Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Замоскворечье
версия для печати

Церковь Воскресения Христова, что в Кадашах

Воскресенско-Кадашевская церковь; Кадашевская церковь
         
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 548-552
Церковь Воскресения в Кадашах
2 Кадашевский пер., 7, угол 1 Кадашевского пер., 4
"Первое упоминание о церкви - в грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева около 1498 г. Село Кадашево известно с 1504 г., а Кадашевская слобода образовалась в середине XVI в. вокруг Воскресенской церкви и затем получила второй храм Космы и Дамиана. Документально церковь известна с 1625 г.; в 1657 г. показана каменной. Нынешняя заложена в 1687 г., освящена 13 января 1695 г. Патриархом Адрианом. Храмоздатели гости Кондрат Маркович Добрынин и сын его Лонгин. В верхней церкви один престол Воскресения, внизу главный Успения Богородицы и придел Тихвинской Богоматери, освященный 16 июля 1704 г. в правой абсиде. В 1772 г. в левой абсиде устроен придел святого Николая. В 1802 г. переложен верхний алтарь и своды нижнего. В нижней церкви древняя обстановка, кроме нескольких икон, не сохранилась. В верхней холодной сохранился довольно хорошо резной барочный иконостас с иконами царских мастеров, паникадила и древние переплеты окон. Антиминс от 16 июня 1704 г. был передан в Оружейную палату. В 1860-1863 гг. архитектор Козловский выдвинул на север боковые стены нижней церкви: алтари приделов вынесены из абсид в пристройки. Освящение было 13 января"[2].
"Церковь сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), на средства жителей Кадашевской слободы, где стоял Государев полотняный двор. Предполагают, что строителем храма был С. Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти начатый им Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре. Возведенная церковь имела три широкие лестницы, которые вели на галерею-гульбище к западному, северному и южному порталам (эти лестницы послужили образцом для ряда последующих храмов). Абсиды второго яруса первоначально были меньшей величины, чем теперь, и гульбище шло поверх абсид нижней церкви (новшество, которое впервые позволил себе Никон при сооружении Воскресенского собора), окружая храм со всех сторон. Подклет изначально имел вместо открытых аркад, принятых в древнерусском зодчестве, глухие стены (в 1860 г. галереи были расширены, в связи с чем эти стены были снесены и возведены новые). В 1695 г. к трапезной была пристроена стройная многоярусная колокольня, поставленная, как на постамент, на нижний подклеточный этаж церкви (при этом лестницы были разобраны, а по бокам колокольни сделаны две трехмаршевые лестницы, служившие своего рода контрфорсами, которые просуществовали до 1801 г.; в 1840 г. на месте древних лестниц были построены крытые паперти с куполами и одновременно увеличены абсиды верхней церкви, что исказило первоначальный облик храма). Несмотря на неоднократные перестройки церкви, ее основная часть (двусветный четверик, трапезная и верх колокольни от восьмерика под звоном), будучи отреставрированной, позволяет увидеть памятник таким, каков он был в момент его создания. Это один из красивейших храмов Замоскворечья. Традиционный тип кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной "кораблем", обогащен здесь новыми формами белокаменного декора, связывающими ее с произведениями "московского барокко" конца XVII в.: кокошники в завершении храма заменены тремя рядами гребешковых фронтонов, поставленных уступами на четверике; такого же типа "фронтоны" на витых колонках служат украшением окон; витыми колонками отмечены грани барабанов глав; пышная белокаменная резьба обрамляет порталы. Новыми формами в виде двух открытых террас над ярусом звона обогатилась и колокольня. Зачатки ярусности также сближают этот памятник с произведениями "нарышкинского" стиля"[3].
"Церковь Воскресения в Кадашах строилась в 1687-1695 гг. гостями Кондратом и Лонгином Добрыниными. В благоустройстве храма принимали участие и другие лица. Зодчий не известен. Не менее замечательна церковь и внутри. Шестиярусный иконостас высотой 17 аршин замечателен искусной резьбой - это едва ли не лучшее произведение резного искусства XVII в. 52 колонны из целого дерева, внутри пустые, сквозная резьба - как бы плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас вызолочен, нарезные части покрашены в голубой цвет. В 1812 г. французы разграбили церковь и зажгли с западной стороны, но огонь не распространился, иконостас с иконами уцелел. В нижней церкви была устроена конюшня.
О происхождении слова "кадаш" существуют три мнения: 1. - от слова "кадка"; 2. - от слова "катать", мыть, - здесь жили кадочники, бондари, жили ткачи и катали ткань; оба эти мнения исторически не подтверждаются (это неверно. - П. П.); 3. - от татарского слова "кади" - судья. Татарские судьи селились здесь и производили суд и расправу над жившими тут татарами. Это наиболее вероятно (навряд ли. - П. П.). "Хамовнический" двор происходит от слова "хаман" - бумажное полотно, привозимое из Индии"[4].
"В XVII в. тут находилась Кадашевская Хамовная слобода. Слово "кадаш" отождествляют со словом "бондарь". Предполагают, что кадаши изготовляли здесь кади - бочки для огурцов, капусты и прочего. Слобода Кадашево известна с 1504 г."[5].
"Хамовной она называлась потому, что здесь изготовлялись также полотна и скатерти для царского двора"[6].
"В строительстве храма введено новшество: кокошники заменены формой "выгрызенных" барьеров-фронтонов, поставленных в два ряда поверху храма. Эти "кружевные" переходы к главам в народе прозвали "петушиные гребешки". Стройная шатровая колокольня прозвана "свечой"[7].
В кандидатской диссертации М. П. Кудрявцева "Москва в XVII в." (М., 1982) убедительно доказывается, что церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и как бы "соборным" храмом Замоскворечья в XVII в.; она помещалась на главной градостроительной оси Москвы, проходившей от собора Покрова (Василия Блаженного) через церковь Воскресения в Кадашах до церкви Воскресения в Коломенском.
"Храм обновлялся в 1902 г."[8].
"В нем был прекрасный подбор колоколов"[11].
В начале века в храме служил почитаемый народом о. Николай Смирнов, о котором написал особую главу в своих пока еще не опубликованных "Воспоминаниях о замечательных московских протоиереях" епископ Арсений (Жадановский).
"Неизменно, всюду и везде, где появлялся Святейший Патриарх Тихон, его сопровождал епископ Иларион. Всегда на патриарших богослужениях он выступал с проповедями, в которых часто касался актуальных церковных проблем.
Интересна в этом отношении его проповедь во время патриаршего служения в церкви Николы (здесь ошибка; надо: Воскресения. - П. П.) в Кадашах (в Замоскворечье). Эту проповедь он посвятил памяти недавно умершего настоятеля этого храма о. Николая Смирнова - популярного московского священника, известного тем, что он организовал у себя в храме всенародное пение, распустив певчих.
Нарисовав образ почившего пастыря, архиепископ стал говорить об истинном Христовом духовном обновлении, которое должно выражаться в непрестанном огненном горении, в моральном очищении, в тесной связи пастыря с народом.
"Если бы все пастыри были бы такими, как покойный о. Николай Смирнов, - никакие живоцерковники были бы невозможны", - горячо воскликнул архиепископ. В конце своей речи он пламенно призывал пастырей стать вождями народа, который ждет от них слова правды, вдохновения и любви"[21].
Храм был закрыт в конце 1934 г.[2]. Это подтверждают следующие косвенные данные. Две иконы из церкви Воскресения в Кадашах находятся в собрании Третьяковской галереи. Это: 1. Богоматерь Боголюбская, 1689 г., письма Петра Семенова, Николая Соломонова, Максима Иванова и Петра Корова; 2. Спас Вседержитель, 1690 г., письма Николая Соломонова.
Обе они "поступили в 1934 г. из церкви Воскресения в Кадашах в Москве"[18].
В 1966 г. художник П. Корин заступился за находившуюся в угрожаемом состоянии церковь. Он писал: "Не могу не выступить в защиту тех памятников, тех районов, которые еще можно спасти. Есть в Москве Кадаши. Знаменитый красой своею собор XVII в. Сейчас Кадаши под угрозой. Нет необходимости, полагаю, в первом этаже собора устраивать цехи столярной мастерской. Химические процессы, вибрация, прокладка труб санитарных узлов могут оказаться губительными для здания, стоящего, по данным археологических исследований, на песке. Кадаши целесообразно передать Третьяковской галерее для экспозиции хранимых в запасниках шедевров древней Руси"[10].
С 1970-х гг. началась медленная реставрация памятника. До 1977 г. внутри помещался клуб колбасной фабрики. Но уже в 1974 г. была опубликована книга более чем в 200 страниц с иллюстрациями, целиком посвященная церкви Воскресения и ее реставрации. В 1977 г. в верхней летней церкви была проведена выставка, организованная совместно Третьяковской галереей и Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И. Э. Грабаря - последний является арендатором здания. Потом вновь помещение было закрыто и продолжался внешний ремонт церкви. В нижнем этаже ныне находятся мастерские реставраторов, наверху хранится библиотека. Доступа туда посетителям нет. Совне вычинена верхняя церковь, кругом нижней в 1983 г. еще стояли леса. В 1990 г. их уже нет.
Внутри на стенах холодного храма сохранилась живопись - везде, кроме восточной, на которой остались лишь крюки и тябла от пропавшего иконостаса. Судьба его в литературе освещается крайне запутанно. Так, М. Ильин в 1963, 1970 и даже 1975 г. утверждал в печати[12, 13, 14], будто бы иконостас перенесен в действующую церковь Иоанна Воина на Якиманке, что ошибочно - туда перенесен иконостас из разрушенного храма Трех Святителей у Красных ворот. В 1979 г. он, не указав на допущенную ошибку, уже пишет иное: "Резной золоченый иконостас церкви Воскресения в Кадашах относится к концу XVII в. (иконы исполнены мастерами Оружейной палаты П. Беляевым, Н. Соломоновым, П. Коробовым)"[3]. На самом же деле никакого иконостаса в храме ныне нет - он погиб после закрытия, сохранились лишь остатки его креплений на голой стене (фото иконостаса см., например, в книге [9] на с. 183). А названные иконы - это те, которые ныне хранятся в Третьяковской галерее; они перечислены нами страницею выше.
"Здание церкви Воскресения вместе с оградой XIX в. стоит на государственной охране под № 8"[19].
В последнее время путем опытных исследований было установлено, что почти весь комплекс Кадашевского Государева двора сохранился вокруг церкви Воскресения в незначительно перестроенном виде. После этого был составлен проект создания здесь целой "музейной зоны" (опубликован, в частности, в 1979 г. в популярном изложении в журнале "Наука и жизнь"). Однако исполнение его продолжает оставаться пока мечтой - главный арендатор зданий, расположенный с севера от церковного двора заводик (по иронии судьбы, двор его все так же набит кадями и бочками - тут производятся плодовые консервы для "ограниченного" потребления), никак не желает выезжать вон.
Согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8. 1990 г. исполком Моссовета решил вернуть храм верующим.
 
[1] Александровский, № 169.
[2] Рукопись Александровского, № 104.
[3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 448.
[4] Московские церковные ведомости. 1895. № 3; 1902. № 27.
[5] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 140.
[6] Сытин. С. 350.
[7] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.
[8] Синодальный справочник.
[9] Алферова Г. В. Памятник русского зодчества в Кадашах. История реставрации. М., 1874. 208 с.: ил.
[10] Корин П. Как гражданин России // Комс. правда. 1966. 27 июля.
[11] Цветаева А. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 155.
[12] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 122.
[13] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 110.
[14] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. Полутом с текстом. С. 17.
[15] Рукопись Александровского, № 322.
[16] Материалы. С. 890.
[17] Страхов. Московская Воскресенская, что в Кадашах церковь: 200-летие истории. 1695-1895. М., 1895.
[18] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 398, 399.
[19] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 77 - тут же рядом на с. 76-77 перечислены поставленные на государственную охрану палаты Кадашевской слободы.
[20] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[21] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 2. С. 170-171.
[22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 311.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Анкер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Сретения Господня и Михаила Архангела в Красной Ляге"

см. весь список

Из фондов проекта:
Зимние виды
Сретенская церковь в Вологде
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2019 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет