Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Замоскворечье
версия для печати

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 559-565
Церковь Иоанна Воина в Малых Лучниках на Якиманке
ул. Б. Якиманка, 46-48
"Известна с 1625 г. по патриаршим книгам, деревянная. Стояла она не на нынешнем месте, а среди мостовой, где до 1928 г. была каменная часовня. В 1709 г., весной, подмыло гору, и велено было храм перенести на взгорье. 10 июня 1711 г. в юго-восточном углу трапезной устроен придел Гурия, Самона и Авива. Главный храм известен с 1713 г., освящен 12 июля 1717 г. В 1754 г. была выстроена великолепная нынешняя ограда с железными решетками. Придел Димитрия Ростовского в северо-восточном углу трапезной известен с 1772 г. В 1791 г. сооружен новый величественный иконостас по проекту В. И. Баженова. В середине XIX в. он разобран из-за того, что загромождал сравнительно небольшую церковь, и сделаны новые ампирные иконостасы приделов. Новое освящение было 30 сентября 1862 г. В 1928 г. вместо прежнего поставлен иконостас 1705 г. из церкви Трех Святителей у Красных ворот"[2].
"В 1708 г. Петр I проезжал весною по Якиманке, увидал затопленную водой церковь Иоанна Воина, стоявшую на низменном месте, и распорядился построить ее вновь на возвышении; сам прислал план для храма и денежный вклад на построение. Церковь начали строить в 1709 г. и окончили в 1717 г."[4]. На старом месте поставлена памятная часовня, разрушенная после 1917 г.
"Церковь построена на средства прихожан"[5].
"По преданию, выстроена по проекту, утвержденному Петром I, в честь победы русских войск под Полтавой"[6].
"Церковь выстроена в 1709-1717 гг. (трапезная и колокольня, как полагают некоторые исследователи, не одновременны храму). По преданию, сооружена на вклад Петра I и по его распоряжению, с использованием его чертежа. Сходство ряда деталей церкви (полукруглые фронтонные завершения посередине карниза, пилястры на ребрах восьмерика, волюты, балконы с балюстрадами, обрамления порталов) с деталями Меншиковой башни, а также высокие художественные достоинства памятника позволяют приписывать его И. П. Зарудному. Церковь Иоанна Воина принадлежит к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры в Москве. Внутри храма создается обширное внутреннее пространство. Иконостас был выполнен в начале XVIII в. Ограда храма с красивой кованой решеткой относится к 1746-1758 гг."[7].
М. Ильин в своих путеводителях "Москва" (два издания - 1963 и 1970 гг.), а также в других книгах писал, будто бы в церкви Иоанна Воина стоит иконостас из церкви Воскресения в Кадашах[8] - однако это утверждение ошибочное, им же самим исправленное в 1979 г.[7. С. 448].
"В панораму показа произведений искусства включается и один из прекрасных архитектурных памятников Москвы XVIII столетия - здание церкви Иоанна Воина в Якиманском переулке, которое как бы парит над низменным москворецким берегом. Как и многие старинные русские церкви, она была поставлена на выгодном для обозрения месте, выбранном, по преданию, самим Петром I.
В 1709 г. было начато строительство и через четыре года закончено вчерне; внутренняя отделка продолжалась до 1717 г.
Этот храм - один из тех архитектурных памятников, которые, по выражению И. Э. Грабаря, сотворены "мощной архитектурной волей". Он выделял в Москве целую группу почти идентичных памятников - Меншикову башню, собор Заиконоспасского монастыря, церковь Иоанна Воина и некоторые другие, построенные в начале XVIII в., предполагая, что в их проектировании принимал участие один и тот же архитектор - И. П. Зарудный. Все они характеризуются использованием новых декоративных форм - волют, полукруглых завершений карнизов, при сохранении основных объемных построений, свойственных русской архитектуре предшествовавшего периода.
В 1754 г. церковь Иоанна Воина была окружена изящной оградой - кованый растительный орнамент как бы оплетал металлические стержни между каменными столбами. В доме священника в 1848 г. жил художник А. К. Саврасов"[19].
"Церковь обновлялась в 1895 г."[5].
При храме с 1804 г. была богадельня на 8 женщин[9]. Доныне сохранился "дом богадельни 1805 г. и дом причта - оба по ул. Димитрова, 48"[8].
"6 апреля 1922 г. в храме были изъято 10 пудов 22 фунта золотых и серебряных изделий"[15].
"В начале 1924 г. в храме Патриарх Тихон рукоположил бывшего ректора Рязанской семинарии во епископа Можайского"[17].
"Существующий ныне архитектурный ансамбль создан в XVIII в. в стиле раннего русского барокко. В 1709 г., в память Полтавской победы, на Большой Якиманке, на месте старой церкви, документально известной с 1625 г., был заложен новый каменный храм. Строительство велось по проекту русского зодчего Ивана Зарудного и было закончено в 1713 г. Освящена церковь 12 июля 1717 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).
Главный алтарь храма посвящен святому мученику Иоанну Воину (память 30 июля / 12 августа), Небесному покровителю живших в этой округе (Стрелецкой слободе) в начале XVII в. стрельцов.
В церкви два придела. В 1711-1717 гг. устроен правый придел - во имя святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября), в 1772 г. - левый, во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709; память 28 октября / 10 ноября и 21 сентября / 4 октября).
Главные святыни храма - частицы мощей святой великомученицы Варвары (память 4/17 декабря), 150 святых Вселенской Церкви и в земле Российской просиявших, а также частицы Гроба Господня и земли от Гроба Господня, Ризы Господней и Камень из реки Иордан.
Резной иконостас, созданный в 1705 г., перенесен сюда в 1928 г. из церкви Трех Святителей у Красных ворот.
Храмовая икона "Всемилостивого Спаса Смоленского" была некогда надвратной иконой Фроловских ворот Московского Кремля, известных как Спасские.
С 1754 г. храм окружает кованая барочная ограда"[16].
В 1969 г. М. Л. Богоявленский записал со слов старой прихожанки, что в 1922 г. священник этой церкви о. Христофор был арестован при изъятии церковных ценностей - его взяли на квартире, когда он пил чай и успел лишь попросить: "Дайте хотя бы допить чай". Вскоре его расстреляли. Это о. Христофор Надеждин, ум. в мае 1922 г.
"В отдельном киоте у южной стены Дмитровского придела установлен переданный из разрушенной церкви Иоакима и Анны, стоявшей на той же улице, храмовый образ св. Богоотец Иоакима и Анны с 80 житейными клеймами в два ряда"[14].
В храме есть чтимый образ великомученицы Варвары с частицей ее мощей, а также образ Спаса Смоленского, по преданию, со Спасских ворот Кремля. 1 мая 1984 г. дом-богадельня церкви Иоанна Воина, стоявший на государственной охране вместе с церковью под № 14, был преступным образом снесен при расширении ул. Димитрова. После того, как гос. инспекция по охране памятников подняла вопрос о наказании виновных, стройтрест пообещал лишь "построить новую богадельню церкви" (в то время, когда она до сноса уже ей не принадлежала, перейдя в руки реставрационной организации). Кроме того, было сообщено, что богадельню снес неизвестно кто по собственному почину и следов его найти невозможно.
Так как история приобрела широкую огласку, были опубликованы полуложные газетные реляции: см., например, Людмила Солнцева. Ограда "переехала" (Московские новости. 1984. 23 сент.), где, в частности, сказано следующее: "Улица Димитрова расширяется на всем протяжении от Октябрьской площади до Б. Полянки, и ограда церкви мешала реконструкции, - рассказал начальник технического управления Главмосстроя Анатолий Карабанов. - Было принято решение ее сохранить, передвинув в глубину квартала. Центром работ стали ворота, вес которых 150 тонн. За неполных два рабочих дня они медленно "переехали" на 35 метров. Теперь предстоит разобрать 18 кирпичных столбов, держащих уникальную решетку, и возвести новые".
В настоящее время храм по своему местонахождению прямо напротив посольства Франции (в бывшем особняке Игумнова на другой стороне Якиманки) получил дополнительное прозвание "во французах".
Здание храма вместе с оградой и двумя воротами стоит на государственной охране под № 14[12]. На колокольне остался хороший набор колоколов, в которые регулярно звонят.
"О проблемах приходской жизни в современном городе настоятель храма Иоанна Воина в Москве протоиерей Николай Смирнов рассказывает:
- Что такое нынешняя приходская жизнь? Но что есть приход вообще? Община христиан, центром которой является храм, а суть приходской жизни - богослужение.
История Русской Православной Церкви на протяжении многих веков знала приходы, принципиально не отличавшиеся от первохристианских. Они были по современным меркам невелики. Прихожан объединяла и совместная молитва, и совместная социальная жизнь. Пастырь мог каждому своему прихожанину оказать духовную, да и другую помощь.
Но с развитием общественных связей ослабевали связи внутриобщинные. Государственные и общественные структуры постоянно брали на себя некоторые социальные функции приходов. Особенно бурно в нашей стране этот процесс развивался после 1917 г. Его предопределило невероятное укрупнение приходов, вызванное закрытием десятков тысяч храмов.
- Какие же социальные функции утрачены ныне городским приходом?
- Я родился в Риге и знал местную приходскую жизнь до 1940 г. Большое место занимала тогда в ней благотворительность. В храме, где мой отец прослужил 40 лет, существовал, помню, дамский комитет, который устраивал концерты духовной музыки, благотворительные лотереи... А в наше время приходская жизнь, во всяком случае официальная, вполне сохранила лишь свой литургический аспект.
Каждый христианин всегда вправе и имеет возможность творить дела милосердия. Это право у человека нельзя отнять. Но в течение многих лет запрещалось творить милосердие от лица Церкви! То есть вера лишалась фактически дел, без которых она мертва.
Но ведь христианское милосердие творится не ради материальной пользы, а ради спасения души. Это, в сущности, форма христианской проповеди.
Сегодня необходимо обозначить четкую временную границу: если еще недавно приходская жизнь в ее социальном аспекте (милосердие, учебно-педагогическая деятельность, общественная деятельность) в нашей стране едва дышала, то сейчас ситуация меняется на глазах, социальная сфера церковной деятельности возрождается, так что нынешний период я бы охарактеризовал как переходный.
Наш приход делает постоянные взносы в Фонд милосердия и здоровья, в Фонд мира, в Фонд культуры. Правда, мы не знаем, насколько эффективно работают там наши деньги. Контроль, на мой взгляд, должен быть, но осуществлять его мог бы не приход, а высшее церковное руководство... Некоторые из наших прихожан помогают престарелым, оказывают посильную помощь детям-сиротам. Вопрос же организации при приходах, скажем, домов престарелых, богаделен тоже, по-моему, назрел. Но решаться он должен на более высоком уровне, отдельно взятому приходу это сейчас, как мне кажется, не под силу.
Еще одно выражение приходской жизни - участие в содержании храма. Это не только материальные пожертвования, но и уборка храма, украшение его, в особенности к праздникам...
Когда мы обратились к прихожанам с просьбой оказать помощь вновь открывающимся в Русской Православной Церкви приходам и монастырям, то были сделаны большие денежные и натуральные пожертвования. Собрали большое количество икон, одежды. Мы заказали автобус и поехали в Толгский монастырь, где и передали сестрам все собранное. Это было осенью прошлого года. А некоторое время спустя у нас состоялась аналогичная поездка в Оптину пустынь. Поездки носили паломнический характер и запомнились нашим прихожанам. Мы ближе познакомились, пообщались друг с другом в неофициальной обстановке. И в будущем думаем устраивать такие поездки, причем уже в основном с познавательными и паломническими целями. Наши прихожане хотят посетить Иосифо-Волоцкий монастырь, Новый Иерусалим, города "Золотого кольца".
- Кстати, где вы проводите собрания, беседы с прихожанами? Ведь церковного дома у вас нет?
- Был дом, на возвращение которого приходу мы рассчитываем, но несколько лет назад при реконструкции улицы Димитрова его снесли - вопреки решению Мосгорисполкома о его переносе в глубь церковного двора. С тех пор тянется непонятная бюрократическая волокита с оформлением строительства нового здания. А оно просто необходимо. В последние годы количество крестин увеличилось. Сейчас их приходится совершать в храме после окончания службы. Это неудобно, так как служба часто бывает продолжительная, а отпевание усопших и крестины ожидают ее завершения.
В церковном доме поместились бы также ризница и столовая, сейчас они ютятся в подвале храма, где сыро и тесно. Там же появятся помещения для отдыха священнослужителей, для просфорни, склада. Мы хотели бы разместить в церковном доме выставки церковных изданий, фотографий, рассказывающие о современной жизни Церкви. Организация такой экспозиции поможет удовлетворить запросы некоторой части прихожан и посетителей храма. Таким образом, церковный дом, как я его представляю, - приходской культурный центр.
- В вашем приходе с этого года стали проводиться катехизические беседы для прихожан. По какому принципу вы их строите?
- Мы решили начать цикл двухчасовых воскресных катехизических бесед. Очень многие из тех, кто приходит к нам креститься (я имею в виду и взрослых, и детей, и родителей), практически ничего не знают о вере и Церкви. Осенью предполагаем начать новый цикл бесед по литургике. Плохое знание богослужебного устава, помноженное на незнание большинством прихожан церковнославянского языка, приводит к тому, что смысл службы просто не доходит до многих. Какая уж тут приходская жизнь, если размываются ее основы - совместная молитва за богослужением.
Кстати, я в этом храме служу второй раз: в 1957-1961 гг., будучи здесь рядовым священником, начал было проводить подобные беседы, но в те времена это оказалось невозможным. Теперь времена иные, все почувствовали себя свободнее.
Для нормального хода приходской жизни необходимо, чтобы председатель и члены приходского совета безусловно все были людьми глубоко церковными, а не случайными, как это часто бывало раньше. Хочется верить, что новое законодательство о свободе совести утвердит наконец Церковь как действенный фактор жизни нашего общества и создаст верующим еще более благоприятные условия для церковной жизни, в том числе и на приходском уровне. Свобода совести - это главный признак здоровья цивилизованного общества"[18].
 
[1] Александровский, № 208.
[2] Рукопись Александровского, № 322.
[3] Материалы. С. 884.
[4] Московские церковные ведомости. 1906. № 7.
[5] Синодальный справочник.
[6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 309.
[7] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 446.
[8] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 110.
[9] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. 1-я часть, № 88.
[10] Григорий (Воинов), арх. Церковь Иоанна Воинственника в Москве на Большой улице на Якиманке // Русские достопамятности. М., 1883 г., С. 1-76: ил.
[11] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 350 альбома и с. 17 полутома с текстом; ил. 8-15.
[12] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 73.
[13] Яковлев Н. Московский храм влкм. Иоанна Воина // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 10. С. 15-17.
[14] Рожков В., прот. Церковь св. Иоанна Воина, что на Якиманке в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. С. 8-14.
[15] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 263.
[16] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 22.
[17] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 2. С. 293.
[18] На переходном этапе // Московский церковный вестник. 1989. № 4. С. 5.
[19] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1989. С. 302.
[20] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582.
[21] Московское общество. 1991. № 1. С. 90 (о сносе дома причта).
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Раковина"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пречистом Бору"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет