![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Положения Ризы Господней, на Донской
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 118-122
Церковь в честь Ризы Положения Господней в Успенском соборе в Москве на Донской Донская ул., 20/6, угол Ризоположенского, ныне Выставочного, пер. "Донская улица названа по основанному в 1591 г. Донскому монастырю, от которого она прошла в XVII в. к Калужским воротам. Выставочный переулок назван в 1924 г. как идущий к проезду на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 г. (на ее месте с 1929 г. Парк культуры и отдыха, с 1937 г. - имени Горького). Прежнее название - Ризположенский - было дано по стоящей с XVII в. на его углу с Донской улицей ц. Положения ризы Господней"[11]. "Риза Иисуса Христа принесена воином из Иерусалима в Грузию, откуда была взята персидским шахом Аббасом и в 1625 г. прислана им в Москву в дар царю Михаилу. Часть ризы хранилась в Успенском соборе в Москве, часть - в петербургском Петропавловском соборе, часть - в церкви Зимнего дворца. Празднуется перенесение ее 10-23 июля"[7]. Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX - начала XX в. подтвердили ее древность. Ныне в серебряную сень работы Сверчкова, где ранее хранилась в Успенском соборе риза, помещены мощи св. Патриарха Гермогена. Из последних публикаций о ризе см., напр.[12]. "В 1625 г. в Москву прибыло посольство из Персии, с ним шах Аббас присылал в дар двум "великим государям" - царю Михаилу Федоровичу и его отцу Патриарху Филарету Ризу Господню, взятую персами из покоренной незадолго перед тем Грузии. Московские власти встретили послов на окраине возле Калужской заставы, и отсюда процессия проследовала в Кремль, после чего Риза Христова была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе (этому предшествовало "удостоверение" в ее подлинности - Ризу приносили к больным, множество которых исцелилось; были составлены подробные отчеты об чудотворениях от нее - см.[12] - и только тогда Ризу объявили настоящей. - П. П.). На месте встречи посольства был вскоре сооружен деревянный храм. О нем ныне напоминает только 4-угольный кирпичный столбик, стоящий в ограде рядом с главным алтарем (с юго-восточной стороны). Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая "Сборная книга", по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных "приходских людей" и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г. - см.[16]. - П. П.). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В. П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами, после чего он уже в течение 50 лет пребывает в неизменном виде. В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма"[13]. "Впервые известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. В 1763 г. на средства И. Е. Дурново в трапезной устроен придел ап. Иакова. В конце 1880-х гг. по проекту А. С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином"[2]. "Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А. С. Каминского"[14]. "Ограда с воротами 1897 г., архитектор А. С. Каминский"[15]. "Придел Иакова Алфеева устроен полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В. П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г. К 1887 г. в храме находились следующие святыни: 1. Часть Ризы Господней, отделенная от лежащей в Успенском соборе; хранится за стеклом в серебряном вызлащенном ковчежце, прикрепленном к иконе положения Ризы Господней. Икона древняя, изображает в картинах всю историю Ризы Господней, начиная от метания воинами жребия подле Креста Христова вплоть до положения Ризы в московском Успенском соборе. 2. Икона с частию мощей св. ап. Иакова Алфеева и 70 частицами мощей неизвестных святых. Образ представляет церковь, под главами которой в верхней части доски врезаны три небольшие иконы: Неделя 1-я Всех Святых, Святых Отец, Лик Преподобных. В средине доски вставлена часть мощей ап. Иакова Алфеева (а именно лобовая кость) с надписью: "Мощи Святаго Апостола Иакова Алфеова". Частицы мощей 70 святых врезаны в доску внизу в мастике. Икона поступила в храм в 1857 г. 26 сентября с благословения митр. Филарета от нежинского грека Кириака Анастасиева Буба при о. В. П. Рождественском. 3. Икона Богоматери Ильинской-Черниговской. На ней с одной стороны лика Богородицы изображен Государственный Герб, а с другой надпись: "Рай Мысленный, Пречистую Деву Богородицу в иконе своей чудодействующую на триумф приносим к престолу Вашему Победоносный Монархо Православный Петре Алексеевичь: егда бо Ваше Царское Пресветлое Величество преславно над Агаряны и над Азовом триумфует, тогда и рай мысленный торжествуючи хвалится: яко кипарис на горах аермонских и яко финике вознесохся иже на примории. Кому же паче достоит хвалитися сим мысленным раем, аще не Вашему Высокопарному Орлу Царскому, иже аки Херувим стрегуще в отчине своей. Сего мысленнаго рая врагов Креста Христова от него прогоняет и яко Петр Камень веры чисто и всякаго иноверствия неприменительно в Державе своей Православие, яко зеницу ока храняще, един держит ключа рая небесного; прими же Благоверный Царю от нас Богоносцев своих сие приношение в сад живоносен в чудотворной Богородично насажденный, а сам украсивши Царский триумф свой нас Богомольцев своих под кровом своим, милостынне изволь сохранити. Нижайший Богомолец Лаврентий Ирщонович, Игумен Черниговский з братиею". Кругом иконы в нескольких картинах изображен мысленный Рай, упоминаемый в надписи, с выбранными из книг Ветхаго Завета приличными местами. На одной картине приведены слова из Римскаго историка Плиния. Икона греческого письма, в вышину 2 аршина 2 вершка, в ширину аршин с 7 вершками. 4. Икона св. Николая на полотне, на нижней доске изображены три яблока, внизу надпись: "истинное изображение образа св. Николая, находящегося в Бар-граде при мощах его". Икона сия высокаго греческаго письма"[16]. "Внутреннее убранство и иконостас относятся к середине XVIII в."[3]. "Все стены до высоких сводов покрыты лепниной высокого рельефа, что редко встречается в памятниках церковного зодчества. Замысловатые картуши, сочные стебли и листья аканта, среди которых выглядывают головки ангелов, образуют стройную декоративную систему, вторящую резьбе иконостаса"[5]. Над центральным крестом доныне находится позолоченная корона. "При церкви состоял попечительный совет о приходских бедных и одноклассная церковно-приходская школа"[17]. В 1930-е гг. храм не закрывался. Колокола остались на колокольне и звонят (недоумение вызывает лишь ядовито-зеленый цвет, в который выкрашен шатер звонницы). Беда подкралась к церкви уже в правление Хрущева, когда перед тогдашним митр. Крутицким и Коломенским Пименом, впоследствии Святейшим Патриархом, - был поставлен выбор: закрыть либо старый собор Донского монастыря, либо Ризположенскую церковь на Донской. После долгих переговоров удалось достичь уступки: власти удовлетворились тем, что оба храма обратили в один приход, а собор в Донском стал действовать только по праздникам. Ныне здание храма летом почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями. Вместе с оградой оно стоит на государственной охране под № 19[15]. "На колокольне сохранился "чумной" колокол, отлитый в 1771 г. Иконостас шестиярусный. На царских вратах главного престола выточены фигуры евангелистов, а по сторонам - коленопреклоненные Василий Великий и Иоанн Златоуст (т.е. составители литургий, наиболее употребительных в церкви. - П. П.). Сохранились и образа: положения Ризы Господней в особом киоте за правым клиросом; Иакова Алфеева с частицами мощей святых в левом приделе; на западной стороне левого столба трапезы - образ св. Николая, копия с находящегося в г. Бари; на северной стене главного храма над образом Троицы икона Богоматери неизвестного наименования, необычайная по композиции: Божия Матерь изображена восседающей на воинских знаменах и орудиях разного рода, на вершине крепости. Образ, по-видимому, западного происхождения, ибо русские иконописцы не прибегали к подобным темам (вероятно, это упомянутый в 1887 г. образ Богоматери Ильинской-Черниговской, однако в 1945 г. говорилось, что он "аналойного" размера. - П. П.). На стенной штукатурке южной стены главного храма чтимая икона Богоматери "Взыскание погибших", а за левым клиросом главного храма стоит Донской образ Божией Матери. На западной стороне правого столба трапезы хорошим письмом начала XVIII в. начертан Архистратиг Михаил. Фактическим настоятелем храма в 1945 г. был преосвященный Макарий, еп. Можайский, отдавший его благоукрашению много сил. Он хиротонисан здесь 14 мая 1944 г. Патриархом Сергием во время последней литургии, отслуженной Святейшим накануне его кончины"[13]. В последнее время храм приписывается знаменитому зодчему Якову Бухвостову[3]. "Ныне наиболее чтимые храмовые святыни - аналойная икона "Положение Ризы Господней в Москве", в середину которой вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1951 г.; образ-складень, содержащий частицу мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малых частиц других святых. Достопримечательностью храма является белокаменный памятный обелиск у церковной ограды, установленный на месте, где, по преданию, в 1625 г. посольство персидского шаха Аббаса I передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню - "срачицу", которая затем хранилась в Большом Успенском соборе Московского Кремля"[22]. [1] Александровский, № 147. [2] Рукопись Александровского, № 419. [3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 478. [4] Синодальный справочник. [5] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 160. [6] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 369. [7] Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 548-549. [8] Мидовский Н., прот. Московская Ризположенская близ Донского монастыря церковь. (К 200-летию ее существования). М., 1916. 16 с.; I ил. [9] Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание ц. Положения Ризы Господней на Донской ул. М., 1892. 20 с. [10] Материалы. С. 901. [11] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 116, 97. [12] Гухман С. Н. "Документальное" сказание о даре шаха Аббаса России (с публикацией 2 подлинных текстов) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. XXVIII. С. 255-271. [13] Александров Георгий. Ризположенская, что близ Донского монастыря, церковь // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 8. С. 62-66. [14] Путеводитель Машкова. С. 194. [15] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 76. [16] Московские церковные ведомости. 1887. С. 270-272. [17] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 807, 433. [18] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973; ил. 238-239. [19] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975; ил. 48-50 (интерьер). [20] Свиденюк В., прот. Храм Ризоположения в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 4. С. 14. [21] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581. [22] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 21. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||