Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Михаила Архангела в Драчево
Тексты
Всего текстов: 2
Голышев И. А. Памятники деревянных церковных сооружений. Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии. Голышевка, 1879, с. 4-5
Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере, устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто, что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии, за исчезновением коих, нередко прибегают к преданиям сохранившимся в изустной памяти народа и не столь достоверным как основанным на прежних письменных актах; по этим причинам и не встречается сведений и материалов о многих церковных сооружениях. Мы встретили еще в последнее время описание села Драчева Меленковского уезда, но исторических данных, о церкви св. Архистратига Михаила нет, только и видно что в означенный храм в 1680 году дан полотняный антиминс "Иосифом Митрополитом Рязанским и Муромским в 16 лето его святительства, в лето от создания мира 7188 в 20 день месяца июля, при великом патриархе Иоакиме Московском и всея России."[1] Вот и все историческое сказание об этом храме. [1] Влад. губ. вед. ч. неоф. 1877 г. №50. Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 97-100
Село Драчево, при прудах, находится в 52-х верст. от уездного города и в 96-ти от губернского. По писцовым книгам 1628-30 гг. село Драчево значится за стольником Василием Ивановичем Нагим, а до него было за князем Федором Ивановичем Мстиславским; в то время в селе была церковь Собор Архистратига Михаила - ветха - строение вотчинников; при церкви священник, пономарь и просвирница; пашни церковной по 20 четв. в поле; в селе двор приказчиков и 44 дв. крестьянских. За тем же помещиком записаны приходские деревни: Павлово, Нагавицыно тож, в ней 12 дв. крестьянских, д. Корелкино - 20 дв. и д. Санчугова - в ней 7 дв. крестьянских и 4 бобыльских. Дальнейшие сведения о церкви в селе Драчеве довольно спутаны. В окладных книгах Рязанского епископа за 1676 г. в Драчеве значится церковь Казанской Божией Матери; отсюда можно заключать, что бывшая здесь в 1628-30 гг. церковь была перестроена и по перестройке освящена в честь другого праздника. Но с другой стороны, в Драчевской церкви сохранился до настоящего времени антиминс, освященный для Архангельского храма в 1680 году Рязанским митрополитом Иосифом. В таком случае можно думать, что около 1680 г. в Драчеве был возобновлен и бывший прежде Архангельский храм. Что касается Драчевского причта и прихода, то состав их в окладных книгах 1676 г. определяется так: "при Казанской церкви двор попа Данила, дворы: дьячков, пономарский и просвирницын, в приходе двор боярский, а в нем живет приказчик, 63 двора крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время в Драчеве 85 дворов), д. Санчугово, а в ней 12 дв. крестьянских и 2 бобыльских (ныне здесь 34 дв.), д. Нагавицына, в ней 28 дв. крестьянских (ныне здесь 47 дв.), д. Корелкина - 25 дв. крестьянских и 7 бобыльских (ныне 27 дв.), д. Угримова - 17 дв. крестьянских и 4 бобыльских (ныне здесь 77 дв.), д. Белякова - в ней 10 дв. крестьянских. Земли церковной по 3 четв. в поле". Судьба Казанской церкви в селе Драчеве остается точно неизвестной; может быть, она была разобрана при построении каменного храма. Что же касается деревянной Архангельской церкви, то она сохранилась здесь до настоящего времени, как памятник русской церковной архитектуры XVII века. Устройство этой церкви весьма простое; она состоит из трех срубов - алтарного, церковного и трапеза на подклетях; паперть от последнего сруба отделена стеной; крыша на церкви двухскатная. На верху крыши поставлена круглая шейка, утвержденная на небольшом осмерике; глава довольно большая, обита деревянной чешуей. Над трапезой поставлена колокольница, рубленная на 8 углов и корытая шатром. Кресты на главах осмиконечные. Внутри церкви древний иконостас о трех ярусах; двери царские, сень и столбцы писаны на красках. Пред деисусом древнее паникадильце медное с двумя рядами шандалов. Над средней клетью, т.е. собственно церковью, не обыкновенный потолок, а т.н. "верх холодный без подволоки", т.е. рубленная из брусьев крыша, служащая в тоже время и потолком. Такое устройство верха указывает на то, что Архангельская церковь была холодная. В алтаре и трапезе потолки прямые. Окон четыре весьма небольших[1]. Кроме этой старинной церкви в Драчеве существует каменный храм; построен этот храм в 1847 году. Престолов в этом храме три: главный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (освящен в 1853 г.), в трапезе во имя Архистратига Михаила (освящен в 1848 г.) и Смоленской иконы Божией Матери (освящен в 1855 г). Утварью, ризницей, св. иконами храм снабжен достаточно. Из св. икон своею древностью отличается Казанская и Смоленская иконы Божией Матери, икона Спасителя и запрестольные иконы Божией Матери и Иоанна Крестителя. На иконе Казанской Божией Матери венец и ризы серебряные позолочены, убрус низан жемчугом. Причта в приходе по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получается - от земли церковной до 160 р. и от служб и требоисправлений до 520 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: пахотной 34 дес. 801 саж., луговой земли нет; план и межевая книга на эту землю имеются. Что касается усадебной земли, то она дана помещиками и в состав собственно церковной земли не входит. Кроме того с 1844 г. причт Драчевской церкви пользуется после упраздненной в 1807 году в сельце Савине церкви. Приход состоит из села Драчева и деревень: Корелкина (1 вер. от церкви), Ногавицина (2 вер.), Санчугова (2 вер.), Савина (5 вер.)[2], Иваньково (6 вер.)[3], Угрюмова (2 1/2 вер.) и Федоркова (5 верст)[4], в коих по клировым ведомостям числится 1395 душ муж. пола и 1777 женского, в том числе раскольников 622 душ мужского пола и 661 женского. В селе Драчеве имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 40. [1] См. Ежегодник Владимир. статистич. Комитета т. III, стр. 325 и след. [2] В сельце Савине до 1807 года существовала церковь; время основания этой церкви неизвестно. В окладных книгах 1676 года в числе приходских деревень села Коробщиков значится деревня Савина, в которой тогда было 3 дв. помещиковых и 30 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 98 дворов); следовательно, церковь здесь построена позднее 1676 года. [3] Д. Иванькова вошла в состав Драчевского прихода вместе с сельцом Савиным; в 1676 году в ней было 2 дв. помещиковых, 1 дв. задворного слуги и 7 дв. крестьянских (ныне здесь 18 дворов). [4] Д. Федорково образовалась в 1844 г. из выселенцев из деревни Савина, а упомянутая в окладных книгах 1676 года деревня Белькова слилась с дер. Угрюмовым. Всего текстов: 2
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||