Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Южная часть
версия для печати

Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 257-261
Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря, к югу от старой территории
Донская пл., 3
"Освящена 26 мая 1914 г. Приделы 1. Успения Богородицы и Марии Магдалины. 2. Сошествия Св. Духа и Всех Святых"[10].
"В 1904 г. произведена закладка храма на Новом кладбище Донского монастыря, в середине кладбища, с 3 престолами и звонницей над западным входом. Под храмом в 3 яруса 450 склепов для покойников. Сооружается по проекту и под наблюдением архитектора З. И. Иванова"[16].
Сообщение об освящении храма подтверждают также справочник Бахима[13] и адресная книга "Вся Москва на 1916 г.", что опровергает ходячую легенду, будто храм так и остался неосвященным из-за того, что ярусное расположение склепов было найдено несоответствующим канонам православной церкви.
До 1917 г. православная церковь настаивала на запрещении обряда кремации умерших в России. В 1919 г. был издан специальный декрет новой власти о допустимости и даже предпочтительности кремации покойников, подписанный лично Лениным. При этом Л. Д. Троцкий опубликовал статью, в которой предлагалось лидерам революции подать пример и завещать сжечь свои трупы. Был объявлен конкурс на проект первого в республике крематория. Выиграл его архитектор Д. П. Осипов, который предложил, однако, не построить его, а... переделать из Серафимовской церкви Донского монастыря. "Первый московский крематорий открыт в 1927 г. В колумбарии - урны с прахом 150 старых большевиков. Крематорий закрыт в 1973 г. (зал прощания используют для торжественно-траурного церемониала) в связи с открытием нового под Москвой близ Николо-Архангельского кладбища"[23].
Непосредственной переделкой храма в крематорий руководил долголетний сотрудник архитектора А. В. Щусева Н. Я. Тамонькин. Автор недавней статьи о нем Н. Лукьянов выстраивает совершенно иезуитское оправдание этого деяния архитектора, начинавшего некогда с проектирования церковного убранства: "Еще более, пожалуй, существенно, казалось бы, совершенно противоестественное сохранение на заднем фасаде крематория алтарных абсид погибшей церкви - сознательная чудовищная дисгармония, очевидное обращение ко всем имеющим слух услышать..."[33].
При переделке храма под крематорий к трем абсидам была приделана четвертая абсидообразная пристройка: в них в настоящее время расположен органчик.
В связи с открытием крематория в путеводителе Н. Шебуева "Москва безбожная" был помещен следующий пассаж, представляющий собою один из наиболее показательных образцов богоборческой публицистики тех лет: "Донской монастырь теперь является пионером по части кремации в СССР.
Трупосжигание существовало у таких культурных народов, как римляне, греки, евреи, японцы, но было привилегией богатых и знатных. Так, для трупа Патрокла костер был в 100 шагов длиной и шириной! Костер тушили вином... Лишь в СССР кремация так дешева, что доступна всем.
Крематорий - кафедра безбожия. Церковь на новом кладбище Донского монастыря была начата в 1905 г., но скоро попала под запрет Синода: Донской монастырь построил в ней шесть рядов склепов по 50 в каждом ряду, но по каноническим правилам нельзя хоронить одного человека над другим. Церковь простояла так 20 лет, словно для того, чтобы совершить еще большее с точки зрения тех же православных канонов кощунство - трупосожжение. У первобытных людей сожжение было религиозным способом погребения, в наши дни - оно является антирелигиозным актом. Церковь со времени рескрипта Карла Великого, запрещающего трупосожжение под страхом смерти, вот уже тысячу лет считает этот способ погребения языческим. Усыпальница превращена в крематорий по проекту архитектора Осипова, поместившего в первом этаже вестибюль, два зала ожидания, зал для прощания, катафалк, возвышение для оркестра, кафедры для ораторов и служителей культа (какого?! - П. П.) и колумбарий, т. е. зал с урнами по бокам. Сам процесс безогненного сожжения (не в пламени, а в горячем воздухе) происходит в подвальном этаже. Там две кремационные печи, калорифер, дезинфекционная камера, морг (для хранения трупов), анатомический кабинет, кабинет врача, раздевальня, душ, слесарно-механическая мастерская для запаивания урн с пеплом и другие служебные комнаты. Особенно остроумно устроен лифт, поднимающий из морга гроб с покойником для обряда прощания и затем медленно опускающий его вниз и плавно (! - П. П.) вдвигающий в жерло печи. В зале много света, цветов, торжественно звучит оркестр, чисто, красиво, в чинном порядке расставлены ряды стульев (! - П. П.)...
Часто вы слышите, что новому быту не хватает той праздничной обрядности, которой так действует на "уловление человека" церковь. Красное крещение (октябрины), красное бракосочетание (Загс) еще выработают красивую обрядность, а вот уж обрядность красного огненного погребения куда больше впечатляет и удовлетворяет (замечательное признание. - П. П.), чем зарытие полупьяными могильщиками под гнусавое пение попа и дьякона в сырую, часто хлюпающую от подпочвенной воды землю, на радость отвратительным могильным червям. Для полного сжигания человеческого трупа и получения белых, чистых, обезвреженных, легко распадающихся в порошок костей и пепла необходима температура в 860-1100 градусов Цельсия и 75 минут времени. Московский крематорий за рабочий день может совершить 18 сожжений. Какое это облегчение для Москвы! ...
Всего удобнее Донской крематорий посещать для ознакомления по воскресеньям, когда спец дает подробные объяснения. Посетив крематорий, не забудьте зайти на Старое кладбище с памятниками Витали и других скульпторов..."[27].
 
[10] Александровский, № 560 - церковь Серафима Саровского.
[13] Список Бахима, № 558 (церковь Серафима Саровского).
[16] Московские церковные ведомости. 1904. № 18.
[23] Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 248, 337 (интересно, что фото монастыря черно-белое, а крематория - цветное).
[27] Шебуев Н. Москва безбожная. М., 1930. С. 71, 156-159.
[33] Лукьянов Н. Версия // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2. С. 23.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Композитный ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет