Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Николая Чудотворца, что в Столпах
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 260-263
Церковь Николая Чудотворца в Столпах Армянский пер., 4, угол М. Златоустинского, ныне М. Комсомольского, пер. Известна под именем Симеона и Анны по описанию пожара 1547 г. в Никоновской летописи. "Известна с 1625 г. по патриаршим книгам, но существовала и до Романовых, так как получала ругу. Твердо державшееся в XVII-XVIII вв. обозначение "у Столпа" указывает, что здесь было некоторое приказное учреждение, по-видимому, конюшенного ведомства, называвшееся "столп". В 1629 г. церковь показана каменной. Нынешнее здание построено в 1669 г. по приказу царя Алексея. Зодчим был подмастерье каменных дел Иван Космин (Иван Кузьмин Кузнечик, в 1666-1667 гг. бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева - тот, который построил также церковь Григория на Полянке и церковь Покрова в Измайлове). В 1672 г. царь пожаловал иконописцев, работавших для этого храма, - в его приходе издавна жили родственники царицы Марии Ильиничны Милославские. Здесь был в 1685 г. погребен и Иван Михайлович Милославский, прах которого в 1698 г. Петр I шутовски перевез на свиньях в Преображенское для злобного надругательства. Внизу главный престол Николая Чудотворца, с юга придел, сперва называвшийся во имя Афанасия и Кирилла, но с 1792 г. известный под именем Симеона и Анны; с севера придел преп. Сергия. Наверху главный престол Рождества Богородицы и придел Рождества Иоанна Предтечи. Главный иконостас был почти весь новый, сделанный после пожара 1902 г. в подражание прежнему 1700 г. Иконостас Предтеченского придела середины XVIII в. с выступами. В нижней церкви сохранялось несколько икон от старой церкви, бывшей до 1669 г. В приделе Симеона и Анны иконостас середины XVIII в."[2]. "Свое нынешнее название переулок получил в конце XVIII в. по проживавшим в нем армянам и стоявшей здесь с 1781 г. армянской церкви. В XVII и первой половине XVIII в. он назывался Никольским и Столповским - по церкви Николы в Столпах, стоявшей с XVI в. на углу с М. Златоустовским пер. В 1620 г. в приходе церкви Николы в Столпах среди четырех княжеских дворов и трех нетитулованной знати находилось два двора иноземцев, а в 1638 г. их было уже семь. Иноземцы скупали дворы у русских владельцев по повышенным ценам, заселяли их своими людьми, ставили на них свои "ропаты" (молельни). Число прихожан в местных православных церквах уменьшалось, а вместе с тем снижались и доходы церквей. И вот в 1643 г. причты церквей Николы в Столпах и соседней Космы и Дамиана подали царю челобитную, в которой писали: "...в их де приходах немцы на своих дворах близко церквей поставили ропаты и русских людей немцы у себя во дворах держат и всякое осквернение русским людям от тех немец бывает, и те немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходах вновь, и вдовые немки, и держат у себя в домах всякие корчмы, и многие де прихожане, которые у них в приходах живут, хотят дворы продавать немцам, потому что немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою перед русскими людьми, вдвое и больши, от тех же немец приходы их пустуют; и Государь бы пожаловал их, велел с тех дворов немец сослать, потому что те дворы купили без Государева указу, а впредь в их приходах немцам дворов и дворовых мест покупать бы не велел". Михаил Феодорович только наполовину удовлетворил это ходатайство: он велел "ропаты" иноземцев сломать и впредь их не ставить и запретил немцам покупать дворы, но поселившихся уже здесь оставил на месте. Это, конечно, не удовлетворило причты церквей и по смерти царя они вновь подали аналогичную челобитную. Новый царь Алексей Михайлович велел построить для иноземцев особую Немецкую слободу на Яузе и в 1652 г. выселил туда всех иноземцев, проживавших внутри Земляного города. Но при Петре I иноземцы снова стали селиться на старых местах... Во время чумы 1653-1654 гг. кладбища церквей были переполнены, поэтому в 1657 г. происходила общая для всей Москвы прирезка земли к кладбищам. Кладбище церкви Николы в Столпах находилось за нею, у современного М. Комсомольского переулка. Церковь Николы в Столпах в конце XVII в. была уже не только каменной, но имела над собой еще вторую церковь - Рождества Богородицы, богато украшенную белокаменной резьбой и имевшую с трех сторон галерею, подпиравшуюся 12 кувшинообразными столбами из камня. Нижняя церковь также имела с трех сторон галерею на сводах, на которую и опиралась верхняя галерея. Церковь строилась на средства богатых и знатных прихожан: не исключается, что ее богатому внешнему оформлению помогал своими средствами царь Алексей Михайлович"[4]. "Церковь основана в царствование Михаила Феодоровича. Существующая построена в XVII в., около церкви старинный мавзолей над могилами членов семейства боярина Артамона Серг. Матвеева, изрубленного бунтовщиками и валявшегося на Красной площади. Тесно соединенная с храмом, высокая шатровая колокольня поставлена у северо-западного угла храма. По типу и, вероятно, по времени она близка к колокольне церкви Грузинской Богоматери, но убрана значительно затейливей. Ее очень крупный шатер имеет 48 "слухов", расположенных в пять рядов по всем его граням. По числу рядов и слуховых отверстий это самый сложный шатровый верх"[5]. "В церкви сохранялось до 40 каменных резных надгробных плит Милославских"[2]. "При церкви находится приходское попечительство"[6]. "Разрушена в 1938 г."[2]. На ее месте школьное здание. В нем размещается в настоящее время Московское педагогическое училище № 7. В северной стене Донского монастыря сохранился перенесенный и вмурованный в нее наличник церкви Николая Чудотворца в Столпах. "Над могилой Матвеева, его жены и сына Андрея, похороненных в ограде церкви, до 1820 г. стоял памятник в виде избы с высокой тесовой крышей. В 1820-1821 гг. он был заменен новым, в виде римского саркофага с двумя портиками и колоннами. Построен он был на средства графа Н. П. Румянцева (правнука А. С. Матвеева), владевшего здесь домом на углу с улицей Богдана Хмельницкого"[4]. "Архитектор А. Ф. Элькинский"[2]. "В мавзолее был погребен и тот араб, который собрал изрубленное стрельцами тело Матвеева, брошенное на Красной площади"[8]. "Но лишь после революции здесь началась настоящая городская жизнь. В 1930-х гг. церковь Николы в Столпах и разрушившийся в последние десятилетия памятник Матвеева (т.е. "сам виноват". - П. П.) были снесены, а на этом месте выстроено прекрасное школьное здание"[4]. Насколько "прекрасна" эта типовая коробка, видно по фотографии. На месте мавзолея, стоявшего южнее храма на погосте церкви, - проезд к школьному зданию. [1] Александровский, № 91. [2] Рукопись Александровского, № 271. [3] Список Бахима, № 367. [4] Сытин. С. 253-265. [5] Путеводитель Машкова. С. 188 и CLXII. [6] Вся Москва. Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 807. [7] Красовский М. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С. 304-307. [8] Клейн В. К. Надписи на гробницах в церкви Николая на Столпах. М., 1905. 10 с.: 1 л. план. [9] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||