Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Собор Преображения Господня в Переславле-Залесском
Тексты
Всего текстов: 1
Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1895, с. 20-27
Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля города Переславля, близ северной части земляного вала и прежде бывших Спасских ворот, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества; это один из немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII века. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: "лета 6660 (1152), говорится в летописи, Юрий Владимирович город Переславль от Клещина (озера) перенесе и созда больши стараго и церковь в нем постави каменну св. Спаса". Таким образом, собор и город основаны одновременно и одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, - он был окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Юрьевичем Боголюбским. История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества: все более или менее важные исторические - гражданские и церковные события, происходившие здесь, все бедствия, постигавшие город, отражались и на этом храме или в нем самом происходили. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь же затем в 1201 году принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь была усыпальница Переславских князей, гробницы коих отчасти сохранились и доселе. В этом соборе в 1280 году совершено было отпевание над митрополитом Кириллом; в 1310 году был созван собор святителей русской церкви на митрополита Петра, по клевете на него Тверского епископа Андрея; в 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдала и главная святыня его - Спасский собор: так собор был разграблен в 1238 году во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 году при князе Андрее Ярославиче, в 1281, 1293 г.г., в 1385 и 1409 г. По присоединении Переславского княжества к Москве, Московские государи не оставляли своим вниманием главную историческую святыню города: во время своих посещений Переславля молились в этом храме. Петр же великий, во время своего пребывания в городе, при устройстве Переславской флотилии, часто слушал литургию в Спасском соборе и, по местному преданию, нередко читал и пел на клиросе. В 1744 г. с открытием Переславской епархии и с назначением для жительства епископов Горицкого монастыря - собор теряет свое центральное значение; главною городскою церковью сделался кафедральный Успенский собор в этом монастыре - архиерейском доме. В 1789 году, по упразднении епархии, городским собором оставлен Успенский, а Преображенский собор обращен в приходскую церковь; причта при ней указом св. Синода положено - священник, диакон, дьячек и пономарь. С 1828 года по 1837 год священника при соборе совсем не было; служение и требы совершал причт Успенского собора. В 1838 г. по указу Владимирской духовной консистории, Успенский собор, вследствие дальности расстояния от города, причислен к Преображенскому собору, сюда же переведен и причт его для совершения в нем ежедневного богослужения, а в Горицком соборе предписано совершать богослужение только в храмовые и нарочито праздничные дни. Затем к Преображенскому собору приписан упраздненный Богородицкий монастырь; он также числится городским собором; богослужение в нем совершается причтом Спасского собора. Таким образом, Преображенский собор пережил длинную и тяжелую историю, но, не смотря на то, что столько веков пронеслось над ним, столько бедствий обрушивалось на него, здание его до сих пор сохранилось довольно крепким и не утратило своих существенных архитектурных черт. Характер архитектуры Преображенского собора совершенно одинаков с современными ему церквами XII века напр. Дмитриевским собором во Владимире, Покровскою церковью близ Боголюбова монастыря. Построен он из белого твердого камня в виде квадрата с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая из стен оканчивается вверху тремя полукружиями, из коих среднее несколько больше и выше боковых; в горизонтальном направлении каждая стена делится на три части. Цоколь в верхней части оканчивается откосом, также и средний ярус, а верхний оканчивается тремя значительно выдающимися вперед полукружиями; в вертикальном направлении стены плоскими колоннами, составляющими продолжение верхних дуг к низу, разделены также на три части. В средине каждой из этих частей устроены щелеобразные окна. На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры, как это было наприм. в Дмитриевском соборе во Владимире. Вход в собор с трех сторон без тех узорчатых украшений, какие встречаются позднее: их окаймляют простые полукруглые наличники. Восточная алтарная стена состоит, как выше было сказано, из трех полукруглых выступов, из коих средний больше боковых; в среднем полукружии три окна - два боковых щелеобразных, среднее же - широкое, сделанное таким после, в боковых полукружиях по одному окну. Верхняя часть карниза была украшена подзором, вырезанным вглубь на камне; под ним зубчатый пояс из белых камней. Ниже пояса небольшие дугообразные перемычки. Алтарные полукружия несколько ниже арок храма. Верх собора от дугообразных сводов представляет вид креста, в центре коего возвышается круглый трибун с грушевидною главою, увенчанной железным прорезным крестом с полумесяцем внизу и короною вверху. Трибун имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс. Прежняя кровля собора должна была быть дугообразною по сводам и форма главы собора иная, но впоследствии промежутки между сводами были заделаны, кровля устроена на четыре ската и главе придана луковичная форма. В настоящее время прежняя форма кровли восстановлена, все наружные повреждения исправлены, и собор вновь получил ту форму, какую он имел при своем устроителе. Внутри храма своды его и трибун поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется разделенным на несколько частей. Алтарь разделен на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконика в среднюю часть - собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище - в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стен идут каменные лавки для сослужащих архиерею. В западной части храма устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен чрез пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части. Что касается внутренних украшений собора, то время, пощадив архитектурную форму его, почти совсем не сохранило их: благодаря неоднократным вражеским нашествиям и пожарам от древнего времени дошло до нас очень немногое. От живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью и только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горевшего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится ко времени, позднейшему сравнительно с основанием собора. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т.е. относить к началу XV века. Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стене храма; в южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 году; в самом храме под такою же гробницей погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича. Был ли погребен здесь еще кто-нибудь из князей или святителей, ни в летописях, ни в самом храме не сохранилось никаких указаний. Современный иконостас в соборе устроен в прошлом столетии; по местному преданию, он перешел сюда из Горицкого Успенского собора. Из св. икон в этом иконостасе обращают на себя внимание иконы: "Спас Милостивый" и "Распятие Иисуса Христа". На первой Спаситель изображен восседающим в архиерейском клетчатом саккосе с омофором на раменах и в митре на главе и благословляющим именословно; по правую сторону Спасителя изображена Богоматерь, а по левую Иоанн Креститель со свитком в руке, на котором начертаны слова: "Се Агнец Божий, вземляй миру грехи"; над главой Крестителя написано: "Иоанн Предотеч". Знатоки церковных древностей относят эту икону к глубокой старине. На иконе "Распятие И. Христа" изображены вокруг креста в лицах семь таинств; особого внимания заслуживает изображение таинства брака: здесь художником отчетливо нарисованы богатые одежды жениха, невесты и поезжан свадьбы - парчовая ферязь, серебряные петлицы, монисты, драгоценные каменья, жемчуг и проч. украшения, бывшие в употреблении в XVII веке. Внизу иконы имеется следующая подпись: "лета 7190 (1682) поставил сей образ в соборной и апостольской церкви Преображения Спасителя по обещанию своему подьячий Никита Ведерицын, писал иконописец Стефан Казаринов". Особенным уважением в городе пользуется икона "Спас Нерукотворенный"; ее носят во главе каждого крестного хода. По местному преданию, она была над въезжими воротами в город, которые назывались Спасскими. Из церковной утвари от прежнего времени сохранились: 1) серебряные густо вызолоченные сосуды; в клеймах потира вырезаны без всяких теней изображения Спасителя, Богоматери, Иоанна Богослова, архистратига Михаила. арханг. Гавриила и в. муч. Георгия; над последним надпись: "агiос Георгiос"; на основании этой надписи предполагают, что эти сосуды сохранились со времени основателя храма; 2) воздухи, шитые золотом и серебром по атласу красному и желтому; приложены они были в Николо-Песношский монастырь в Дмитровском уезде Димитрием Яковлевым Чертевым в 7190 (1682) г.; как они попали в собор, неизвестно; 3) крест серебряный вызолоченный с мощами разных святых, устроенный в 1706 году; 4) деревянный старинный ковчег для хранения св. даров, свидетельствующий и о прежней бедности собора. В настоящее время внутренность собора украшена вновь: вместо деревянного иконостаса устроен мраморный; пол сделан из подольского мрамора, стены расписаны в стиле тех украшений, какие по местам сохранились от прежнего времени. Престол в нем ныне, как и прежде, один в честь Преображения Господня. Современная утварь и ризница в удовлетворительном состоянии. Причта по штату при соборе положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание его получается: 1) жалованья из государственного казначейства 539 руб. 73 коп.; 2) процентов с причтового капитала (4628 руб.) - 185 р.; 3) с арендаторов церковной земли - 400 р.; 4) арендной платы с двух водяных мельниц 280 руб.; 5) за землю в Горицком монастыре, уступленную под духовное училище - 40 руб.; 6) доходов по братской кружке до 1500 р., а всего до 1950 рублей в год. Домов церковных для причта нет. Собору принадлежит земли: пахатной и частью покосной под лесом и под болотами по писцовым книгам 1778 г. 985 дес. 2243 квадр. сажени; земля эта находится в 25 верстах от города, а потому причт сдает ее с 2 мельницами по р. Кубре и Сабле в аренду за вышепоказанную плату, кроме коей получает еще с арендаторов натурою 41 четв. ржи, 36 четв. овса[1]. Приход при соборе, по клировым ведомостям, состоит из 57 душ муж. пола и 67 женского; все православные и живут в городе[2]. Школы и благотворительных учреждений при соборе нет. [1] В делах патриаршего казенного приказа сохранились сведения, что по писцовым книгам 135 и 136 (1627 и 28) г.г. причту Преображенского собора принадлежало в Новосельском стану 20 пустошей, в них четвертные пашни 350 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 546 копен, лесу 32 десятины. [2] В 190 (1682) г. собор был освобожден от всякой дани в патриаршую казну, потому что все приходские люди в моровое поветрие померли и в 190 году в приходе не было ни одного двора. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||