Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Замоскворечье
версия для печати

Церковь Николая Чудотворца, что в Толмачах

Церковь Николая Чудотворца при Государственной Третьяковской галерее, Николо-Толмачевская церковь
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 580-585
Церковь Николая Чудотворца в Толмачах
М. Толмачевский пер., 9, Б. Толмачевский пер., 14
"Толмачи - устные переводчики, которых отличали от умевших писать на иностранном языке"[6].
"Переулки названы в XVIII в. по бывшей здесь в XV-XVII вв. иноземной Толмацкой слободе, в которой жили русские и татарские "толмачи" - устные переводчики для торговых и дипломатических сношений"[7].
"Значится с 1625 г."[3].
"Церковь построена гостями Добрыниными в 1697 г. на месте деревянной"[5].
"Гость Лонгин Кондратьевич Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах, не ограничился благотворительностью на церковь своего прихода, его коштом построена и церковь Николы в Толмачах"[4].
"Нынешний каменный храм построен в 1697 г. гостем Лонгином Добрыниным, который вместе с отцом своим Кондратом был также храмоздателем церкви Воскресения в Кадашах. С 1697 г. главный престол стал Сошествия Св. Духа, а Никольский перенесен в однобокую трапезную. В 1782 г. сделана железная четырехскатная крыша вместо позакомарного покрытия. В 1770 г. прихожанка вдова купца Е. Л. Демидова устроила придел Покрова. 11 июля 1833 г. заложена, а 25 ноября 1834 г. освящена новая колокольня и трапезная с двумя приделами - архитектор Шестаков. В 1836 г. сооружена ограда. В 1856-1857 гг. переложен главный алтарь и растесаны окна. До последнего времени сохранялся главный иконостас, освященный 5 октября 1858 г. и сделанный в стиле московского барокко по образцу прежнего 1697 г. В левом Покровском и правом Никольском приделах сохранялась прекрасная ампирная обстановка 1834 г. Было несколько икон XVII и XVIII вв."[2].
"Церковь обновлялась в 1887 г."[5].
"6 апреля 1922 г. в храме изъято 9 пудов 22 фунта 1,5 золотника золотых и серебряных изделий"[13].
Церковь была закрыта в 1929 г. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения - сына последнего настоятеля церкви о. Илии Четверухина:
"На Пасхе пришли какие-то люди из Третьяковской галереи и сказали, что общее собрание сотрудников Галереи постановило потребовать закрытия Николо-Толмачевской церкви и передать это здание Галерее для расширения экспозиции. Пришедшие, вполне интеллигентного вида люди, благожелательно советовали сразу же согласиться с решением собрания и не протестовать, не заниматься бесполезными хлопотами. Они давали понять, что храм ожидает неплохая участь, ведь он попадает в культурные руки.
Среди сотрудников Галереи, живших по соседству, было немало давних прихожан нашего храма, которые плача признавались папе, что по немощи человеческой, по боязни, они тоже голосовали за...
Услыхав тягостное, но и удивительное по тем временам сообщение, отец и приходской совет решили сделать все от них зависящее, чтобы отстоять храм, а там будь воля Божья! Было подано заявление в Моссовет, потом апелляция в Президиум ВЦИКа. Каждый день усиленно молились о сохранении дорогой святыни. Приглашенный фотограф запечатлел на память вид главного иконостаса, приделов, росписи и папу, произносящего поучение, и матушку Любовь рядом. Сфотографировались всей группой прихожане во главе с папой у северной стены главного храма, сняли и вид на колокольню.
Господь решил по-своему, и хлопоты не увенчались успехом, везде было отказано...
Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня к матушке Любови за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть.
На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились.
Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух.
Группа вошедших стояла у входа, озираясь в непривычной обстановке. Люди как будто колебались, не зная, как приступить. Они, казалось мне, жалели, что впутались в это дело, и у меня в душе затеплилась фантастическая надежда. Мне вдруг померещилось, что папа войдет в алтарь, отдернет завесу и произнесет певуче: "Слава святей и единосущней и животворящей и нераздельней Троице!", а кто-то ответит: "Аминь!", и зажгут лампады, и поставят свечи, и с души снимется невыносимый груз.
Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря - и началось движение.
Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди.
Я с ужасом смотрел и остолбенело ждал, чем это кончится. Но вот меня позвали за чем-то в алтарь - я стоял на амвоне у Царских врат - и я вопросительно взглянул на отца. До сих пор я еще не решался пройти сквозь них. На лице папы я увидел такую тоску, и он так махнул мне рукой, что я понял: "милый, все кончено!" Я вошел, и во мне что-то оборвалось. Чуда не произошло. Произошло спокойное, чудовищное убийство бесконечно дорогого, живого... У меня судорогой сжало челюсти. Я видел, что папа бледен, отвечает на вопросы сдавленным, бесцветным голосом, глаза его потеряли блеск... Я тоже ходил, говорил, показывал, уносил, подавал что-то, совершенно машинально, не испытывая ничего, кроме крайней усталости...
Наконец, формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними.
На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет...
Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал.
Папа лежал неделю с сердечным приступом, а у меня было гадкое ощущение причастности к преступлению.
С первого года нашего устройства в Замоскворечье, когда отец поступил по совместительству на должность научного сотрудника в Галерею, она стала нам родной. Мы запросто приходили к папе в кабинет, и он водил нас по залам и показывал хранившиеся там сокровища. Иногда папа собирал целую группу из знакомых и так интересно говорил о картинах и художниках, что к нам присоединялось много чужих, которые не отходили до конца самодеятельной экскурсии.
Галерею основал усердный прихожанин нашего храма, который, может быть, даже с избыточным усердием требовал от своих служащих, чтобы они неукоснительно посещали богослужение.
Когда папа вынужден был уволиться из Галереи, мы, дети, продолжали вольготно посещать ее, потому что у нас там осталось много друзей, и билетов с нас не спрашивали.
Мы радовались, мы гордились таким знаменитым соседом.
Но после чудовищного акта, который был совершен от имени Галереи, на нее упала тень. Погасла любовь. Исчезло уважение, все перебило ощущение фальши.
А новый владелец, точнее - люди, стоявшие во главе этой гордости Москвы, быстро-быстренько, как бы боясь, что отнимут, расправились с приобретением. Опустошили внутренность, сняли не только кресты, но и купола и даже барабаны, разбили на куски певучие колокола, а они надрывно рыдали при этом, а потом разобрали до основания дивную, стройную, как перст, колокольню.
И вместо всяческой красоты остался на этом участке безобразный, ампутированный, лишенный жизни обрубок.
Толмачи закрыли. Их не стало на земле, и земля не стала от этого ни краше, ни богаче...
Папа, оправившись от болезни, вместе с верными прихожанами приютился под гостеприимный кров храма святителя Григория Неокесарийского на Полянке, приглашенный добрым другом, настоятелем его отцом Петром Лаговым"[12].
Сам отец Илия вскоре вошел в сонм новомучеников Российских:
"Отец Илия Четверухин воистину удостоился венца исповедника Божия. Он был настоятелем московского храма Николы в Толмачах; прихожане храма его почитали и любили ("Высоко стоять будешь, только не возгордись", - предупреждал его старец Варнава). После революции это вызвало сильное недовольство властей, и на него обратили "сугубое внимание". В 20-х гг. его дважды арестовывали за "слишком большую популярность среди прихожан" - другого преступления ему вменить не могли.
В 1929 г. храм Николы в Толмачах был закрыт. В 1930 г. отец Илия Четверухин был в последний раз арестован за якобы "контрреволюционную агитацию и подготовку к восстанию" и сослан в пермские лагеря. В 1932 г. отец Илия Четверухин погиб во время пожара вместе со всеми, кто находился в здании лагерного клуба в поселке Красная Вишера"[15].
"Две иконы из церкви Николы в Толмачах были переданы в Третьяковскую галерею в 1936 г. Это: 1. Спас Вседержитель, 1692 г., работы Николая Соломонова с надписью "Лета 7200 (т.е. 1692) года писал сей образ по обещанию гостей Кондратья Маркова да сына его Логина Кондратьева Добрыниных изограф Николай Соломонов сын Бургаров". 2. Сошествие Св. Духа, 1697 г., школа Оружейной палаты, из местного ряда иконостаса церкви Сошествия Св. Духа, или Николы в Толмачах[9]. "Иконостас передан ХОЗО ОГПУ для смывки золота, а верхняя часть его реализовывалась по усмотрению ЦГРМ и Антиквариата"[18].
Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены - "около 1930 г."[2]. Внутри расположилась пристроившаяся теперь вплотную Третьяковская галерея, использующая храм как запасник отдела живописи. 10 июня 1983 г., после закладки рядом со старым зданием Третьяковки нового, предназначенного для хранения фондов (его словно в насмешку пригласили строить не своих, и финских рабочих), было также объявлено: "В плане - реконструкция памятника архитектуры XVII в., в котором затем разместится хранилище древнерусской живописи"[10].
Здание бывшего храма стоит на гос. охране под № 11[11].
К 1990 г. реставрация храма шла полным ходом: поставлены главы и маковки на церкви, восстановлен второй ярус колокольни. "Предполагается устроить в храме концертный зал галереи" (! - [14]).
 
[1] Александровский, № 180.
[2] Рукопись Александровского, № 282.
[3] Материалы. С. 891.
[4] Московские церковные ведомости. 1895. № 3.
[5] Синодальный справочник.
[6] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 315.
[7] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 300.
[8] Соловьев Ф., диакон. Московская Никольская в Толмачах церковь. М., 1871. 68 с.: ил.
[9] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1962. Т. 2. С. 400, 444.
[10] Первый камень // Моск. правда. 1983. 11 июня. С. 3.
[11] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 81.
[12] Четверухин С. И. Радостная и грустная моя юность (Толмачи). Гл. XVI "Как закрыли храм" // Выбор. 1988. № 4. С. 346-349.
[13] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 263.
[14] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 290.
[15] Журнал Московской Патриархии. 1989. № 7. С. 69.
[16] Минилтаева Е. Кадаши. Год 1990-й // Моск. строитель. 1990. № 23. С. 3.
[17] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313.
[18] Козлов В. Дело об ограблении Церкви // Моск. журнал. 1991. № 7. С. 24.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Раковина"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пречистом Бору"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет