![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Большой Лубянке
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 246-248
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке Введенская, ныне пл. Воровского - автостоянка, угол Кузнецкого моста, 21 и ул. Лубянка, 5 "Площадь Воровского образована после сноса в советское время стоявшей на ее месте церкви Введения Богородицы во Псковичах"[11]. "В 1510 г. Василий III поселил в начале улицы выведенных с родины псковичей и новгородцев, чтобы ослабить в этих городах их враждебное Москве влияние. На углу Сретенки и Кузнецкого моста псковичи поставили в 1514 г. церковь Введения (ныне на ее месте пл. Воровского). Предполагают, что новгородцы принесли в Москву название улицы в Новгороде - Лубяницы: Лубянкой до XIX в. называли в Москве современную пл. Дзержинского, проезд Серова и Китайский проезд - до Ильинских ворот"[3]. "Церковь построена в 1514-1518 гг. зодчим Алевизом. При перестройке 1745-1749 гг. часть стен главной церкви оставлена старая, трапезная и колокольня выстроены заново"[1]. "Приделы: Николая Чудотворца, известен с 1620 г., до 1726 был особой приходской церковью, Параскевы мученицы, 1638 г., устроен, вероятно, по тезоименитству жены Пожарского, которую здесь отпевал Патриарх 2 сентября 1635 г."[2]. "Первоначально церковь построена в 1514 г. Нынешняя выстроена в 1747-1750 гг."[4] "архитектором Постниковым"[12]. "Церковь Введенская на Лубянке построена в 1514-1518 гг. по повелению великого князя Василия Ивановича; в настоящем виде существует с 1749 г. тщанием прихожан; обновлена в 1875 г."[5]. "В 1873-1875 гг. сменены иконостасы, а приделы расширены"[2]. "Икона Казанской Божией Матери перенесена в Москву из Казани 26 мая 1611 г. по распоряжению Патриарха Гермогена, была встречена ратными людьми вместе с кн. Пожарским и с тех пор была спутницей Пожарского. По взятии города, 26 октября 1612 г., икона была поставлена в приходский храм Пожарского - церковь Введения на Лубянке, где она находилась до построения Казанского собора"[6] - это был список подлинного образца, остававшегося до начала XX в. в Казани. "Обветшавший храм Введения на Лубянке в 1746 г. был вновь построен иждивением прихожан, особенно купца Андрея Кондыкова. Вместе с храмом сооружены и приделы Николая и Параскевы. Дм. Ник. Кондыков был служителем у Валашского господаря князя Дм. Конст. Кантемира и имел собственный дом. Надо полагать, что Андрей Кондыков приходился ему если не сыном, то состоял в родстве. С того времени церковь существует доныне. Из св. икон особенно замечательны: 1. шитое дочерью кн. Д. М. Пожарского изображение Спасителя на убрусе с топарем и кондаком ему; также с изображением московских святителей Петра и Алексея; 2. образ Спасителя древнего письма; 3. писанное на доске точное подобие чудотворной иконы Казанской Божией Матери XVII в.; 4. образ Покрова начала XVII в.; 5. Николай Чудотворец с деяниями. До мора 1771 г. прихожане погребались не только на погосте при церкви, так называемом "монастыре", но и в самой церкви. При храме и трапезе погребены знаменитые его прихожане. С монастыря давно сняты надгробия, лежавшие на могилах, но на стене алтаря уцелели еще надгробные камни с полустертыми надписями XVII и начала XVIII в. В трапезе похоронены: внук кн. Дм. Пожарского Алексей Дм. Голицын и сын его Николай Алексеевич; свояк кн. Пожарского кн. Вас. Дм. Хованский. Сам кн. Дмитрий Михайлович Пожарский был отпет в этой церкви в 1642 г., а в 1826 г. здесь же был отпет Растопчин, московский губернатор в 1812-1814 гг. (Примечание: кн. Д. М. Пожарский был погребен в 1642 г. у алтаря соборного храма Спасо-Евфимиева монастыря в г. Суздале. С конца 1920-х гг. этот монастырь наряду с другими суздальскими стал местом заключения; тут действовал научно-исследовательский биологический институт, в котором работали арестованные биологи. Однажды они заметили, по воспоминаниям одного из доживших до освобождения в 1950-е гг. сотрудников этого института, что ремонтные рабочие, незадолго перед тем разворотившие для какой-то временной надобности стену обители, вместо восстановления "залатали" ее надгробной плитой кн. Пожарского. Ученые обратились к начальству лагеря, указав, что Пожарский - герой национально-освободительной войны 1612 г. Тогда доску разрешили вернуть на место - однако точно никто уже не мог вспомнить, где именно она лежала, и поэтому ее вновь поместили "примерно" над останками князя. - П. П.) Праздник Введения вошел в указ Петра I от 1722 г., где перечислены все праздники господские и церковные, в которые присутственные места свободны от занятий и запрещалась торговля. Но еще при царях Михаиле и Алексее ряд указов повелевал в воскресные и праздничные дни никого не судить и никаких дел, кроме самых нужных государевых, не делать, кроме съестных припасов и конского корму, ничем не торговать и никакие работы не работать. Кн. Григорий Оболенский был послан в тюрьму за то, что у него на дворе крестьяне исправляли черную работу в праздничный день"[7]. "В 1551 г. эта церковь сделалась одним из семи соборов, учрежденных для решения духовных дел каждого из семи московских церковных сороков, на которые первоначально были разделены московские храмы. Сюда духовенство причисленных к сорокам церквей должно было обращаться со всякими прошениями "о пользах и нуждах духовных". Напротив церкви стоял двор кн. Пожарского. Около церкви в 1612 г. был поставлен "острог", и интервенты, не выдержав натиска, отступили. В этой церкви находилась ополченская икона Божией Матери Казанской, которую Пожарский перенес затем в Казанский собор на Красной площади. Здесь после революции находилась и икона "Знамение" со столба, вошедшего в ограду 3-й мужской гимназии (ныне д. 14 по ул. Дзержинского, см. фото А. Губарева в его альбомах в Отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея), - около этой иконы остановился огонь в знаменитый Троицкий пожар в Троицын день 1737 г."[2 и 6]. "В церкви сохранялись древние иконы и шитье дочерей Пожарского. 6 января 1920 г. обрушился потолок в трапезной, но был восстановлен. При разрушении церковное убранство перенесли в соседнюю церковь Вознесения в бывшем Варсонофьевском монастыре"[2]. "Церковь Введения на Лубянке (XVIII в.) разрушена в 1924 г. в целях "улучшения движения"[13]. "Площадь Воровского образовалась в 1926 г. после сноса стоявшей на этом месте церкви Введения. 2 февраля 1924 г. во дворике д. № 5, занятого тогда Наркоминделом, открыт памятник B. В. Воровскому - произведение скульптора Каца, весьма неудачное"[8]. На месте самого храма доныне - стоянка автомашин. [1] Александровский, № 19. [2] Рукопись Александровского, № 117. [3] Сытин. С. 250. [4] Путеводитель Машкова. С. 174. [5] Синодальный справочник. [6] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. С. 229-230. [7] Токмаков И. Московская старина: Историко-археологический путеводитель по Московской губернии и ее святыням. М., 1889. 18 с.: 2 ил. [8] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 203. [9] Материалы. С. 465. [10] Антушев Ник., свящ. Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкого моста и Б. Лубянки в Москве. 1897. 318 с.: 20 ил. [11] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 94. [12] Список Бахима, № 108. [13] Козлов В. Ф. Без альтернативы // Памятники Отечества. 1989. № 1. С. 147. [14] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 311. [15] Козлов В. Первые сносы // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 8. С. 27-29. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||