![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Преображения Господня, что в НаливкахСпасо-Наливковская церковь; Спасоналивковская церковь
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 621-623
Церковь Спаса Преображения в Наливках 1 Спасоналивковский пер., 17, угол Казанского пер., 1 "В первой половине XVI в. великий князь Василий III выстроил для своих телохранителей в Москве за рекой целый город Нали (Наливки), что по-русски значит "наливай!", потому что им одним позволено было пить мед и пиво, когда хотят, и они удалены за реку, чтобы не заражали своим примером других"[4]. "За современным Спасоналивковским переулком жили иноземцы, бывшие на службе у Василия III, которым он разрешил устроить здесь кабак с продажей вина. Но пользовались им позже и соседи-стрельцы, поселенные тут в 1550 г. Иваном Грозным, которые, входя к иноземцам, говорили: "Налей-ка!" От этого иностранцы, плохо понимавшие русский язык, все Замоскворечье называли "Налейки". Позже это прозвание превратили в "Наливки". Построенная здесь в XVII в. церковь называлась "Спас в Наливках", откуда пошло и наименование соседних переулков: Спасоналивковские"[5]. "Продолжением Погорельского переулка за перекрестком с Большой Полянкой служит 2-й Спасоналивковский переулок (в XVIII - начале XX в. Шапкин, по фамилии домовладельца). Он, как и 1-й Спасоналивковский (в XVIII в. также по фамилии домовладельца - Тараканов, а в XIX - начале XX в. - Большой Спасский), называется так по церкви Спаса Преображения, "что в Наливках", которая находилась на углу 1-го Спасоналивковского и Казанского переулков (№ 17/1), где в начале 1930-х гг. выстроен жилой комплекс для кооператива "Замоскворецкий рабочий". В этом месте - Наливках, как говорили в старой Москве, - были поселены стрелецкие полки отдельными слободами. О самом названии - Наливки - существует несколько гипотез, начиная с самой понятной и простой - от слова "наливать". Тут, мол, жили стрельцы, привилегированное войско, которым можно было пить спиртное во всякое время, тогда как простому народу только по большим праздникам. Так вот стрельцам и "наливали" в любое время дня и года. Полагают также, что здесь была деревня Наливки, но это не нашло документального подтверждения. Очень возможно, что эта местность, как предложено в многотомной "Истории Москвы", именовалась по рощам, которые назывались наливками"[9]. "О том, что название пошло от пьяниц-иноземцев, свидетельствуют Герберштейн, Гваньини, Олеарий. Стоглавый собор упоминает бесовские зрелища в Наливках. Стрельцы были поселены здесь только при царе Михаиле, когда иноземцы оставили местность, они и выстроили себе церковь, впервые прибывшую в патриаршие окладные книги в 1642 г. "В Степанове приказе Алалыкина". Осенью 1705 г. освящен придел иконы Богоматери "Всех скорбящих радость". В 1713 г. прихожане получили разрешение построить каменный храм. Осенью того же года был готов и освящен каменный Скорбященский придел, но постройка главного храма задержана указом Петра I от 9 октября 1714 г. - освящение состоялось только в 1738 г. Колокольня была шатровая, стояла отдельно на воротах. Придел св. Николая известен с 1743 г., в 1760 г. перенесен в трапезную. В 1838 г. трапезная с двумя приделами разобрана и выстроена новая ампирная по проекту М. Д. Быковского. Никольский придел освящен 10 октября 1840 г., Скорбященский 14 января 1841 г. В 1876-1877 гг. переделан главный храм, с юга и севера сделаны пристройки, построен новый алтарь. В одной из боковых пристроек освящен придел Михаила Архангела. Тогда же с запада поставлена новая колокольня и в ней устроен придел Иннокентия Иркутского"[2]. "При церкви: церковно-приходская школа, приходское попечительство, приходский Елизаветинский комитет и богадельня"[6]. "Храм разрушен в 1929 г."[2; 11]. На его месте выстроено два жилых дома в пять этажей, ныне значащихся под № 17 по 1 Спасоналивковскому пер. [1] Александровский, № 229. [2] Рукопись Александровского, № 354. [3] Материалы. С. 894. [4] Соловьев С. М. История России. М., 1960. Кн. III. С. 317. [5] Сытин. С. 362. [6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 435, 809 и 860. [7] Благовещенский И. Спасо-Наливковская церковь в Наливках в Москве. М., 1875. 39 с. [8] Отчет приходского попечительства при церкви Спаса Преображения в Наливках в Москве. М., 1883. [9] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 295. [10] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313. [11] Козлов В. Иверская часовня и другие // Моск. журнал. 1991. № 4. С. 51. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||