Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Замоскворечье
версия для печати

Церковь Марона Пустынника, что на Бабьем городке

Церковь Марона Пустынника, что в Старых Панех; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Бабьем городке; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Старых Панех
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 590-592
Церковь Преподобного Марона Пустынника на Бабьем городке, в Старых Панах
1 Бабьегородский пер., 5/7, близ ул. Б. Якиманка
"Бабьегородские переулки названы по местности "Бабий городок", известной с XVII в., когда здесь укрепляли берег сваями, вбивавшимися в землю посредством "баб" - тяжелых подвесных молотов из обрубков дерева или чугуна. "Городки" тогда называли укрепление. Сказание о бое здесь в 1382 г. женщин, построивших "городок", с татарами документально не подтверждается"[6].
"Южнее Голутвинской слободы за Земским переулком (назван по земскому двору; в XIX в. - Сорокоумовский, по фамилии домовладельца) когда-то были поселены иноземцы в так называемой Панской слободе. Слободская церковь Марона Чудотворца называлась "что в Старых Панех". Здание ее - памятник архитектуры - находится в Мароновском переулке (№ 5). Оно выстроено в начале 1730-х гг., а трапезная - в 1831 г.
Церковь Марона тогда именовалась "что в Бабьем городке". Так называлась местность в районе 1-го и 2-го Бабьегородских переулков. Пока не выяснено точное происхождение этого названия. Одна версия говорит о том, что здесь якобы было укрепление, в котором оборонялись женщины от вражеского нападения, другая - о том, что на берегу Москвы-реки татары выбирали себе полонянок... Наиболее распространенное объяснение заключается в том, что в этих местах речной берег укрепляли - "городили" - при помощи свай, вбиваемых молотами, "бабами"[10].
"Церковь известна с 1642 г."[9].
"Известна деревянной с 1642 г. как Благовещения в Иноземской слободе". В феврале 1727 г. разрешено пристроить теплый деревянный придел преп. Марона. 12 июня 1730 г. разрешено строить теплую церковь Благовещения с Мароновским приделом. В 1831 г. на средства Лепешкиных выстроена новая двухпрестольная трапезная - второй придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1844 г. главная церковь переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки. В 1886 г. было обновление: главки убраны, крыша сделана четырехскатной, в северо-западном углу поставлена пристройка для отопления"[2].
В Центральном Государственном историческом архиве сохранилось "Дело об одобрении проекта перестройки церкви Марона Чудотворца, что в Старых Панех" 1843 г. с изображениями фасада и плана храма до и после перестройки, рисунком ограды с воротами, рисунком надпрестольной сени, проектом иконостаса. Архитектор П. В. Михайлов[11].
"На 42-м году скончался потомственный почетный гражданин Сергей Н. Лепешкин, староста церкви преп. Марона чуд. Храм Марона составлял предмет самых сердечных забот рода Лепешкиных со временем вступления Василия Логиновича Лепешкина в 1828 г. в должность церковного старосты, и в течение 74 лет непрерывно старостами его были представители рода Лепешкиных"[4].
"Церковь обновлялась в 1898 г."[5].
"При храме - Мароновская церковно-приходская школа"[7].
Подбор колоколов на колокольне церкви Марона звонарь-виртуоз XX в. К. К. Сараджев считал лучшим в Москве и часто звонил здесь. В своей "Автобиографии" он пишет: "Особенно мое внимание стал привлекать звон, несшийся с колокольни из Замоскворечья... Этот звон сразу выделялся на фоне других, не давал мне покоя, оттеснив все другие звоны на задний план... Оказалось, это были колокола колокольни церкви Марона в "Бабьем городке" в Мароновском переулке близ Б. Якиманки, где я и сейчас звоню. Слушая игру отца на фортепьяно, на скрипке, я сейчас же в своей голове сопоставлял эти звуки с колоколами; я, если можно так выразиться, постоянно переводил их на язык колоколов и плакал, если такой перевод почему-либо не удавался. Звон Мароновских колоколов впервые привлек мое внимание еще в 2-3 года... Мароновские колокола меня поразили! Их подбор представляет собой законченную гармонию! Я ходил хлопотать о получении колоколов для полного ублаготворения Мароновской колокольни". Часто, отыграв в праздничный день на Мароновской колокольне у ранней обедни, К. К. Сараджев ехал звонить к поздней на другую[8].
Осенью 1930 г. колокольный звон в Москве был запрещен, и концерты прекратились. Церковь Марона была закрыта в начале 1930-х гг., около 1931 г. (Н. И. Якушева).
"Церковь Марона была фактически без борьбы отдана ЦГРМ и МОНО на слом и уцелела лишь чудом"[12].
Она имела огромный погост, занимавший часть Мароновского переулка, куда еще в 1940-х гг. выходили церковные ворота. Погост застроен частью в XIX в., частью в конце 1930-х гг. школой (Н. И. Якушева).
В 1970 г. М. Л. Богоявленский записывал: "В настоящее время храм обезглавлен, крыша прикрыта обрывками толя, на карнизе алтаря растут кустики и береза выше роста человека. В стене храма пробиты ворота для автомашин, пристроены трубы. Вид церкви грязный, облупленный. Ограды нет. Внутри помещаются мастерские по ремонту автомашин".
К 1980 г. мало что изменилось; в храме находилась автобаза неназванного ведомства. На гос. охране он не стоит, а районные власти много лет добивались разрешения на его снос (!).
В 1990 г. состояние храма, со всех сторон застроенного гаражами, ужасающее. Он, однако, включен в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве.
"Возвращена верующим в 1992 г."[13].
 
[1] Александровский, № 231.
[2] Рукопись Александровского, № 356.
[3] Путеводитель Машкова. С. 184.
[4] Московские церковные ведомости. 1902. № 11.
[5] Синодальный справочник.
[6] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 65.
[7] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 431.
[8] Цветаева А. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 137, 143, 155, 157.
[9] Материалы. С. 893.
[10] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 301.
[11] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 312.
[12] Козлов В. Под флагом нигилизма // Моск. журнал. 1991. № 6. С. 38.
[13] Православная Москва. М., 1993. С. 80.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Репьи"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Троицы Живоначальной в Частоостровском"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет