Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Троицы Живоначальной, что в Хохлах
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 144-145
Церковь Живоначальной Троицы что в Хохловке (или в Старых Садех) Хохловский пер., 12 "Переулок и площадь названы "хохловскими" в XVIII и XIX вв. по урочищу "Хохловка", где первоначально (с XVII в.) селились украинцы после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Здесь же вблизи в XVIII в. стоял двор гетмана Украины - Мазепы"[8]. "Обозначение "на Хохловке" известно с 1653 г. и говорит потому не о малороссах, а о Хохолковых-Ростовских, которые в этой местности жили. В церкви творилось поминовение матери первого царя из рода Романовых - великой инокини Марфы, которую следует считать основательницей храма, заложенного в память о пребывании царя Михаила с матерью в Троицком монастыре в 1613 г."[2]. "Нынешнее здание церкви стоит на месте ветхого, документально известного с 1625 г."[3]. "Каменный храм на этом месте значится в 1657 г."[2]. "В этом районе города уже в начале XVII в. находились дворы, сады и огороды поселившихся в Москве выходцев с Украины до соединения ее с Россией, по-тогдашнему - "хохлов". Здесь стояла их церковь Троицы в Хохловке"[4]. "Храм выстроен в 1696 г. женою окольничего Е. А. Чириковою. Приделы: Владимирской Божией Матери известен с 1722 г., Димитрия Ростовского, 1757 г. В середине же XVIII в. устроен очень оригинальный главный иконостас: деревянная высеребренная резьба изображает складки тканей, спускающиеся книзу. Было паникадило и иконы середины XVIII в. В начале XIX в. переложен главный алтарь"[2]. "Церковь построена на собственные средства Евдокией Чириковой, урожденной Лопухиной, в память дочери ее Неонилы"[5]. "По типу церковь принадлежит к распространенной в те годы группе храмов, композиция которых определяется как "восьмерик на четверике". Церковь отличает сдержанность в применении карнизов, декоративных гребней, наличников окон и других деталей. В ее убранстве применены многоцветные изразцы, выполненные художником-белорусом Степаном Ивановым Полубесом. Колокольня относится к XVIII в."[6]. "Храм обновлялся в 1890 г."[7]. После закрытия храм долгие годы стоял разоренный, обезглавленный и заброшенный. С середины 1970-х гг. началась медленная реставрация. К 1983 г. восстановлены замечательный ажурный крест, наличники и основной объем здания. Колокольня осталась невычиненной. Помещение внутри перестроено, в 1980 г. занято Институтом геофизики; в 1990 г. здесь уже Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя. Здание стоит на государственной охране под № 119. Под № 120 на охране стоят находящиеся по соседству (дом № 7) палаты конца XVII в. дьяка Е. И. Украинцева[9]. В северной стене трапезной сохранилась резная белокаменная надгробная доска с надписью. В 1992 г. храм передан братству св. Владимира[13] и освящен[14]. [1] Александровский, № 176. [2] Рукопись Александровского, № 314. [3] Материалы. С. 489. [4] Сытин. С. 326. [5] Список Бахима, № 621. [6] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 102. [7] Синодальный справочник. [8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 319. [9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 33. [10] Романюк С. Сокровища московских переулков // Городское хозяйство Москвы. 1982. № 5. С. 36. [11] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 331-332. [12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585. [13] Московский журнал. 1992. № 3. С. 63. [14] Стараниями братства // Лит. Россия. 1992. 25 дек. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||