Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Замоскворечье
версия для печати

Церковь Илии Пророка на Пятницкой

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 612-614
Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой
Пятницкая ул., 23 (вестибюль метро)
"Пятницкие улица и переулок названы в XVIII в. по церкви Прасковьи Пятницы, стоявшей с XVI в. на месте современной станции метро "Новокузнецкая"[8].
"Пятницкий переулок до революции был тупиковым - он упирался в здание церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте станции метро "Новокузнецкая". От нее переулок и получил свое название. Территория около станции метро была расчищена в связи с предполагавшимся продолжением в Замоскворечье Бульварного кольца. Будущую его трассу отмечает скошенный угол здания Государственного комитета по телевидению и радиовещанию"[11].
"Известна по пожару 1564 г. В 1657 г. показана каменной. 20 октября 1701 г. выдан антиминс в новопостроенный придел Артемия Веркольского. С 1727 г. числится третий престол св. Троицы. 11 февраля 1739 г. подано прошение о разборке старого храма за ветхостью. Дело об освящении новой помечено 18 июля 1744 г. Трапезная с Пятницким и Артемьевским престолами построены одновременно с колокольней в 1746 г. На восьмерике главного храма было 8 маленьких главок. Внутренняя обстановка 1870-х гг., когда вся церковь была обновлена на средства П. Г. Губонина.
Внутри отдельно стоявшей колокольни в среднем ярусе была придельная церковь Илии Пророка. Колокольня заложена в 1746 г., освящена в 1748 г. Имела вокруг ходовую паперть, над собой проходные ворота, а наверху звон. Замечательное внутреннее убранство в стиле рококо сохранялось без обновления с середины XVIII в.; хоры шли по трем сторонам. А. И. Некрасов в "Городах Московской губернии" называет архитектором И. Мичурина. Вероятно, именем храм обязан отцу главных вкладчиков на построение церкви Параскевы купцов Романа и Гавриила Журавлевых. В середине же XVIII в. по обе стороны колокольни устроена ограда с железной решеткой - одна из лучших того времени в Москве"[2].
Церковь называлась "проща" (или "прощная церковь"). Проща - от слова прощение; прощеным человеком называли в старину получившего исцеление, прощение грехов. Слово "проща" в приложении к храму означало, что в нем имеется чудотворная икона. Таких церквей в древней Москве было известно три: Параскевы Пятницы на Пятницкой ул., Николы Явленного ("явил чудо") на Арбате и Николы, или Похвалы Богоматери, в Башмакове близ храма Христа Спасителя (есть мнение, что слово "проща" происходит от "прощаться", и церкви - "прощи" ставились на окраинах городов, где происходило прощание с путешественниками, но названные три церкви не подтверждают его, так как расположены вовсе не у окраин даже древней Москвы. - П. П.).
"Храм обновлялся в 1817 г."[9].
"При церкви Параскевы была Пятницкая церковно-приходская школа, одноклассная, для детей обоего пола. Открыта 14 декабря 1862 г."[6].
"Через несколько дней после Благовещения в 1922 г. были арестованы протоиерей В. И. Соколов - настоятель церкви Николы Явленного на Арбате (благочинный центрального района Москвы), протоиерей А. Н. Заозерский - настоятель церкви Параскевы Пятницы (благочинный Замоскворецкого Сорока), благочинный о. А. Ф. Добролюбов и ряд других; 15 апреля был арестован управляющий московской епархией архиепископ Никандр (Феноменов).
26 апреля 1922 года в помещении Политехнического музея начался судебный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в гор. Москве. Дело разбиралось Революционным Трибуналом гор. Москвы под председательством Бека; обвинение поддерживалось Луниным и Лонгиновым; на скамье подсудимых было 17 человек. Состав подсудимых поражал своей разношерстностью: наряду с известными в Москве протоиереями о.о. Заозерским, Добролюбовым, Надеждиным и т.д. на скамье подсудимых был, например, Николай Иванович Брызгалов, инженер и декадентский поэт; наряду со стариком профессором-юристом Е. Н. Ефимовым на скамье подсудимых сидела 22-летняя девушка В. И. Брусилова (родственница знаменитого генерала) и т.д. Все эти люди обвинялись в том, что они распространяли патриаршее воззвание и этим способствовали возникновению беспорядка в московских храмах. Благочинные были привлечены, так сказать, "по должности": согласно церковному праву они обязаны были сообщить подведомственному им духовенству воззвание Патриарха. О. Заозерский - один из популярнейших московских священников - сам в своем храме сдал ценности; однако на суде он считал долгом чести отстаивать правильность патриаршего воззвания; благодаря этому он стал центральной фигурой процесса... 7 мая 1922 г. прот. Александр Заозерский, 42 лет, приговорен к расстрелу с конфискацией всего имущества. Приговор приведен в исполнение"[12].
"Церковь и колокольня сломаны в 1934 г."[2]. На месте храма - вестибюль старой станции метро "Новокузнецкая". "Павильон метро "Новокузнецкая" возведен на месте церкви Параскевы Пятницы в, 1943-1944 гг. архитекторами В. Г. Гельфрейхом и И. Е. Рожиным"[5]. На месте колокольни - площадка между улицей и вестибюлем.
"Резной иконостас Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры работы Ухтомского, обильно украшенный скульптурой, перенесен из московской церкви Параскевы Пятницы и установлен в 1956 г."[10]. Исконный иконостас Смоленской церкви был уничтожен при закрытии Лавры в 1920-х гг. Подобная же история произошла с иконостасом церкви Николы Большой Крест в Китай-городе (см. в части "Китай-город").
 
[1] Александровский, № 236 и 241 (колокольня).
[2] Рукопись Александровского, № 178 и 507 (соответственно).
[3] Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 530.
[4] Сытин. С. 347.
[5] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 284.
[6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 433.
[7] Материалы. С. 869.
[8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 250.
[9] Синодальный справочник.
[10] Памятники архитектуры Московской области. М., 1975. Т. 1. С. 136.
[11] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 278.
[12] Левитин А., Шавров В. Очерки из истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 73, 76.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.
[14] Смирнов С. О храме, давшем имя Пятницкой улице // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 10. С. 28-31.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Апсида"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Кадомского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2019 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет