Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 98-100
Церковь Священномученика Антипия на Колымажном дворе Антипьевский пер., ныне ул. маршала Шапошникова, 8, угол М. Знаменского пер., ныне ул. Маркса-Энгельса, 4 "В разновременных топонимических дополнениях к названию церкви: "у больших конюшен" (1619), "что в "Чертолье" (1625), "что у Государевых больших конюшен" (1667), "на Ленивом Торжке у старых конюшен" (1739) главный определитель местоположения храма - комплекс Конюшенного (позднее Колымажного) двора. Возможно, слобода конюхов появилась здесь еще в XIV в. "Государевы конюшни" были перемещены сюда от Фроловских (Мясницких) ворот Белого города после пожара 1547 г. Каменная церковь - ядро ныне существующего здания - поставлена не позднее второй четверти XVI в. (предположительно в 1530-х гг.). Посвящение придела в южной абсиде древней церкви Григорию Декаполиту может быть связано с близкой к царскому двору семьей Скуратовых: в XVII в. их усадьба граничила с церковным владением, а храм традиционно мог служить усыпальницей рода (в 1628 г. в ней "погребал Государь Патриарх Дмитрия Скуратова"). В XVII в. с юга вместо галереи появился Никольский придел, замененный в 1739-1741 гг. ныне существующим объемом. Северный придел (Рождества. - П. П.) Иоанна Предтечи, широкий притвор с запада и двухъярусная колокольня относятся к 1798 г. Внизу, в подклете северного придела, размещался еще один - влкм. Екатерины. Интерьер здесь был переделан в конце XVIII в. и в 1841 г."[9]. М. М. Сухман считает, что основой древнего храма служит церковь Петра митрополита, выстроенная в 1514 г. Алевизом Фрязиным. "Главная церковь существовала к 1617 г. Никольский придел известен с 1722 г. Вновь он был выстроен в 1739-1741 гг. соседним домовладельцем кн. С. А. Голицыным, бывшим в 1755 г. московским губернатором. Придел Екатерины впервые известен с 1773 г., придел Рождества И. Предтечи - с 1798 г. В главной церкви сохранялся прекрасный иконостас середины XVIII в. с иконами XVII в. и лепнина XVIII в. Иконостас Предтеченского придела около 1798 г. В здании южных приделов в середине XIX в. разобран потолок Екатерининского придела и сделана круговая галерея на колоннах при Никольском алтаре, так что он казался находящимся на хорах. Иконостасы обоих южных приделов конца XIX в."[6]. "Само название церкви указывает на ее связь со двором, где находились кареты и возки"[2]. "Колымажный царский конюшенный двор, старейшее учреждение, стоял на месте Музея изобразительных искусств. В 1830-х гг. он был снесен, и на его месте устроили открытый манеж для обучения верховой езде. В 1912 г. здесь построен Музей изящных искусств Императора Александра III по проекту архитектора Р. И. Клейна"[3]. "Церковь перестраивалась также в начале XIX в. Обновлена в 1901 г."[4]. "Построенные во второй половине XVIII в. придел, небольшая трапезная-притвор и колокольня скрыли основное ядро сооружения, относящееся к первой половине XVI в. Церковь Антипия интересна отклонениями от типичных для своего времени форм архитектуры. Вместо одной абсиды-алтаря здесь две, причем они асимметричны; вместо карниза абсиды заканчиваются маленькими декоративными кокошниками. Собственно храм завершается двумя рядами кокошников и имеет внутри крещатый свод без столбов. Позднейшие пристройки тоже по-своему интересны. В особенности придел, стоящий на углу переулков и сохранивший красивые классические детали"[2]. По народным поверьям, Антипа-мученик помогает страдающим зубной болью. "Храм закрыт в 1929 г."[6]. "Купол и глава южного Никольского придела сломаны в 1950-х гг."[9]. Внутри сначала были жилые помещения, а затем подсобные помещения ГМИИ им. Пушкина. В 1966 г. М. Л. Богоявленский так описывал его состояние: "Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад". С конца 1960-х гг. велась реставрация церкви. Первоначально возглавлявший ее архитектор Л. А. Давид вознамерился снести все части, относящиеся к XVII-XIX вв., и оставить лишь древнее ядро XVI в. Этому помешало лишь несогласие арендатора - Музея изобразительных искусств, который намеревался разместить в здании свою библиотеку, явно не поместившуюся бы в значительно уменьшенный объем храма. К 1983 г. были внешне отреставрированы все три основные части церкви; над южной церковью, однако, купол и глава с крестом не восстановлены, и реставрация всего комплекса не окончена. Храм состоит под государственной охраной под № 283[8]. "На своде и нишах северного Предтеченского придела сохранилась хорошего качества стенопись середины XIX в."[9]. К 1990 г. внешний ремонт начат вновь. Южный придел так и остался безглавым. Внутри располагаются отдел реставрации тканей и хранение отдела прикладного искусства ГМИИ. В 1991 г. образована община и даже назначен настоятель; но директор музея И. А. Антонова отказывается освободить помещения. [1] Александровский, № 42. [2] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 90. [3] Сытин. С. 183-185. [4] Синодальный справочник. [5] Материалы. С. 418. [6] Рукопись Александровского, № 217. [7] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. [8] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 66. [9] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 46-48. [10] Давид Л. А. Церковь Антипия у Государевых Больших конюшен в Москве // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 145-167. [11] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 28-29. [12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||