Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Тверская область
 Осташковский район
  Осташков, город
версия для печати

Церковь Преображения Господня в Осташкове

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Материалы для статистического и исторического описания церквей и монастырей Тверской епархии. Т. 1: Успенский В. П. Статистическое и историческое описание церквей города Осташкова. Тверь, 1881, с. 49-55
Церковь Преображения Господня.
А. Статистические сведения.
Церковь эта каменная, в нижней части квадратная, а в верхней, осьмигранная, с пятью главами на малом осьмигранном фонаре, стоит среди городового рынка; она построена в 1760-1763 годах. Престолов в ней три: в настоящей холодной один во имя Преображения Господня, в теплой два, справа во имя Владимирской Божией Матери, слева во имя преподобного Исаакия Печерского. Одежда на престоле главного храма серебряная, устроена в 1879 г. Иконостас современный построению церкви как по красоте рисунка, так и по тщательному выполнению его не уступающий новейшим иконостасам, остается без перемены; и только при возобновлении церкви в 1850 году на иждивение осташковского 1-й гильдии купца Н. К. Абабкова, вновь вызолочен червонным золотом. Иконы верхних рядов при этом обновлении иконостаса были переписаны, а иконы местные оставлены без перемены; иконы эти писаны которым-нибудь из известных своими иконописными работами в половине XVIII столетия живописцев Уткиных: Борисом или Максимом или Григорием[1]. Местные иконы главного храма в серебряных вызолоченных ризах.
Уборка внутренних стен храма живописью, как в холодной, так и в теплой церкви, - произведена в 1850 г.
Колокольня построена в 1787-1789 годах осташковскими каменщиками Иваном и Петром Парфеновыми Фомкиными; вышина ее от подошвы до креста - 20 сажен; вся постройка и отделка ее обошлись в 1181 руб. 63 1/4 коп.; большой колокол на колокольне в 248 пуд.; он слит в 1814 г. валдайским колокольным мастером Иваном Смирновым. На колокольне этой, как стоящей посередине города, поставлены были в 1795 г. общественные колоколенные боевые часы для извещения жителей города о времени; они были в действии до 1856 года; потом попортились и оставлены без поправки.
Вокруг церкви устроена в 1860 году из тесаного пестрого гранита ограда; она состоит из красивых круглых гладко обтесанных, утвержденных на цоколе того же материала, колонок с капителями и вазами и соединенных между собою красивою железною решеткою. Постройка ее обошлась в 7928 руб. 10 коп. сер. Жертвователями на эту ограду, между прочим, были: церковный староста купец А. М. Мосягин; осташковский уроженец, коллежский советник С. Д. Воронин и др.
Причта по штату 1877 года положено: настоятель, его помощник и два псаломщика. Земли ни пашенной, ни сенокосной, ни усадебной при церкви нет. Дома у священников и у одного из псаломщиков собственные. На содержание причта получено в 1880 году 1665 р. и жалованья - 96 р. с.; да процентов 48 руб. 58 коп. В пользу церкви внесен капиталь в 592 руб. и еще два билета 1-го внутреннего займа. Церковь вносит: 25% процентного сбора 135 руб.; - на улучшение содержания духовно-учебных заведений 20 руб.; - на параллельные классы - 5 руб. 78-к.; - на устройство общежития при Тверской Семинарии - 41 р. 12 к.; на устройство общежития при Осташковском духовном училище 5 р. 78 к.; и из братских доходов на содержание дома и приготовительного класса при Осташковском духовном училище 11 р. 54 к. Приписной и домовой церкви нет, а есть в дер. Замошьи деревянная, видом четырехугольная часовня (длиною и шириною в пять аршин). Часовня эта построена с давних времен, стоит среди деревни; крепка. Всенощные бдения в ней отправляются два раза в год: накануне праздника Святителя Николая и Св. Великомученика Димитрия Солунского. Еще в г. Осташкове, в кузницах, в арке каменных ворот по Савинской улице поставлены три образа: 1) во имя Воскресения Христова; 2) в честь Успения Божией Матери и 3) во имя Нила Столобенского Чудотворца, из которых последний ежегодно на 7 декабря (день памяти преподобного Нила Столобенского) приносится, по желанию кузнецов, в Преображенскую церковь, где по отправлении в этот день празднества относится обратно на свое место. Приходских дворов 181; в них мужского пола 1213 душ, а женского - 1360.
Б. Исторические сведения.
Место, на котором построен храм Преображения Господня, пред построением было незаселенное. Осташков вот время не был городим, а был только ратушею. На северо-восток от места построения находились тесно построенные и кривыми и узкими улицами расположенные селения слободы Осташкова с церквами Троицкою соборную и Воскресенскую приходскую; на восток и юг от него, от бывшего крепостного вала до Знаменского женского монастыря, тянулись улицы: по восточному берегу озера Селигера береговая улица, называвшееся иначе Струговище, и рядом с нею большая улица, называвшаяся. Селижаровская; на юг подле самого места, предназначавшегося к построению храма, начиналась новая большая улица, называвшаяся Новая Слобода, на западе находилось болотистое поле, поросшее изредка кустарником. За Знаменским монастырем в четверти версты от него за желватым ручьем - находилась слободка Трестянка. На самом же месте, где теперь возвышается храм, стоял деревянный крест.
Причины к построению в Осташкове нового храма, кроме прежних соборного и Воскресенского, были следующие: 1) Население Осташкова, значительное и прежде, в это время более и более увеличивалось; всех дворов в Осташковских слободах и улицах, кроме слободки Трестянки, было в 1762-м г. до 883; ревизских душ в 1753-м г., было 2249; в 1766-м г. 2445. Для такого значительного населения было только две вышеупомянутых церкви и притом к Троицкой соборной церкви принадлежали приходом, кроме 406 дворов слободы Осташкова, еще 30 дворов крестьян слободки Трестянки и 334 двора крестьян разных близких к Осташкову деревень, напр. Емши, Замошья, двух Рудин, Заселья, Сороги и проч., состоящих и теперь, кроме деревни Замошья, в приходе соборной церкви. В большие праздники такое многолюдство не могло свободно вмещаться в двух необширных осташковских церквах. Материальное состояние жителей Осташкова было не скудно: из числа 2249 разных душ населения Осташкова в 1753 г. - 757 душ были в купечестве; следовательно, опасаться недостатка в средствах к построению храма и к материальному благосостоянию при оном причта причин не было.
Между тем, в 1756-м г. случилось обстоятельство, которое решительно расположило к построению в Осташкове нового храма; по объяснении одной современной его записки, это обстоятельство было следующее: в 1756 г. получено было в Ниловой пустыни разрешение от Епархиального Преосвященного Вениамина ежегодно обносить вокруг монастыря нетленные мощи Преподобного Нила Столобенского Чудотворца 27 мая, в день обретения их. К назначенному в этом 1756 г. для обнесения их - именно 11-му августа, за день до него, принес в Осташков один из чтителей Преподобного, гражданин города Торопца купец Петр Иванов Абаканов, икону Преподобного Исаакия затворина Печерского, родом торопчанина, - почивающего в Киевских пещерах принес именно с тем, чтобы плыть с этою иконою 10 августа в Нилову Пустынь по озеру Селигеру. Но эта отправка озером по причине сильного ветра не состоялась; и потому решились нести икону сухим путем; путь пожал подле деревянного креста. До этого креста ее сопровождали из собора священники в облачении и с крестным ходом; затем на месте, где стоял крест, первостатейные из жителей Осташкова положили построить особый храм.
В 1759-м г. жители Осташкова в бытность в Осташкове Преосвященного Афанасия, епископа Тверского, доложили ему о своем намерении строить храм. Он одобрил его; - сам осмотрел место, избранное для построения, и благословил строить, сперва словесно, потом грамотою. Имевшийся в виду новый храм предположено было наименовать во имя Преображения Господня; один из предполагавшихся при нем приделов - наименовать Преподобного Исаакия затворина печерского, а другой - во имя Владимирской Божией Матери[2].
Указом Консистории от 19 декабря 1761-го г. предписано было отделить к Преображенской церкви от соборной 150 дворов и от Воскресенской 50 - всего 200 дворов, уравнивая приходы безобидно. Для этого уравнения, по распоряжению Ржевского д. Правления, прислан был 20 мая 1762 г. в Осташков канцелярист Максим Скворцов с командою, т.е. со служителями Селижарова монастыря, где находилось тогда Ржевское духовное правление. Он производил предписанный отдел приходских дворов к Преображенской церкви, обязал священно- церковнослужителей соборных и воскресенских отнюдь не входить ни с какими требами в отделенные дворы, разве только в случае отлучки преображенских священников от своих домов[3]. Этим выделом преображенские священники остались недовольны, потому что им выделены были, - как они писали в прошении к Преосвященному, - большею частью бедные дворы, а дворы жителей береговой улицы, бывших вкладчиками Преображенской церкви, были выключены. Преосвященный Афанасий от 17 июня 1762 г. предписал произвести отдел Архимандритам Селижаровскому Иоанну и Ниловскому Феодосию 1-му Доброму. Помянутые Архимандриты выделили в приход Преображенской церкви от сборной в Новой Слободе 53 двора, в слободе Трестянки 30 дворов, в Селижаровской улице 39 дворов, в береговой 28 дворов, в деревне Замошьи 50 дворов, - итого 200 дворов; от Воскресенской церкви в новой Слободе 31 двор, в Селижаровской улице 9 дворов, в береговой 10, итого 50 дворов, а всего от обеих церквей 250 дворов.
 
[1] Об этих иконописцах упоминается в документах Ниловой Пустыни в половине XVIII столетия.
[2] Первоначально думали другой придел устроить во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, потом во имя Нерукотворенного Образа, наконец, во имя Владимирской Божией Матери.
[3] При этом Скворцовым отделены были в приходе к Преображенской церкви от соборной - все обывательские дворы Новой Слободы, вся слободка Трестянка, дворы в улице Селижаровской от купца Шарина по двор Демида Хрыпова - дворы береговой улицы и все 45 дворов деревни Замошья; - всего от соборной церкви 169 дворов; от Воскресенской церкви по нескольку дворов в улице береговой, в улице Селижаровской, в Новой Слободе - всего 54 двора.
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Тосканский ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Михаила Архангела в Архангельском, что в Деревнях"

см. весь список

Из фондов проекта:
памяти Иосифа Волоцкого
Иосифо-Волоколамский мужской монастырь. Дореволюционная открытка.
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2021 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет