Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Николая Чудотворца, что на ЩепахНиколо-Щеповская церковь; Николощеповская церковь
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 146-148
Церковь Николая Чудотворца на Щепах 1 Смоленский пер., 20, угол 2 Николо-Щеповского пер., 8 и угол 3 Николо-Щеповского пер., ныне проезда Шломина "В XVII в. недалеко от церкви находился обширный Государев дровяной щепной двор, на котором делали срубы для различных дворовых зданий, а строевой лес и дрова пригонялись плотами по реке Москве. Мастера двора, главным образом плотники, жили поблизости"[4]. М. М. Сухман считает, что имя храма пошло от иконы св. Николая, явленной в селе Щепы. "Николощеповские 1 и 2 переулки названы в XIX в. по стоявшей вблизи с XVII в. ц. Николы в Щепах"[7]. "Документально известна с 1649 г."[6]. "Построена в 1668 г. тщанием дворцовых поваров, хлебников и сторожей. Перестроена в 1686 г."[3]. "Первая церковь построена в 1649 г.; перестроена в 1668 г. "по челобитью дворцовых помясов и хлебников, и сторожей". Нынешнее здание выстроено около дворцового Дровяного двора по благословенной грамоте Патриарха Иокима от 22 апреля 1686 г. При трапезной был придел Феодосия киновиарха, после 1812 г. переосвященный в честь Петра и Павла. В начале 1773 г. в той же трапезной устроен придел Симеона и Анны на средства Анны Ивановны, жены титулярного советника Михаила Иванова. Невысокая четырехугольная колокольня со шпилем поставлена после 1812 г. В 1884 г. Симоновский придел перенесен в пристройку с юга храма"[2]. "Церковь обновлена в 1888 г."[3]. "На главах богатые древние кресты, на среднем из них - корона, ибо церковь пользовалась царскими вкладами. В северном углу ограды построена кладовая в стиле южного придела начала XIX в. В северном конце западной стены трапезной вставлена каменная плита с врезанною надписью XVII в., сильно испорченною и залитою густым слоем многочисленных покрасок. В таком же состоянии находится надгробная рельефная надпись начала XVIII в. в северной алтарной стене. Внутренний вид церкви. Главный иконостас великолепный, высокой резьбы, в 4 яруса, с ажурными изящными колоннами, недурно сохранился. Иконы, по-видимому, царских иконописцев, но местные иконы закованы в сплошные оклады, а верхние переписаны и фоны их грубо вызолочены с искажением очертаний. Оклады частью начала XIX в. красивой чеканки. В главном алтаре за престолом поясные иконы Спасителя и Божией Матери, бывшие ранее местными в одном из иконостасов, хотя и очень испорчены новою живописью и позолотой фонов, но все же по очертаниям свидетельствуют о принадлежности их кисти лучших царских иконописцев. Дарохранительница красивой изящной чеканки, серебряная, вызолоченная, 1841 г. Блюдо медное с сочными чеканными украшениями в виде плодов, листьев и цветов, XVIII в. Евангелие напрестольное, малое, печатанное в 1668 г., с весьма замечательною надписью по листам 1669 г. Полные наборы роскошных сосудов: 1744 г. с накладным изящно прорезным серебром и стразами; 1818 г., весьма нарядный; Николаевской эпохи, весьма богатый; два Евангелия на горнем месте в окладах: одно в богатом чеканном окладе времени Елизаветы Петровны, другое - в окладе Николая I; роскошная водосвятная серебряная чаша начала XIX в. В главном храме на северной стене большая икона сошествия во ад XVIII в., закованная в прошлом (т.е. 1914. - П. П.) году в дорогой, но неуместный оклад; на аналое икона св. Николая, ок. 1 аршина, носимая на крестных ходах, чтимая; она сильно испорчена сплошною живописью и сплошным окладом, но, вероятно, относится к хорошим иконописным образцам начала царствования Алексея Михайловича. Неиспорченная икона св. Николая вышиною ок. 1,5 арш., относящаяся к этому же времени, находится в трапезной у восточной стены; у северной ее стены - чудный главный Спаситель начала XVII в., в окладе начала XIX в. Казанская икона Богоматери в трапезной XVIII в., красивая. На иконах вообще много красивых окладов начала XIX в. Святцы XVII в. очень тонкой работы, с грубо записанными полями. В южном Петропавловском приделе в алтаре: дарохранительница начала XIX в., потир 1833 г., местные иконы Богоматери и Спасителя XVIII в. в окладах начала XIX в., икона Введения во храм Богородицы конца царствования Михаила Феодоровича, в сплошном окладе, Неопалимая купина XVII в. прекрасной иконописи, икона 40 мучеников XVIII в. большая, три иконы XVII в. иконописного стиля - Вход во Иерусалим, Сретение и Воскрешение Лазаря, ок. 1 арш. Отопление в церкви духовое, пол в трапезной каменный плитяной, а по стенам паркетное возвышение, в главном приделе - метлахский, столярство в трапезной - второй половины XIX в., не худое. Стенопись не худа, того же времени, живописного стиля, вообще чуждого древним церквам, но приличного и более уместного, чем новейшие "подваснецовские" росписи"[5]. "Внутри был прекрасный иконостас конца XVII в. московского барокко с прорезными колоннами. С 1932 г. храм стали разбирать"[2], но не доломали. Судьба его святынь неизвестна. Ныне здесь помещается цех № 2 производственного объединения "Художественная гравюра". Барабаны и главы храма, а также верх колокольни сломаны, и все здание так безобразно переделано и надстроено, что внешне его невозможно признать за церковь. Однако под штукатуркой и перестройками основной костяк сохранился. Это доказали проведенные в 1979 г. реставраторами пробные расчистки. Церковная ограда встроена в забор предприятия. Храм на государственной охране пока не стоит, но в 1983 г. включен в список зданий, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве вместе с "оградой XIX в.". [1] Александровский, № 134. [2] Рукопись Александровского, № 364. [3] Синодальный справочник. [4] Сытин С. 581. [5] Известия Императорской археологической комиссии. М., СПб., 1915. Вып. 59. С. 101-103. (с фотографией северного портала). [6] Материалы. С. 756. [7] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 208. [8] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||