Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Сретенский мужской монастырь
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 184-189
Сретенский заштатный необщежительный мужской монастырь Б. Лубянка, затем Дзержинского, с 1990 г. вновь Б. Лубянка, ул., 19-21 "Основан в 1395 г., назван Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ ордынского царя Темир-Аксака 26 августа. На месте, где встречен жителями Москвы чудотворный образ, называвшемся в древности "Кучково поле", воздвигнут Сретенский монастырь и 26 августа установлено совершать в монастырь из Успенского собора крестный ход"[1]. "Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г."[2]. "По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и "Кучково поле"; в XII-XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась "Встретенской")"[3]. "В. В. Вельяминов, последний московский тысяцкий, - умер в 1374 г.; сын его не получил, против ожидания, отцовской должности, впоследствии изменил кн. Димитрию Донскому и был в 1378 г. казнен на Кучковом поле"[14]. Однако новейшие разыскания М. М. Сухмана дают несколько иной образ истории обители. "Монастырь основан в 1379 г. на тогдашней окраине Большого посада, на месте, где двумя годами раньше произошла встреча привезенной из Владимира (в ожидании нашествия Тимура) иконы Богоматери, считавшейся чудотворной (ныне хранится в Гос. Третьяковской галерее; на первоначальном месте монастыря до 1934 г. стояла церковь Владимирской Богоматери у Владимирских ворот Китай-города). В XVI в. - возможно, в связи со строительством китайгородских стен - монастырь был перенесен на теперешнее место, где в 1518 г. "на поле за посады" москвичи вновь встречали иконы из Владимира - "другой образ" Богоматери и Спаса Вседержителя"[16]. "В XVIII в. в обители производили значительный ремонт и перестройки"[8]. "Праздники в обители следующие: 2 февраля - Сретение Господне; 1 апр. память преп. Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; 23 июня и 26 августа в соборном храме, в неделю Всех святых и 6 декабря. Крестные ходы из Успенского собора в Сретенский монастырь 23 июня и 26 августа. В обители (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, иеромонахов 6, иеродиакона 4, послушников 14"[1]. "В соборе "за левым клиросом в церковной стене" находился огромный крест XVIII в. работы резчика-любителя Григория Семеновича Шумаева. В киоте вокруг креста расположены главнейшие сюжеты из Евангелия, Деяний и Апокалипсиса, дома, деревья, украшения, а сверху - изображение Иерусалима. Все раскрашено, позолочено, убрано кусочками цветного стекла и зеркал. Еще в процессе создания крест этот вызвал такой интерес и толки, что в 1754 г. в заседании Сената "господин генерал-прокурор и кавалер Ив. Ив. Бахметев" довел о нем до сведения сенаторов и в результате была избрана комиссия для "особливого смотрения" и определения места для установки креста"[4]. "С 1755 г. в соборе находилась уникальная многофигурная композиция "Распятие" мастера Г. С. Шумаева ("Шумаевский крест"), выполнявшаяся им в течение нескольких десятков лет. Это насыщенное библейскими и новозаветными персонажами фольклорное по своему характеру произведение изготовлено из резного раскрашенного дерева с применением цветного стекла, олова и разноцветной фольги. В настоящее время (1989 г. - П. П.) хранится в собрании Музея архитектуры"[16]. "В 1922 г. монастырь был захвачен обновленцами; здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и "по-старому", обновленческий еп. Антонин (Грановский). Но уже в 1923 г. Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор Патриарха Тихона. В первых числах июля состоялось переосвящение храма: возведенный в сан архиепископа Илларион (Троицкий) освятил собор Сретенского монастыря, причем освящение производилось по великому чину: храм как бы освящался заново (все, начиная с престола) - случай, невиданный в русской церкви. Этим подчеркивалось, что обновленчество оскверняет храм подобно безбожию и ереси"[20]. "4 декабря 1925 г. в Сретенском монастыре Сергей Извеков (впоследствии Святейший Патриарх Пимен) был пострижен в рясофор с именем Платон"[18]. Монастырь закрыт в 1920-е гг. Большая часть зданий разрушена в 1928-1930 гг. "Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь, мешающий движению (монастырь обнесен забором)" ([5] - сент. 1928 г.). В числе снесенных был и один из древнейших храмов Москвы - преп. Марии Египетской, колокольня и монастырская стена. "Колокольня снесена в 1927 г."[22]. "Икона "Воздвижение креста" нач. XVIII в., московская школа (?), из церкви Сретения Владимирской Богоматери Сретенского монастыря в Москве находится ныне в Третьяковской галерее, куда поступила в 1934 г. из Антирелигиозного музея искусств в бывшем Донском монастыре"[17]. В 1990 г. сохранившийся собор монастыря, закрытый для богослужений, состоял на государственной охране, имея охранный № 193[15]. Сохранились, под тем же № по улице (д. 19), двухэтажные кельи монастыря к югу от собора. "Торцом к улице под № 19 стоят старинные двухэтажные кельи Сретенского монастыря"[6]. "Кельи XVII-XVIII вв. сильно перестроены в XIX в. и в 1915 г."[16]. В настоящее время в них расположено кафе. Кельи Сретенского монастыря XVII-XVIII вв. включены в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве. Позади собора на бывшей монастырской территории выстроена четырехэтажная спецшкола № 18. Далее по улице, к северу от собора, - "серый четырехэтажный дом № 21, строился на монастырской земле для торговых контор в годы I мировой войны, до конца отделан не был"[6]. Ныне он жилой. К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 6 престолами. В 1990 г. остался 1 закрытый храм с 2 престолами; 2 храма с 4 престолами разрушены. В начале 1991 г. собор передан вновь образованному Сретенскому братству; в нем начались богослужения. Настоятель о. Георгий Кочетков. [1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 422-423; библиогр. [2] Синодальный справочник. [3] Сытин. С. 250. [4] Соболев Н. Н. Резные изображения в московских церквах // Старая Москва. М.: Изд. Комиссии по изучению старой Москвы. 1914. Вып. 11. [5] Рабочая Москва. 1928. 1 сент. (фотография монастыря и сообщение о предстоящем его разрушении). [6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 205-206. [7] Александровский, № 114 (Сретенский собор); № 3 (церковь Марии Египетской); № 79 (церковь Николая чудотворца). [8] Путеводитель Машкова. С. 168. [9] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 105; фото фресок. [10] Рукопись Александровского, № (соответственно) 35, 32 и 409. [11] Московский. Сретенский монастырь / Изд. архим. Серафимом (Чичагов). М., 1985: ил. [12] Материалы. С. 555. [13] Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. М., 1915. Т. 6. С. 27-30 (фото церкви Марии Египетской). [14] Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. М., 1980. С. 170-188 (гл. восьмая "Измена Вельяминова"). [15] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 18. [16] Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 217-218, 359. [17] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 303. [18] Журнал Московской Патриархии. 1983. № 2. С. 30. [19] Иосиф (священник). Сретенский монастырь. М., 1911. [20] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт. 1978. Т. 1. С. 148; Т. 2. С. 168-169. [21] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310. [22] Козлов В. 1927 г. Первый штурм московской старины // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 11. С. 26-27. [23] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 46-47. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 23-25
Владимирская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукою. Из Греции она была привезена в Россию в XII веке и находилась в Вышгороде близ Киева. Была перенесена во Владимир, когда Андрей Боголюбский устраивал там новую столицу, вместо Киева. Во Владимире икона оставалась 242 года. В 1395 году татарский завоеватель, подобный Чингиз-хану, Тамерлан шел на Россию, разрушая все на своем пути. В Москве прибегли к помощи Небесной Заступницы и с молитвами перенесли Святую Ее икону из Владимира в Московский Успенский собор. Тамерлан, дойдя до Оки, устрашенный бывшим ему во сне видением, повернул на юг, и Россия была спасена. На месте торжественной встречи в Москве Владимирской иконы построен в 1397 году Сретенский монастырь, куда и совершается ежегодно крестный ход 26 августа в память избавления от Тамерлана. В 1480 году грозила беда от хана Ахмата, который с большими силами дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III далеко не был уверен в победе. Москва опять молилась перед Владимирской иконой, и Ахмат, не пробуя вступить в бой с русским войском, пошел назад в Орду. Это было окончательным освобождением России от татарского ига, и по этому поводу установлен второй крестный ход в Сретенский монастырь, 23 июня. Третий крестный ход в честь Владимирской иконы, 21 мая, до 1722 года совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 году, а также в память спасения Москвы в 1521 году от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было. Жители стеклись в Кремль, в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель. Спасения искали в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда одна слепая монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты Св. Петр и Св. Алексей вместе с другими Святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они были встречены Преподобным Сергеем и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам Святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести Святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли Святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда Святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со Святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять. Всего текстов: 2
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||