Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Западная часть
версия для печати

Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 27-31
Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
М. Ваганьковский проезд, затем М. Декабрьская ул.; ныне - ул. Сергея Макеева, 12
"Название местности в северной части современной Красной Пресни возникло в связи с переводом во 2-й половине XVII в. Псаренного двора от Старого Ваганькова в Занеглименье к западу от Кремля - в район "Трех гор", названный Новым Ваганьковым. Во время эпидемии чумы 1771 г. на территории бывшего Псаренного двора открыто Ваганьковское кладбище"[8]. Наименование "Ваганьково" связывают с "вагантами" - царскими шутами, жившими дворами в Ст. Ваганькове (ныне М. Знаменский пер. и Староваганьковский пер.). М. М. Сухман производит имя от переселенных в Москву воган (важан) - жителей Важской области.
"В XVIII в. здесь стояла деревянная церковь Иоанна Милостивого"[16].
"Сюда было произведено третье переселение Ваганьковской слободы в 1675 г., причем перевезли и старую церковь. После четвертого переселения в 1696 г. к урочищу Три Горы на месте третьего остались каменные погребальные плиты, почему в 1772 г. и оказалось удобно устроить "на Ваганькове" одно из общегородских кладбищ. 7 января 1773 г. тут освятили деревянную церковь Иоанна Милостивого. Каменная с главным престолом Воскресения Словущего выстроена в 1824 г. На месте деревянной церкви был поставлен памятник: небольшая ротонда с колоннами наверху и арками внизу"[2].
Приделы: северный в храме - Иоанна Милостивого, южный в храме - Феодора Сикеота, северный в трапезе - Акилины мученицы, южный в трапезе - Николая Чудотворца.
В ансамбль Ваганьковского кладбища, состоящего ныне на государственной охране под № 278, кроме ц. Воскресения входят также северо-восточный и юго-западный флигели и ограда с воротами середины XIX в.[9].
В северо-восточном, правом от входа флигеле в 1916 г. была освящена церковь при школе во имя ап. Андрея Первозванного, впоследствии закрытая и превращенная в магазин. В юго-западном флигеле, слева от входа, ранее находилась богадельня. "Госпожой Обидиной в память своего супруга, погребенного 4 года назад на Ваганьковском кладбище, устроена при кладбище богадельня для призрения 10 старушек, из которых 5 должны принадлежать к духовному званию. Для богадельни устроен каменный одноэтажный корпус по левую сторону от св. ворот. Для обеспечения богадельни пожертвован особый капитал"[6].
"Ваганьковская богадельня на одноименном кладбище устроена в 1822 г. бывшим московским обер-полицеймейстером Шульгиным и содержится на средства, пожертвованные потомственной почетной гражданкой Анной Федоровной Мазуриной. В 1895 г. потомственной почетной гражданкой Клавдией Николаевной Обидиной устроена богадельня на 12 женщин"[7].
Над стенной росписью в храме работал художник Федор Панфилович Нестеров (1877-1966)[10].
"4 апреля 1922 г. в храме Воскресения на Ваганьковском кладбище было изъято 18 пудов 20 фунтов золотых и серебряных изделий"[13].
В покуда не опубликованных "Воспоминаниях о замечательных московских праведниках" епископа Арсения (Жадановского) содержится особая глава об о. Василии Постникове, с 1893 г. двадцать один год служившем в храме Воскресения в Барашах, а с 1914 по 1925 г. на Ваганьковском кладбище, вплоть до того момента, когда церковь была захвачена обновленцами[14].
Как справедливо указывают историки обновленчества А. Левитин и В. Шавров, к 1930-м гг. все действующие храмы на столичных погостах были осквернены раскольниками: "засилие обновленцев на московских кладбищах было остатком тех славных времен, когда обновленцы находились в фаворе: тогда кладбища были даны им на "кормление" и были главной статьей дохода в бюджете обновленческой церкви". В 1944 г. при распаде обновленчества Ваганьковское кладбище первым вернулось под омофор Московской Патриархии[17].
"Особо чтимыми храмовыми святынями являются иконы "Воскресение Словущего", "Рождество Пресвятой Богородицы", "Покров Пресвятой Богородицы", "Введение во храм Пресвятой Богородицы"[15].
Ныне храм содержится в порядке; на колокольне сохранились и колокола, которые звонят. С утеснением приходской жизни в Москве Ваганьковский храм вынужден нести бремя ежедневного отпевания множества покойников со всех концов города, которых потом развозят по новым кладбищам за пределами кольцевой автодороги; часто можно наблюдать к западу от церкви тягостную картину - очередь гробов, выстроившихся в ожидании вноса внутрь.
В начале XX в. на Ваганьковском кладбище был похоронен известный московский батюшка о. Валентин Амфитеатров, пользовавшийся в городе почти такой же любовью, как и его современник св. праведный Иоанн Кронштадтский в Петербурге. Рассказывают, что перед кончиной он настоятельно завещал, чтобы его погребли на глубине, вдвое превышающей обычную. Волю его выполнили, хотя причина, вызвавшая необычное завещание, выяснилась только несколько десятилетий спустя. О. Валентин оказался прозорливцем: в 30-е гг. его "реакционное" надгробие вместе с соседними снесли для устройства нового коллективного захоронения "старых большевиков". Хотели выкинуть и самый гроб, но не нашли, а глубже копать поленились - так и оставили, где лежал. В настоящее время поверх этого новейшего памятника православный народ постоянно кладет цветы для "нашего батюшки", почитание которого продолжается до сих пор.
Близ храма Ваганьковского кладбища погребен знаменитый в начале XX в. протодиакон Успенского кремлевского собора К. Розов, обладавший великолепным, лучшим тогда на всю Россию басом, которым сумел однажды оглушить даже германского императора Вильгельма, будучи на освящении русского храма на месте "битвы народов" в Лейпциге. Он умер в конце 1922 г. от дистрофии, вызванной голодом. Панихиду по нем служил в 1923 г. на Ваганькове сам Патриарх Тихон[17]. О нем же автор, подписавшийся инициалами "Г. А.", писал в "Журнале Московской Патриархии" в 1945 г.: "Порой почившие встают в памяти современников как живые. Так сквозь буквы надписи "Великий архидиакон Константин Васильевич Розов" (Ваганьковское кладбище, рядом с южной стеной церкви) проступает величественная фигура. Массивный брюнет, высокий настолько, что при выходе из боковых дверей алтаря обычно наклоняет голову, и грузный настолько, что редко стихарь оказывается ему впору. Густые черные волосы под камилавкой, очки на полном лице, - великолепнейшим голосом читает о. Константин паремии, и свеча чуточку вздрагивает в его крупной руке. Остается пожалеть, что если об одних написаны томы мемуаров, то о других - ни одного слова, и образ Розова недолговечен"[18]. Автор не совсем прав: вскоре, в 1948 г., вышли мемуары последнего протопресвитера русской армии и флота о. Георгия Шавельского[19], где много места уделено воспоминаниям о Розове. До сих пор сохранились пластинки с записями его голоса, сделанными в Успенском соборе: о. Константин читает многолетия, евангельские отрывки, произносит ектеньи своим потрясающим басом.
Среди прочих известных деятелей, нашедших последнее упокоение на Ваганьковском кладбище: В. И. Даль, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, В. А. Тропинин, Ф. О. Шехтель, А. Н. Верстовский, Н. Ф. Филатов, И. Е. Забелин. Здесь же погребли погибших в Ходынской катастрофе, а в советское время - поэта С. Есенина.
Напротив православного Ваганьковского кладбища по той же улице под № 13 сохранилось небольшое армянское кладбище с действующим армяно-григорианским храмом.
 
[1] Александровский, № 332.
[2] Рукопись Александровского, № 605.
[3] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345.
[4] Краснов-Левитин А. Закат обновленчества // Грани. Франкфурт-на-Майне. 1978. № 87-88. С. 260.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 1.
[6] Московские церковные ведомости. 1895. № 8.
[7] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 854.
[8] Москва: Энциклопедия. М., 1980 с. 163.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 47.
[10] Журнал Московской Патриархии. 1980. № 2. С. 23.
[11] Артамонов М. Д. Ваганьково // Памятники Отечества. 1983. № 2. С. 134-144.
[12] Артамонов М. Д. "Любовь к отеческим гробам" (Пушкинский некрополь Москвы) // Памятники Отечества. 1986. № 2. С. 109-110.
[13] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 262.
[14] Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания о замечательных московских праведниках. Рукопись. М., 1930-е гг.
[15] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 27.
[16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 420; Вып. 5. С. 27, 187.
[17] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 2. С. 169, 337; Т. 3. С. 346, 399.
[18] Г. А. Долина печали (кладбищенские эскизы) // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 10. С. 47.
[19] Шавельский Г. И., прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк., 1954. Т. 1-2.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Косой бой"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет