Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Петра и Павла у Яузских воротИконы Божией Матери Знамение у Яузских ворот; Церковь Петра и Павла, что на Кулишках
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 95-97
Церковь Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот Петропавловский пер., 4 Документально известна с переписи 1620 г., но в ружных книгах значится - следовательно, основана до Романовых. В 1629 г. "церковь каменная Петра и Павла Высоково, кровля обгорела". Обозначалась "Петра Святого, что у Старых Конюшен на Кулишках" (1677), "что у Яузских ворот на горке" (1679), "в малой Крутицкой певчей" (1796)"[2]. "В 1629 г. на этом месте, на высоком холме близ устья Яузы у ворот Белого города, стоял уже каменный храм, "что на Кулишках у Яузских ворот". Существующий построен в 1700-1702 гг. с главным престолом Знамения и приделом Петра и Павла. Другой придел возведен в 1731 г.; южный перестроен в 1882 г. (видимо, с использованием более ранней пристройки); их нынешний наружный облик подражает декорации основного здания. В интерьере сохранился резной золоченый иконостас середины XIX в. Трехъярусная колокольня возведена в 1771 г. в форме раннего классицизма"[16]. "Северный придел - Петра и Павла, 1702 г., южный придел - Казанской иконы Богоматери 1731 г. устроен на средства Анны Никифоровны Колычевой. В 1864 г. построена ризница, а в 1878 г. Казанский придел распространен на запад"[2]. "Церковь обновлялась в 1878 г."[5]. "Колокольня XVIII в., трапезная поздняя, хотя и подражает в убранстве основной части здания. Внутри церкви, в иконостасе, несмотря на переделки, сохранились элементы золоченой резьбы начала XVIII в."[6]. "В приходе церкви Петра и Павла на Кулишках находился двор вице-губернатора С. А. Колычева... В 1758 г. на углу Подколокольного пер. находился огромнейший двор княгини Н. С. Щербатовой. В том году она сломала свои деревянные хоромы, выходившие в Петропавловский пер., и построила на их месте каменные палаты (сохранились до нашего времени), которые были соединены каменными переходами с домовой церковью"[7]. В книге [10] имеются также сведения о домовой церкви во имя Казанской иконы Богоматери при доме А. В. Головиной, с подвижным антиминсом, которую в 1724 г. было приказано приписать к церкви Петра и Павла у Яузских ворот с запрещением иметь при домовой церкви особого священника. В 1930-е гг. церковь не закрывалась, сохранились и колокола, которые звонят ежедневно, что долгое время было для Москвы большой редкостью, - звон по вечерам слышен по всей Ивановской горке. В 1944-1946 гг. над главными иконами были сделаны резные золоченые сени, а также изготовлена золоченая арка у царских врат. Фрески в сводах приделов изукрашены цветными и золочеными плитками. Обращает на себя внимание, что вместо привычной композиции "Тайная вечеря" над царскими вратами северного придела помещена икона "Омовение ног", а над вратами южного - икона Успения. Внутри храма находятся святыни из разрушенных храмов, и в частности: 1. перенесенный при разрушении церкви Грузинской Богоматери на Воронцовой поле список XVII в. с иконы Грузинской Богоматери, который был в этом ныне не существующем храме храмовым образом (о нем см. кн. [8]); 2. чудотворная икона Боголюбской Божией Матери из часовни в Варварских воротах Китай-города - это главная икона, "заместительница" ее, висевшая над воротами, ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках (см. [9] и [12]). Храм состоит под государственной охраной под № 68[11]. Он расположен на возвышении, вокруг - ограда с металлической решеткой и воротами. "Напротив - небольшой домик священника (№ 5), возможно, начала XIX в."[15]. Слово "Кулишки", обозначавшее урочище в Москве и содержащееся в именах нескольких расположенных на ней храмов, было в древности распространено в России. С. В. Максимов в "Крылатых словах" производит его от "кулига", обозначавшего луг посреди леса; впоследствии "кулигой" или "кулижками" (что правильнее, нежели книжное "кулишки") стали называть и искусственно расчищенные в лесу поля - что и произошло, возможно, в древние времена на московской Ивановской горке[13]. [1] Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. № 165 (Москва). [2] Рукопись Александровского, № 248. [3] Александровский, № 191. [4] Список Бахима, № 450. [5] Синодальный справочник. [6] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 114. [7] Сытин. С. 329. [8] Журнал Московской Патриархии. 1945. № 4. С. 63-65. [9] Журнал Московской Патриархии. 1945. № 10. С. 48-50. [10] Материалы. С. 504. [11] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 24. [12] Акимов А., прот. Московская Боголюбская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии, 1982. № 7. С. 16-17 + ил. [13] Максимов С. В. Избранное. М., 1981. С. 393-397. [14] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 36-37. [15] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 112. [16] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 333. [17] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||