только от самих старообрядцев или "отцов города", но и от всех москвичей, которым небезразличен духовно-нравственный климат столицы"[22]. "Покровский летний собор выстроен в 1790-1792 гг. архитектором М. Ф. Казаковым"[1]. Северный придел в нем ныне во имя св. Николая, южный - преп. Сергия. "Храм построен в 1794 г. в виде большого двухэтажного дома с круглым световым трибуном, внутри о шести столбах. Он полон старых икон высокого значения"[19]. "Внутри роспись конца XVIII в."[21] и множество ценных икон, которые были воспроизведены в 1956 г. в специально изданной старообрядцами книге "Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве"[11]. Хотя выход такого издания можно только приветствовать - ибо с тех пор единственным, что удается издавать старообрядцам-поповцам, является ежегодный календарь (и тот выходит с опозданиями вплоть до полугода), следует все же отметить, что данные тут описания далеки от научности и страдают склонностью чуть ли не все образа приписывать Андрею Рублеву. Храм стоит на государственной охране под № 96 с тремя другими церквами Рогожской общины[10]. [1] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 343-354. [2] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 256. [3] Старообрядческий церковный календарь на 1982 г. (Рогожский). М., 1982. С. 62. [4] Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины // Собр. соч. в 8 т. М., 1976. Т. 7. С. 191-556. [5] Энциклопедический словарь Гранат. СПб, 1903. [6] Старообрядческий календарь на 1910 г. [7] Шамборант А. В. де. Распечатание алтарей в храмах старообрядческого Рогожского кладбища 16 апреля 1905 г. М., б.г. 16 с.; 6 ил. [8] Старообрядческий календарь на 1912-1913 гг. [9] Рукописные собрания Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 223-230; ил. [10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 24. [11] Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. 139 с.: ил. (здесь среди прочего сообщается, что всего собрание икон насчитывает их в своем составе более 400, а промывка стенной росписи Покровского собора проведена в 1954-1955 гг. - П. П.). [12] Мельгунов С. П. Москва и старая вера // Москва в ее прошлом и настоящем: М., 1910. Т. 5. С. 82-105. [13] Мельгунов С. П. Старообрядцы и свобода совести. М., 1917. [14] Распечатание старообрядческих алтарей на Рогожском кладб. 16 апр. 1905 г. // Искры. 1905. № 18. С. 143 (1 рис, 3 фото). [15] Снимки с древних икон и старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве. М., 1913. 12 с.; ил. [16] Д. Ф. Х. Запечатание алтарей Рогожского кладбища. 1854-1905 гг. // Исторический Вестник. 1907. № 5. С. 662-668. [17] Макаров В. Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве (к 140-летию: 1771-1911 гг.). М., 1911. 46 с. [18] Субботин Н. И. Из истории Рогожского кладбища. М., 1892. 89 с. (оттиск и №№ 16-18 журнала "Братское слово" за 1891 г.). [19] Рукопись Александровского, № 675. [20] Старообрядческий календарь на 1980 г. (Рогожский). М., 1980; (на стр. 5-6 биография архиеп. Никодима). [21] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 339. Фото № 155. [22] Солодовников В. Островок древнего благочестия // Веч. Москва. 1990. 20 дек. [23] Ушаков А. Рогожское кладбище // Моск. ведомости. 1990. № 11. [24] Проворихина А. С. Московское старообрядчество // Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12. С. 49-75. [25] Каталог архивов. Вып. 5. С. 162. [26] Козлов В. Судьбы старообрядчества // Моск. журнал. 1992. № 7. С. 40. [27] Он же. Старообрядческие некрополи Москвы // Архитектура и строительство России. 1991. № 11. С. 14-18. [28] Отчеты Моск. старообрядческой общины Рогожского кладбища за 1907-1917 гг. М., (1908)-1918. [29] Козлов В. Судьбы старообрядчества // Моск. журнал. 1992. № 9. С. 39. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||