Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Южная часть
версия для печати

Церковь Положения Ризы Господней, на Донской

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 118-122
Церковь в честь Ризы Положения Господней в Успенском соборе в Москве на Донской
Донская ул., 20/6, угол Ризоположенского, ныне Выставочного, пер.
"Донская улица названа по основанному в 1591 г. Донскому монастырю, от которого она прошла в XVII в. к Калужским воротам. Выставочный переулок назван в 1924 г. как идущий к проезду на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 г. (на ее месте с 1929 г. Парк культуры и отдыха, с 1937 г. - имени Горького). Прежнее название - Ризположенский - было дано по стоящей с XVII в. на его углу с Донской улицей ц. Положения ризы Господней"[11].
"Риза Иисуса Христа принесена воином из Иерусалима в Грузию, откуда была взята персидским шахом Аббасом и в 1625 г. прислана им в Москву в дар царю Михаилу. Часть ризы хранилась в Успенском соборе в Москве, часть - в петербургском Петропавловском соборе, часть - в церкви Зимнего дворца. Празднуется перенесение ее 10-23 июля"[7]. Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX - начала XX в. подтвердили ее древность. Ныне в серебряную сень работы Сверчкова, где ранее хранилась в Успенском соборе риза, помещены мощи св. Патриарха Гермогена. Из последних публикаций о ризе см., напр.[12].
"В 1625 г. в Москву прибыло посольство из Персии, с ним шах Аббас присылал в дар двум "великим государям" - царю Михаилу Федоровичу и его отцу Патриарху Филарету Ризу Господню, взятую персами из покоренной незадолго перед тем Грузии. Московские власти встретили послов на окраине возле Калужской заставы, и отсюда процессия проследовала в Кремль, после чего Риза Христова была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе (этому предшествовало "удостоверение" в ее подлинности - Ризу приносили к больным, множество которых исцелилось; были составлены подробные отчеты об чудотворениях от нее - см.[12] - и только тогда Ризу объявили настоящей. - П. П.).
На месте встречи посольства был вскоре сооружен деревянный храм. О нем ныне напоминает только 4-угольный кирпичный столбик, стоящий в ограде рядом с главным алтарем (с юго-восточной стороны). Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая "Сборная книга", по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных "приходских людей" и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г. - см.[16]. - П. П.). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В. П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами, после чего он уже в течение 50 лет пребывает в неизменном виде. В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма"[13].
"Впервые известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. В 1763 г. на средства И. Е. Дурново в трапезной устроен придел ап. Иакова. В конце 1880-х гг. по проекту А. С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином"[2].
"Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А. С. Каминского"[14]. "Ограда с воротами 1897 г., архитектор А. С. Каминский"[15].
"Придел Иакова Алфеева устроен полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В. П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г.
К 1887 г. в храме находились следующие святыни:
1. Часть Ризы Господней, отделенная от лежащей в Успенском соборе; хранится за стеклом в серебряном вызлащенном ковчежце, прикрепленном к иконе положения Ризы Господней. Икона древняя, изображает в картинах всю историю Ризы Господней, начиная от метания воинами жребия подле Креста Христова вплоть до положения Ризы в московском Успенском соборе.
2. Икона с частию мощей св. ап. Иакова Алфеева и 70 частицами мощей неизвестных святых. Образ представляет церковь, под главами которой в верхней части доски врезаны три небольшие иконы: Неделя 1-я Всех Святых, Святых Отец, Лик Преподобных. В средине доски вставлена часть мощей ап. Иакова Алфеева (а именно лобовая кость) с надписью: "Мощи Святаго Апостола Иакова Алфеова". Частицы мощей 70 святых врезаны в доску внизу в мастике. Икона поступила в храм в 1857 г. 26 сентября с благословения митр. Филарета от нежинского грека Кириака Анастасиева Буба при о. В. П. Рождественском.
3. Икона Богоматери Ильинской-Черниговской. На ней с одной стороны лика Богородицы изображен Государственный Герб, а с другой надпись: "Рай Мысленный, Пречистую Деву Богородицу в иконе своей чудодействующую на триумф приносим к престолу Вашему Победоносный Монархо Православный Петре Алексеевичь: егда бо Ваше Царское Пресветлое Величество преславно над Агаряны и над Азовом триумфует, тогда и рай мысленный торжествуючи хвалится: яко кипарис на горах аермонских и яко финике вознесохся иже на примории. Кому же паче достоит хвалитися сим мысленным раем, аще не Вашему Высокопарному Орлу Царскому, иже аки Херувим стрегуще в отчине своей. Сего мысленнаго рая врагов Креста Христова от него прогоняет и яко Петр Камень веры чисто и всякаго иноверствия неприменительно в Державе своей Православие, яко зеницу ока храняще, един держит ключа рая небесного; прими же Благоверный Царю от нас Богоносцев своих сие приношение в сад живоносен в чудотворной Богородично насажденный, а сам украсивши Царский триумф свой нас Богомольцев своих под кровом своим, милостынне изволь сохранити. Нижайший Богомолец Лаврентий Ирщонович, Игумен Черниговский з братиею". Кругом иконы в нескольких картинах изображен мысленный Рай, упоминаемый в надписи, с выбранными из книг Ветхаго Завета приличными местами. На одной картине приведены слова из Римскаго историка Плиния. Икона греческого письма, в вышину 2 аршина 2 вершка, в ширину аршин с 7 вершками.
4. Икона св. Николая на полотне, на нижней доске изображены три яблока, внизу надпись: "истинное изображение образа св. Николая, находящегося в Бар-граде при мощах его". Икона сия высокаго греческаго письма"[16].
"Внутреннее убранство и иконостас относятся к середине XVIII в."[3].
"Все стены до высоких сводов покрыты лепниной высокого рельефа, что редко встречается в памятниках церковного зодчества. Замысловатые картуши, сочные стебли и листья аканта, среди которых выглядывают головки ангелов, образуют стройную декоративную систему, вторящую резьбе иконостаса"[5].
Над центральным крестом доныне находится позолоченная корона.
"При церкви состоял попечительный совет о приходских бедных и одноклассная церковно-приходская школа"[17].
В 1930-е гг. храм не закрывался. Колокола остались на колокольне и звонят (недоумение вызывает лишь ядовито-зеленый цвет, в который выкрашен шатер звонницы). Беда подкралась к церкви уже в правление Хрущева, когда перед тогдашним митр. Крутицким и Коломенским Пименом, впоследствии Святейшим Патриархом, - был поставлен выбор: закрыть либо старый собор Донского монастыря, либо Ризположенскую церковь на Донской. После долгих переговоров удалось достичь уступки: власти удовлетворились тем, что оба храма обратили в один приход, а собор в Донском стал действовать только по праздникам.
Ныне здание храма летом почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями. Вместе с оградой оно стоит на государственной охране под № 19[15].
"На колокольне сохранился "чумной" колокол, отлитый в 1771 г. Иконостас шестиярусный. На царских вратах главного престола выточены фигуры евангелистов, а по сторонам - коленопреклоненные Василий Великий и Иоанн Златоуст (т.е. составители литургий, наиболее употребительных в церкви. - П. П.).
Сохранились и образа: положения Ризы Господней в особом киоте за правым клиросом; Иакова Алфеева с частицами мощей святых в левом приделе; на западной стороне левого столба трапезы - образ св. Николая, копия с находящегося в г. Бари; на северной стене главного храма над образом Троицы икона Богоматери неизвестного наименования, необычайная по композиции: Божия Матерь изображена восседающей на воинских знаменах и орудиях разного рода, на вершине крепости. Образ, по-видимому, западного происхождения, ибо русские иконописцы не прибегали к подобным темам (вероятно, это упомянутый в 1887 г. образ Богоматери Ильинской-Черниговской, однако в 1945 г. говорилось, что он "аналойного" размера. - П. П.).
На стенной штукатурке южной стены главного храма чтимая икона Богоматери "Взыскание погибших", а за левым клиросом главного храма стоит Донской образ Божией Матери. На западной стороне правого столба трапезы хорошим письмом начала XVIII в. начертан Архистратиг Михаил.
Фактическим настоятелем храма в 1945 г. был преосвященный Макарий, еп. Можайский, отдавший его благоукрашению много сил. Он хиротонисан здесь 14 мая 1944 г. Патриархом Сергием во время последней литургии, отслуженной Святейшим накануне его кончины"[13].
В последнее время храм приписывается знаменитому зодчему Якову Бухвостову[3].
"Ныне наиболее чтимые храмовые святыни - аналойная икона "Положение Ризы Господней в Москве", в середину которой вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1951 г.; образ-складень, содержащий частицу мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малых частиц других святых.
Достопримечательностью храма является белокаменный памятный обелиск у церковной ограды, установленный на месте, где, по преданию, в 1625 г. посольство персидского шаха Аббаса I передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню - "срачицу", которая затем хранилась в Большом Успенском соборе Московского Кремля"[22].
 
[1] Александровский, № 147.
[2] Рукопись Александровского, № 419.
[3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 478.
[4] Синодальный справочник.
[5] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 160.
[6] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 369.
[7] Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 548-549.
[8] Мидовский Н., прот. Московская Ризположенская близ Донского монастыря церковь. (К 200-летию ее существования). М., 1916. 16 с.; I ил.
[9] Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание ц. Положения Ризы Господней на Донской ул. М., 1892. 20 с.
[10] Материалы. С. 901.
[11] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 116, 97.
[12] Гухман С. Н. "Документальное" сказание о даре шаха Аббаса России (с публикацией 2 подлинных текстов) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. XXVIII. С. 255-271.
[13] Александров Георгий. Ризположенская, что близ Донского монастыря, церковь // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 8. С. 62-66.
[14] Путеводитель Машкова. С. 194.
[15] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 76.
[16] Московские церковные ведомости. 1887. С. 270-272.
[17] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 807, 433.
[18] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973; ил. 238-239.
[19] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975; ил. 48-50 (интерьер).
[20] Свиденюк В., прот. Храм Ризоположения в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 4. С. 14.
[21] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581.
[22] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 21.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Щипец"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2025 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет