Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Космы и Дамиана Ассийских, что в Кадашах
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 625-627
Церковь Космы и Дамиана в Кадашах Б. Полянка, 4 "В XV-XVI вв. в начале Б. Полянки по обеим ее сторонам лежала слобода "кадашей" - дворцовых бондарей, в XVII в. ставшая "хамовной" (ткацкой) слободой и располагавшаяся главным образом в районе нынешних Кадашевских переулков. В XVII в. посреди нынешнего Старомонетного пер. стоял Кадашевский хамовный двор (полотняная мануфактура), в конце века превращенный в Монетный двор. В XVIII в. в этом дворе было несколько фабрик. В начале XIX в. они были снесены. В XVII-XVIII вв. Б. Полянка называлась Космодамианской - по церкви в начале улицы. Переулок против церкви еще недавно назывался Демьянским, но ныне он застроен большим домом"[4]. "Деревянная церковь неизвестно когда построена и сгорела; на том же месте построена каменная кадашевцем Филиппом Савельевым в 1656 г."[3]. "Церковь впервые выстроена при Иване Грозном в связи с основанием здесь Государева Хамовного двора, была сперва деревянной. Каменная сооружена кадашевцем Филиппом Савельевым в 1656 г. Главный престол Рождества Богородицы, приделы Космодамианский и св. Николая в абсидах. Четвертый престол преп. Сергия известен с 1722 г. Нынешняя теплая трапезная, куда впоследствии перенесли придел Космы и Дамиана из правой абсиды - середины XVIII в. Отдельно стоящая колокольня 1740-х гг. Ограда около 1760-х. Внутри был один из лучших иконостасов московского барокко с резьбой и иконами, в том числе образом Иоанна Предтечи 1689 г. с подписью Т. И. Филатьева. Иконостас Никольского придела тоже старый"[2]. "В 1848 г. холодная церковь вновь расписана художником А. К. Малаховым. Недавно иконостас заменен - сделан из искусственного мрамора мастером Орловым"[3]. "Церковь обновлялась в 1898-1899 гг."[5]. "Закрыта в 1930 г. В 1933 г. снесены главы храма и сломана колокольня"[2]. Остальную церковь сломали чуть позднее. "Храм Космы и Дамиана обрекли на гибель сами реставраторы, охарактеризовав как "не имеющую особого историко-архитектурного значения", и в первых числах июля 1930 г. рабочие приступили к разборке абсиды"[11]. "В борьбе за первенство в деле утилизации церковного имущества или выгодной продажи его за рубеж неизбежно возникали трения между ОГПУ и Антиквариатом. Поводом для одного из конфликтов стало решение о сносе ц. Космы и Дамиана на Полянке. Сотрудники Антиквариата, придя в обреченный храм и осмотрев великолепный резной иконостас со старинными иконами, решили пустить его на экспорт. Но не тут-то было! 14 февраля 1930 г. музейные работники, также побывав в храме, обнаружили, что "иконостас церкви, подлежащий передаче антиквариату Госторга, разрушен представителями ХОЗО ОГПУ, причем наличники, резные деревянные украшения и прочее увезены на завод ХОЗО ОГПУ. Иконы, имеющие художественное значение, также сильно повреждены. Комиссией действия ХОЗО ОГПУ признаны недопустимыми и срывающими работу как по реализации госфондового имущества, так и по ликвидации имущества, подлежащего экспорту". Узнав об этом, даже члены архитектурного отделения ЦГРМ, никогда не терявшие самообладания, признали действия чекистов "недопустимыми и нарушающими принципы охраны памятников искусства и старины"[12]. Печальная судьба иконостаса, растаскиваемого мародерами, сделалась уже тогда широко известной в городе. Так, историк И. И. Шитц в том же 1930 г. записал в своем дневнике: "Разломали колокольню ц. Космы и Дамиана в самом начале Полянки. Здание церкви подо что-то "приспособили". Иконостас, помнится, "барочный", с виноградом, продали было, говорят, за 17 000 руб. за границу. Представитель Главнауки решил как-то зайти посмотреть в последний раз на произведение старого русского мастерства, чуть ли не собирался сфотографировать его, - и ахнул: иконостас исчез. Оказывается, приезжало ГПУ и решило "использовать" золото иконостаса. Для этого его весь сожгли - и добыли золота на 7000 рублей!"[13]. Некоторые иконы из церкви Космы и Дамиана в Кадашах были переданы в Третьяковскую галерею: "1. Иоанн Предтеча в Пустыне, со сценами жития, 1689 г., Тихон Филатьев, - поступила в 1931 г. из фонда МОНО (Моск. отдел народного образования). 2. Пророческий чин: Аарон, Аввакум, Даниил, Захария, Иезекииль, Иеремия, Илья, Исаия, Моисей, Соломон (всего десять икон), конец XVII в., школа Оружейной палаты, - поступил в 1931 г. 3. Чин праотеческий: Авель, Адам, Вениамин, Енох, Иаков, Иов, Иосиф, Иуда, Мелхиседек, Ной, Сиф (всего 11 икон), конец XVII в., школа Оружейной палаты, - поступил из фонда МОНО в 1933 г."[9]. "На месте церкви выстроен шестиэтажный жилой дом № 4, поставленный в 1939 г. архитекторами А. К. Буровым и Б. Н. Блохиным"[6]; его достопримечательностью является магазин "Мясо". [1] Александровский, № 84. [2] Рукопись Александровского, № 199. [3] Московские церковные ведомости. 1895. № 13. [4] Сытин. С. 358-359. [5] Синодальный справочник. [6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 303. [7] Материалы. С. 889. [8] Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып. 21. С. 31-33. Прибавление (к 250-летию храма); Спб., 1918. Вып. 66. С. 160-162. [9] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 426, 448-449. [10] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 312. [11] Козлов В. Под флагом нигилизма // Моск. журнал. 1991. № 6. С. 38. [12] Козлов В. Дело об ограблении Церкви // Моск. журнал. 1991. № 7. С. 24. [13] Шитц И. И. Дневник Великого перелома. Париж, 1991. С. 230, 232. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||