![]() |
Храмы России |
Вход |
Храмы России |
|
Церковь Николая Чудотворца, что в КленникахЦерковь Николая Чудотворца, что в Блинниках
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 92-95
Церковь Николая Чудотворца что в Кленниках (или в Блинниках) Маросейка, 5 "В 1468 г. Иван III построил здесь церковь Симеона Дивногорца (в оригинале у Сытина неверное "Дивногородца". - П. П.) дом № 5 - в благодарность за то, что сильный пожар этого города не перекинулся в Кремль. В XVII в. церковь называлась "Никола в Блинниках" - это показывает, что в то время здесь жили мастера, славившиеся приготовлением блинов. Каменное здание церкви сохранилось здесь с 1657 г."[1]. "Старое здание упоминается в 1625 г."[6]. "Первоначальная церковь была обыденной, и названа в честь святого Симеона Дивногорца, память которого отмечается 24 мая - в день построения церкви. Верное название ее "в блинниках", а не в "кленниках" (от слова "клен"), т.к. кленов у ворот Китай-города быть не могло, а блинами здесь как раз торговали"[3]. М. М. Сухман нашел у Холмогоровых самое вероятное объяснение: в подмосковной деревне Кленники было явление иконы св. Николая[16]. "Церковь построена в 1657 г., значительно обновлена в 1748 г. и в 1853 г. Колокольня 1749 г."[2]. "Главный престол Казанской Божией Матери, вверху, 1690 г. Престол св. Николая внизу"[3]. "Церковь построена в 1657 г., возобновлена после пожара в 1748 г., обновлялась в 1868 и 1894 гг. Название "в Кленниках" получила от кленовой рощи"[4]. "Каменная церковь была построена в 1657 г. вплотную к деревянной церкви Симеона Дивногорца ("обетного" храма Ивана III, возведенного в 1468 г.), чем объясняется перелом стены северного придела. В 1690 г., в связи с появлением нового престола, стала называться "Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках", но в XVIII в. слово "Блинники" трансформировалось в "Кленники". Первоначально церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север - юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел. В 1701 г. после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объемом с абсидой и притвором: тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Церковь была освящена, а вскоре был надстроен второй этаж над приделом. В 1749 г. была возведена существующая колокольня и частично переделаны фасады церкви"[14]. При храме в начале XX в. была церковно-приходская школа[5]. В 1910-е гг. в храме священствовал широко известный о. Алексей Мечев (ему посвящен вышедший посмертно сборник воспоминаний, писем и проповедей - [7]). После его смерти в 1923 г. (в г. Верее) настоятелем был его сын о. Сергий Мечев, создавший замечательный приход-общину. "Внутри церковь сохранила некоторые древние иконы и книги. В 1927 г. при реставрации восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера - нижней церкви. Внизу устроена церковь Алексея Человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 г. светского характера: орнамент и изображения деревьев"[3]. "Первоначальный внешний декор, утраченный при реконструкции в XVIII и XIX вв., был восстановлен в 1920-е гг."[14]. "Церковь была приходом "непоминающих" митр. Сергия. Закрыта в канун Благовещения 1931 г."[8]. О. Сергий был арестован 24 ноября 1929 г. и погиб впоследствии в лагерях. Церковь превращена в склад[11]. Общину помнят в Москве по сей день. Реставрация была оставлена на половине; храм и колокольня обезглавлены, внутри все перестроено - там помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. Здание стоит на государственной охране под № 137[9]. В журнале[10] напечатаны ходящие в народе письма о. Сергия (фамилия его точно неизвестна) из ссылки своим духовным чадам, относящиеся к 1930-м гг. Из них письмо 5-е "На закрытие храма" в некоторых рукописях приписывается о. Сергию Мечеву. Вот отрывки из него: "Суд Божий совершается над церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Совершающееся неожиданно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто. Многие русские подвижники не только предвидели это страшное время, но и свидетельствовали о нем... Святитель Филарет Московский неоднократно в беседах с близкими ему по духу указывал, что давно уже в России наступило время, подобное гонению первых веков, и плакал о детях, которым, по его словам, придется испытать худшее... (Из Патерика): спросили однажды скитские отцы авву Исхириона: "Что сделали мы?" И он ответил: "Мы соблюдали заповеди Божии". Отцы спросили: "Что сделают те, которые непосредственно последуют за нами?" Он ответил: "Они будут иметь делание вполовину против нашего". Отцы опять спросили: "А те, которые будут после них?" - "Эти, - ответил авва, - отнюдь не будут иметь монашеского делания, но их постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и отцов наших"... Особые скорби, небывалые нашествия - удел наших дней. В покаянии и преодолении их - смысл нашей жизни. Отъятие видимой стороны христианства - главнейшее из всех лишений; изгнание, заточение, горькие работы - ничего по сравнению с ним. Это отъятие храмов, по слову Божию, можно было бы предотвратить покаянием... Маленький родной дом Божий! Сколько радости чистой, неземной получали мы через тебя. Иерусалиме наш земной, возводящий нас непрестанно к горнему Сиону! Много раз навернутся на глазах наших слезы при воспоминании о нашем земное рае..." Наконец, 18 июля 1990 г. храм был возвращен верующим. Освящение состоялось 17 декабря того же года[17-19]. [1] Сытин. С. 270. [2] Александровский, № 90. [3] Рукопись Александровского, № 64. [4] Синодальный справочник. [5] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 431. [6] Материалы. С. 482. [7] Мечев Алексей, свящ. (1860-1922). Проповеди, письма, воспоминания о нем. Париж, 1970; 2-е изд. - 1989. 389 с. [8] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977. С. 484. [9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 5. [10] Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 250-260. [11] Там же. 1985. Вып. 12. С. 83. [12] Холмогоров Г. К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Кленниках, церкви // Московские церковные ведомости. 1901. № 35. С. 404. [13] Романский Н. Заметки к статье "Юбилейные церкви" // Московские церковные ведомости. 1901. № 27. С. 326-328. [14] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 283-284. [15] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313. [16] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. М., 1887. Вып. 5. С. 188. [17] Моск. литератор. 1990. 7 дек. [18] Червяков А. У Николы в Кленниках // Лит. Россия. 1990. 14 дек. [19] Московские ведомости. 1990. № 3. С. 4. [20] Червяков А. Московский архив. Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 52-58. [21] Храм Николая Чудотворца в Кленниках (Моск. приходский сборник. Вып. 1). М., 1991. 208 с. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро ![]() Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||