Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Преображения Господня в Дедилово
Тексты
Всего текстов: 1
[Малицкий П. И.] Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 96-97, 99-101
Село Дедилово лежит на большой Воронежской дороге при р. Шивороне, притоке Упы, в 33 в. от Тулы, в 26 от Богородицка и в 9-ти в. от станции Оболенской Сызрано-Вяземской ж. д. Село раскинуто истечению реки на протяжении трех верст. По своему происхождению Дедилово представляет древнейшее селение в Тульской губернии. Основание ему положено первобытными обитателями тульского края - Вятичами. В древности оно носило название Дедиславль или Дедослав и упоминается в летописях под 1147 г. Неоднократно Дедослав был разоряем и сжигаем татарами. В 1553 г. здесь построена была дубовая крепость или острог, и Дедилов превратился в сторожевой пункт против татарских набегов, населен был стрельцами, казаками и пушкарями. Еще в конце XVIII в. здесь сохранялись следы укреплений в виде крепкого тына, окружавшего город. В настоящее время на окраине села есть холмистое урочище "Старое Городище", связываемое местными сказаниями с временами татарщины. Еще с XVI ст. Дедилов стал выделяться изготовлением оружия - пищалей, мечей; кузнецы здешние пользовались известностью: они положили начало железному производству, которое развилось затем в Туле. В окрестностях Дедилова открыты пласты каменного угля и залежи железной руды, отличающейся значительною плотностью и хорошими качествами. Разработка их продолжается и в настоящее время. До 1797 г. Дедилово считалось городом. Когда оно возведено было на степень города, определить нет возможности, но только в грамоте патр. Филарета Никитича в 1662 г. в числе других городов Тульского края называется и Дедилов. В 1708 г. Дедилов, как уездный город, вошел в состав тульской провинции Московской губернии. С таким значением он существовал до 1777 г., когда на степень уездного города возведен Богородицк. Город Дедилов сначала оставлен был безуездным городом, а в 1797 обращен в казенную волость с причислением к Богородицкому уезду. В церковном отношении Дедилов до 1622 г. находился в ведении Рязанской епархии, с этого же времени и до открытия Тульской епархии причислялся к Коломенской кафедре. В настоящее время в с. Дедилове считается 5246 жителей, для коих имеется четыре церкви с выделенными для них приходами... Преображенская. Приход этой церкви образовался из трех приходов упраздненных ветхих церквей, бывших в г. Дедилове: Спасской, стоявшей на нынешнем кладбище, Димитриевской на горе Покровке и Воздвиженской неподалеку от Дмитриевской; оттого приход и доселе называется и Спасским, и Димитриевским. Возникновение прихода относится к 1839 г., когда вместо означенных церквей начал строиться настоящий приходский храм во имя Преображения Господня. Кроме части села Дедилова, к приходу причисляются деревни: Разсошка, Медвенка, Быковка, Криволучье и часть Киреевки с населением в 1710 м. п. и 1834 ж. п. Существующий в приходе каменный храм, во имя Преображения Господня, начат постройкою в 1839 г. на средства церкви и прихожан. В храме два придела: с правой стороны во имя вмчк. Димитрия, с левой во имя Чудотворца Николая; правый придел освящен в 1847 г., левый в 1846 г., главный же алтарь только в 1862 г. Благодаря ежегодным украшениям, храм имеет в настоящее время благолепный вид. Некоторые иконы храма заслуживают серьезного внимания, таковы: Икона св. Чудотворца Николая небольшого размера в серебряной - вызолоченной ризе с драгоценными камнями. Икона находится в левом приделе. Под иконой находится следующая интересная надпись: "Выписана из книги степеней, глава 26-я явление Святого Николая в Дедилове граде. Во един от дней, пономареви, стоящу пред церковью преже заутреннего пения, оттуду же виде свет велик за градом и абие грядная врата сами отверзошася, и виде человека светла, на коне въездяща во град. Пономарю же, не могущу зрети на лице его и от страха пади на землю, к нему же достиже светлый он муж, на кони ездяй, глагола ему: восстани, не бойся и возри на меня, и вторицею тоже рече ему. Пономарь же во светлости мужа оного, не могий зрети на него, но токмо конь виде под ним. Светобразный же муж рече ему: Аз есть Николае, его же зовете Чудотворцем. Ведый буди, яко нечестивии бусормане, погании татарова, яростью дышуще, потщашася придти на град ваш и на множайшия места христианские. Аз бо от Бога послан до граду вашего, и прочему христианству не имать быти никакого озлобления от поганых и сия рек, вниде на коне в церковь и тамо же свет явися". Проверить фактическое основание этой надписи, по неимению каких бы то ни было данных, нет возможности. Но факт, отмечаемый этою надписью, в XVI в. на столько был известен, что записан в Степенной книге, откуда и взята эта надпись[1]. Что же касается до иконы, то трудно сказать, что-нибудь определенное относительно ее происхождения: явилась ли эта икона в подлиннике, или написана в память видения пономарю, существует ли доселе в своем первоначальном виде или копии? По сохранившемуся преданию в приходе, по особому чествованию этой иконы всеми прихожанами села Дедилова и окрестными жителями, можно предполагать, что эта икона действительно явилась в соборном храме св. Николая в бывшем граде Дедилове. Другая икона Нерукотворенного Спаса в настоящем храме, на правой стороне, позади правого клироса, замечательна по своей древности, живописи и по надписи, сохранившейся под нею. Эта надпись гласит: "Сей Нерукотворенный образ Господа Нашего Иисуса Христа писан в тысячу сто девяносто восьмом году в г. Каргополе, по обещанию и приказу большия казны подьячего Ивана Данилова, сына Венюкова, а обложен по его же обещанию и жены его Евдокии в сем же году. И быти сему образу, по скончания его Ивана и жены его Евдокии, в городе Дедилове, в соборной церкви Николая Чудотворца, понеже бо-того граду уроженец. А буде кто сию икону, после кончины их, в выше помянутого града соборную церковь не отдаст, из церкви изнесет в дом свой, да судится на втором пришествии Христове. Аминь". Эта надпись, под условием своей подлинности, открывает самые отдаленные перспективы на прошлую историю Дедилова. Из нее ясно, что в конце XII ст. Дедилово было уже городом с соборною церковью во имя св. Николая. К сожалению, конструкция надписи не позволяет относить ее к такой седой старине. С церковно-исторической точки зрения обе проиведенные надписи имеют тот интерес, что содержать ясное указание на то, что в г. Дедилове существовала соборная церковь во имя Чудотворца Николая, о которой не сохранилось никаких сведений в церковных летописях нынешнего села Дедилова; но церковь эта упоминается в писцовых книгах 1588-9 гг.; многие предметы церковной утвари из этой соборной церкви перешли в нынешнюю Спасопреображенскую церковь. Третья икона в правом приделе, на правом клиросе, образ св. Троицы в кованной серебряной ризе, старинной и весьма ценной работы, заслуживает внимания по своей связи с патриотическими событиями 1812-14 гг. Чеканная по серебру надпись на этой иконе гласит: "Дадеся сия икона повелением Благочестивейшего Великого Государя, Императора Александра I-го Самодержца Всероссийского приписному к тульскому оружейному заводу Тульской губернии крестьянскому обществу в ознаменование добровольных их пожертвований деньгами из своей собственности, сверх общих пожертвований в 1812 и 1814 годах, для награждения ежегодно тех из поступивших на службу жителей Тульской губернии, которые отличились при поражении врагов отечества, так же на дачу пенсиона раненым воинам и на награждение жен и детей, оставшихся после убиенных на сражениях". По своей относительной древности заслуживает внимания и напрестольный серебряный вызолоченный крест с мощами разных свв. Дата на кресте 7167 от сотворения мира, т.е., 1659 г. по Р. Хр. К Преображенскому храму принадлежит каменная часовня, устроенная прихожанами всего села Дедилова в 1885 г. в память коронования покойного Государя и Государыни Императрицы Марии Феодоровны, с изображением в иконостасе часовни тех святых, имена коих носили царствующие лица. На содержание храма получаются % с 150 р. и арендные деньги за отдачу четырех деревянных лавок, принадлежащих церкви, и дома, пожертвованного храму каким-то Богородицкий купцом; кроме того, прихожане ежегодно жертвуют в пользу храма сенокосные поляны на сумму более 300 рублей. Причт храма состоит из двух священников и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с 150 р. Церковной земли имеется: усадеб. 4 д., полевой 88 д. Почва земли частью глинистая, частью черноземная. В приходе есть школы грамоты: в Жилой слободе и деревнях Медвенке и Разсохе. [1] Степен. книга ч. 2. гл. 26. изд. Москва. 1775 г. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||