Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем ДворцеБольшая церковь Зимнего дворца
Всего текстов: 1
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010, с. 66-68
{Собор} Спаса Нерукотворного Образа с церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце Дворцовая наб., 36 По стародавнему обычаю при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 освятил архиепископ Феофан (Прокопович). Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753, но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж "лепному и живописному убранству", выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части - Д. Венерони, за лепку - Дж.-Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон "Воскресение Христово" в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо. Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф. Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764-1765 плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с "командою". Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 плащаницу "по образу старой" написал акад. А. Е. Егоров. Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани. После опустошительного пожара 1837 эта церковь была восстановлена В. П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т. А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры - И. Герман, плафон по рисунку Т. А. Неффа написал Н. А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор. Большой собор после пожара восстанавливал тоже В. П. Стасов, которому было велено сделать это "с возможной точностью... в прежнем виде", хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи - В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись "под лепку" - П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор, вмещавший около 700 человек. Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 года. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 года издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А. А. Израилев. С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777-1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним - Николай Григорьевич Кедринский. Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 община тщетно пытается вернуть собор верующим - администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила. = Архивные источники = РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 7. = Литература = Башуцкий А. П. Возобновление Зимнего дворца... СПб., 1839. С. 88-92, 99-101. ИСС. 1883. Т. 7. С. 58-87. ЛМХ. Вып. 2. С. 91-92. Успенский А. И. Императорские дворцы. М., 1913. Т. 1. С. 1-24. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л., 1974. С. 55-59, 73, 140-145. ПАЛ. С. 52-62. Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 115. Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце... СПб., 1998. = Периодика = Наше наследие. 1999. № 50-51. С. 165-179. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||