Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 226-229
Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду Охотный ряд, затем просп. Маркса, с 1990 г. вновь Охотный ряд, 10, угол Тверской, затем Горького, с 1990 г. вновь Тверской ул., 2 - на месте современного здания и тротуара перед ним "Первые сведения об этой местности относятся к XV в. Уже тогда она была густо заселена, о чем говорят стоявшие здесь в то время две церкви: церковь Параскевы Пятницы, построенная до 1406 г., и церковь Анастасии, построенная в 1458 г."[3]. "В 1652 г. была взята благословенная грамота на каменную церковь, значущуюся с 1657 г. Нынешний храм построен кн. В. В. Голицыным: внизу церковь Параскевы, а вверху Воскресенья, которую освятил 23 января 1687 г. Патриарх Иоаким"[2]. "В 1737 г. большой пожар уничтожил здесь деревянные лавки. Посреди современной площади еще до пожара, с 1732 г., стояла каменная колокольня церкви Параскевы. Хотя с 1723 г. Петром I было запрещено хоронить покойников в центре города, кладбища при церквах Параскевы и Анастасии еще оставались. По плану регулирования Москвы в 1775 г. требовалось здесь открыть площадь, а церкви Параскевы и Анастасии с колокольнями, кладбищами и церковными постройками подлежали сносу. В 1793 г. были снесены церкви Анастасии, колокольня церкви Параскевы и другие строения. Церковь Параскевы не была снесена, так как по отзыву митрополита Платона "была крепка во всех частях и благообразна" и стояла не посреди площади, а в стороне. Взамен снесенной колокольни к ней была пристроена с запада новая"[3]. "После Наполеона возобновлена стараниями главным образом графини А. Р. Чернышевой. Вверху главный престол Воскресения Словущего и приделы 1815 г. - Екатерины мученицы, Александра Невского"[2]. "Приделы устроены Дворянским собранием в 1815 г. в честь Александра I и его сестры Екатерины Павловны"[4]. "Внизу, кроме главного престола Параскевы, приделы: Николая Чудотворца, устроен кн. А. И. Троекуровым в 1782 г.; Иоанна Воина 1877 г."[2]. "Церковь обновлялась в 1897 г."[4]. "На колокольне сохранился колокол 1690 г."[2]. "В этом храме ежегодно 19 февраля служили молебен в память освобождения крестьян"[2]. Около 1926 г. церковь, наряду с другими старинными храмами центра города, подверглась реставрации (см. снимок в кн. [6]). "Разрушена в 1928 г."[2]. Указание Сытина на 1930 г.[3] не верно. О разрушении сохранился любопытный документ - статья в "Рабочей газете" 1928 г.: "КОНЕЦ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. В Охотном ряду, подле пивных, лавок частников, на тротуаре - группы заинтересованных чем-то людей. Тут и официанты трактирных заведений, и ветхозаветные (?! - П. П.) старушки, и комсомольская молодежь, и замешкавшаяся домашняя работница с кувшином молока, и рабочий телефонной станции, увешанный аппаратами, и торговцы вразнос, с лотками на голове, и чистильщик сапог... Все смотрят туда, где, вынесенная из ряда домов, одиноко маячит церковь Параскевы Пятницы. 240 лет тому назад, в 1688 г. князь Голицын выстроил ее для себя и своих близких (?? - П. П.). А сегодня с высокой колокольни вниз к лебедкам протянулись стальные тросы. Подле лебедок опрокинутой чашкой стоит 200-пудовый колокол. Несколько поодаль лежат на земле громадные металлические языки. Из церкви выносят куски позолоченного дерева, остатки иконостаса и всяких украшений. Церковь Параскевы Пятницы сносится. Прислушиваюсь к беседам: - Разоряют, - бросает слово, как удочку, пожилая женщина. - Ну, не первая и не последняя. - А зачем? Кому мешала? - Ты что, бабка, треплешься, боишься, что твово бога жилплощади лишат? - спрашивает сосед. - Небось, синагоги не трогают, - бросает антисемитский тип, высокая гражданка в допотопной шляпке. - Вот и неправда ваша, - отзывается молодайка с ребенком на руках. - Все одно, что церковь, что синагога. В Себеже, пишет тетка, всего одна синагога осталась. - Молиться, - замечает благообразный старик, - возможно во всяком месте, а церковь, которая мешает движению, нужно снесть. - Правильно, - басит электротехник. - Ежели ваш бог вездесущий, вроде беспроволочного, так он и без храмины обойдется. В церкви почти ничего от культа не осталось. Среди рабочих бродят с портфелями два представителя Главнауки. Они недовольны: - Ведь это первый в Москве памятник украинского стиля, - говорят они. - Тут ценнейшие изразцы... Моссовет уже внял этим жалобам. Для изысканий дана небольшая отсрочка. Через месяц-два Параскева Пятница будет окончательно снесена. Не станет помехи уличному движению, исчезнет ненужный свидетель (!) мрачного прошлого" ([7] - подпись короткая: "П."). И другой документ, опубликованный совсем недавно: "27 июня 1928 года - самая трагичная дата в истории церкви Параскевы Пятницы. Перед пришедшими рано утром для обмеров открылся апофеоз разрушения. Впрочем, лучше предоставить слово самим рабочим, тут же составившим описание увиденного: "...три боковые главы были обрушены, причем все керамические облицовки барабанов глав оказались побитыми в мелкие осколки и валялись, перемешанные с щебнем, на крыше здания... Означенные работы Москоммунхоза оказались начатыми тов. Ламмом... с 1 часу ночи (!!!) без всякого предупреждения представителей Главнауки..." Не требуют комментариев акты реставраторов, составленные чуть позже: "...в ночь на 29 июня по распоряжению прораба МКХ Ламма были разрушены междуэтажные своды между первым и вторым ярусом... Прорабом МКХ Ламмом заявлено представителям Главнауки, что никакие комиссии и представители Наркомпроса допускаться на разбираемое здание не будут". И как точка в этой хронике вандализма: "В три часа дня 30 июня 1928 года был обрушен рабочими МКХ внутрь здания верхний восьмерик средней главы, украшенный изразцами и угловыми керамическими колоннами, причем ни один изразец не был вынут и сохранен. Работники Главнауки к изъятию ценных частей допущены не были"[12]. Ныне на месте храма стоит построенный в 1935 г. архитектором А. Я. Лангманом дом СТО (Совета Труда и Обороны), в котором размещался Госплан[8]. Часть места, занимавшегося ранее храмом, отошла под тротуар перед ним. [1] Александровский, № 256. [2] Рукопись Александровского, № 54. [3] Сытин. С. 148-151, 157. [4] Синодальный справочник. [5] Путеводитель Машкова. С. 192. [6] История русского искусства. М., 1959. Т. 4. [7] Конец Параскевы Пятницы // Раб. газета. 1928. 29 июня. [8] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 335-338. [9] Материалы. С. 460. [10] Торжество освящения храма Параскевы Пятницы в Охотном ряду. М., 1878. [11] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. Приложение 1-е. М., 1888. (вид Охотного ряда). [12] Козлов В., Седельников В. Конец Охотного ряда // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 4. С. 24-28, 32. [13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||