![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Иоакима и Анны на Якиманке
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 627-629
Церковь свв. праведных Богоотец Иоакима и Анны на Якиманке Б. Якиманка ул., 13 (пустырь) "С конца XVII в. по 1957 г. нынешняя ул. Димитрова называлась Якиманкой по стоявшей здесь церкви Иоакима и Анны"[4]. "Впервые упомянута под 1493 г. В XVI в. дала свое имя улице, где стояла. С 1625 г. главный престол Благовещения; в 1657 г. показана деревянной. Каменная построена в 1684 г. Теплая трапезная 1701 г.; 29 ноября в ее придел преп. Сергия выдан антиминс. В екатерининское время сооружена отдельно стоящая колокольня, выстроен новый алтарь. В 1866 г. устроен западный портал. Внутри обстановка новая: главный иконостас 1848 г., придельные 1866. От древности в трапезной сохранялся пол из квадратиков белого камня"[2]. "При церкви находились церковноприходская школа и приходское попечительство в память избавления их императорских величеств от опасности при крушении царского поезда 17 октября 1888 г. у ст. Борки"[7]. Храм закрыт после 1917 г. "К 1965 г. колокольня была сломана до 1-го яруса, храм обезглавлен. Внутри помещался кузнечный цех экспериментальных мастерских. Вид здания был грязный, закопченный, к нему прилепили заводские надстройки" (М. Л. Богоявленский). Были попытки добиться его реставрации - художник Павел Корин писал в статье в газете "Комсомольская правда" в 1966 г.[5] следующее: "...не могу примириться с тем, что в семишатровом (вероятно, опечатка - храм был семи-ГЛАВЫМ. - П. П.) храме Иоакима и Анны XVII в. на Большой Якиманке сейчас кузнечно-прессовый цех..." Все это, однако, закончилось тем, что в ночь с 3 на 4 ноября 1969 г. при устройстве нового проезда с ул. Димитрова на Б. Полянку храм взорвали. Как сообщала статья в машинописном журнале "Вече", взрыв был произведен по проекту руководителя мастерской Моспроект-13 А. Б. Гуркова с благословения главного архитектора Москвы М. В. Посохина (статья называлась "Судьба русской столицы"; нам представляется, что имена разрушителей не должны забываться. - П. П.). Предлог для этого последнего по времени в Москве сноса храма XVII столетия был такой: он-де мешает новому проезду; это оказалось очередной ложью, так как ныне на месте церкви вовсе на проезжая часть, а пустопорожний газон. "Когда-то ул. Б. Якиманка напрямую выходила к Б. Каменному мосту через небольшой Гилдянский мост, переброшенный над лежащим на ее пути озерком. Однако с середины XVII в. движение к Кремлю перешло на соседний Космодамианский мост (впоследствии М. Каменный), от которого начиналась нынешняя Полянка, а старую трассу застроили. Поэтому едущим из центра приходилось для въезда на Б. Якиманку от М. Каменного моста делать небольшой крюк по Якиманской набережной. Это неудобство сохранялось до 1969 г., когда для решения транспортной проблемы через старые кварталы был пробит (! - П. П.) прямой проезд с Б. Полянки на ул. Димитрова, по которому и пошло все движение"[6]. На пустом газоне между двумя проездами, где ранее стояла церковь Иоакима и Анны, давшая имя всей Якиманской улице, теперь стоит лишь ряд бетонных "башмаков" с шестами, на которых подвешиваются периодически сменяющиеся лозунги. Икона св. прав. Иоакима и Анны из одноименной церкви ныне находится в ближайшем действующем храме Иоанна Воина на Якиманке. [1] Александровский, № 132. [2] Рукопись Александровского, № 98. [3] Материалы. С. 885. [4] Сытин. С. 362. [5] Корин П. Как гражданин России // Комс. правда. 1966. 27 июля. [6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 306-307. [7] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 430, 805. [8] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||