Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Владимирская область
 Меленковский район
  Бутылицы, село
версия для печати

Церковь Николая Чудотворца в Бутылицах

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 85-91
Село Бутылицы, при реке Унже, находится в 22-х верстах от уездного города и в 100 верст. от губернского.
До 1764 года при Бутылицкой церкви существовал монастырь, известный под названием "Николо-Бутылицкой пустыни" и село Бутылицы образовалось из подмонастырской слободки. Основан был монастырь в XVI веке при церкви Николая Чудотворца; в старинных актах упоминается в первый раз в 1574 году. Из настоятелей его известны: игумен Авраамий 1629 г., иг. Варсонофий 1659 г., иг. Порфирий 1664 г. и иг. Иаков 1672[1].
В писцовых книгах 1629-30 гг. находим следующее описание Бутылицкой пустыни: "в пустыни церковь Николая Чудотворца и другая церковь Сретение иконы Богородицы Владимирской с приделами препод. Александра Свирского и Макария Желтоводского - строение Никиты Языкова, а в церкви образы и свечи и книги - строение мирское и вкладчиков; на монастыре келья игуменская, в монастыре живут 6 старцев, за монастырем два попа, дьякон, дьячок, двор игуменский животинный, 9 дворов бобыльских, пашни монастырской 100 четв. в поле, перелогу 60 четв., лесу 90 четв., сена 200 копен, лесу непашенного на версту в длину и ширину. По жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 года с монастырских крестьян никаких податей не берут. Боярин князь Сицкий дал монастырю в 1622 году пустошь Семенково".
В переписных книгах 1646 года показаны в Бутылицком монастыре те же церкви, что и в 1629-30 гг., только относительно церкви Николая Чудотворца прибавлено, что она построена Государем Царем Иваном Васильевичем Грозным.
Эта монастырская церковь в то же время была и приходскою; для прихода был особый белый священник. Приход, по окладным книгам 1676 года, состоял из подмонастырской слободки, в которой было 24 двора крестьянских (в настоящее время в селе Бутылицах 218 дворов), и деревень: Вичкина, в ней 15 дв. крестьянских (ныне здесь 90 дворов), Кошкина - 8 дв. крестьянских (ныне здесь 17 двор.), Кузмина, в ней был двор помещиков, где жил приказчик и 11 дв. крестьянских (ныне здесь 119 дворов) и Максимова, в ней был двор помещиков и 15 дв. крестьянских (ныне здесь 190 дворов). В пользу приходского причта имелось пахотной земли по 6 четв. в поле и сенных покосов на 30 копен.
В 1682 году Бутылицкая пустынь была приписана к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю; в это время по указу царя Федора Алексеевича произведена была подробная опись монастыря. "В монастыре, говорится в описи, церковь Николая Чудотворца о пяти главах, царские двери ветхи - писаны на красках, по правую сторону образ Св. Николая Чудотворца Явленного, оклад серебряный позолочен, басмяной, венец чеканный, а в нем вставлены в гнезда большие цветные камни, гривна серебряна позолочена, под гривной подушка атласная красная стегана, гривна серебряная, крестов прикладных 5 больших серебряных, 3 малых, 2 копейки золотных, 2 золоченых, рубль копеек серебряных; образ этот в киоте деревянном, писанном травами на красках, пелена камчатная - камка малиновый цвет, на пелене крест шит серебром, подкладка крашенинная; пред образом лампада висячая медная, кисть у ней шелковая. Подле того образа - образ Николая же Чудотворца на золоте поясной. Против правого клироса образ Распятие Господа И. Христа, а на другой стороне Вход Господень во Иерусалим, а стоит этот образ в станку деревянном, пелена крашенинная - кирпичный цвет, опушка зеленая. Образ избранных святых - Спасов, св. ап. Петра и Павла, прор. Илии да Фрола и Лавра. По левой стороне царских врат: образ Преч. Богородицы Одигитрии, оклад и венцы басмяны ветхи позолочены серебряные да серьги с каменем, пелена киндяшная, лампада пред образом висячая. Двери северные, на них Благоразумный разбойник, над дверьми два образа штилистовых да четырелистовый образ Огненное восхождение Илии, писан на золоте, Макария Чудотворца на красках и мученика Христофора на красках же. Подле северных дверей образ местный св. в. муч. Георгия, пред ним поставная свеча вощаная; подле сего в большом деревянном киоте 12 миней месячных на золоте. Пред левым клиросом на двух налоях стоит три образа в киоте четырехлистовых: образ всех святых ветх на золоте, окладной образ Преч. Богородицы Одигитрии, оклад басмяной, венец и цата сканные с камешки ветхи, убрус жемчужный мелкий, образ Знамения Пресв. Богородицы да молящих трех святых - оклад басмяной серебряный позолочен, венцы резные. Над царскими дверьми пояс деисусов, в средине Спас и Богородица и архангелы и апостолы, выше того пояс старых местных образов - образ Вседержителя, Троицы Пресвятой, Богородицы Смоленской, Николая Чудотворца, Филиппа митрополита, Алексея Человека Божия, Макария Чудотворца и Фрола и Лавра. В церкви два клироса, над ними покрышка шатровая, паникадило медное о 12 шандалах, яблоко деревянное, кисть шелковая. В алтаре на престоле срачица выбойчатая, на ней крест китаешный белый, напрестольный крест серебряный, басмяной позолочен, в нем 3 камешка цветных, другой крест серебряный басмяной ветх, Евангелие древней печати, средник и Евангелисты серебряные позолочены, антиминс новый, индития крашенинная; над престолом сень деревянная шатровая на столбах, завеса выбойчатая кружчатая; за престолом крест писан краски, ветх, образ Богородицы Владимирские ветх, в окладе басмяном, убрусец низан жемчугом, пелена дорогильная красная, опушка тафтяная черная, крест и полы у опушки низаны жемчугом, на другой стороне того образа образ Николая Чудотворца... На жертвеннике покрышка крашенинная, потир серебряный золочен, другие сосуды оловянные, звезда медная; воздухи алая опушка, крест золотой, покров дорогильный красный, на нем вышиты деисусы и херувимы; покровец тафтяной бруснишной цвет. На жертвеннике образ Богородицы Умиление, убрус жемчужный, на пелене вышит образ Богородицы Одигитрии личным швом, на жертвеннике образ девятилистовый Богородицы Одигитрии, оклад и венцы басемные; да тут же стоят пять икон окладных штилистовых да образ четырелистовый Николая Чудотворца, оклад басмяной ветх, венец резной да шитых икон неокладных - 4 штилистовые и 2 двулистовые. Над горним местом окошко красное, над ним образ окладной Елисеево видение; над завесой царских дверей образ Преч. Богородицы Умиление штилистовый окладной, образ Николая Чудотворца вышит по белой тафте швом, на опушке вышит кондак.
В ризнице: панагия серебряная, две панагии костяных разных обложены серебром да крест резной на кости в серебре. Ризы камчатные желтые, оплечье бархат золотной, опушка дорогильная красная, подпушка киндяшная кирпичный цвет, подкладка крашеннная, ризы камчатные, камка китайская по красной земле, ризы миткалинные, оплечье бархат зеленый, ризы полотняные... Подризник выбойчатый русской выбойки, другой подризник холстинный... Два пояса нитяные с кистями...
Две свечи поставных восковых больших без дерева, весу в них 7 пуд.
Книг: Евангелие толковое, Меч Духовный, Пролог за полгода, Житие Св. Николая Чудотворца, Служебник, печатанный при царе Борисе... Евангелие письменное, Шестоднев. (Вообще полный круг богослужебных книг и часть для назидательного чтения).
В трапезе образ Николая Чудотворца Можайского с житием и чудесами. Паперть на выпустках высокая с трех сторон, круг церкви два схода с лестниц и рундуки.
Церковь неосвященная новая древяна во имя Сретения иконы Пресв. Богородицы Владимирской об одной главе, глава деревянная чешуйчатая, на взрубе, в церкви образов нет. Царские двери новые на красках... Крылосы сосновые собраны досками, пред алтарем две ступени. Против церкви трапеза новая для братского обеда, меж церкви и трапезы сени, а от сеней крыльцо и лестница, рундук и перила - все крыто досками.
Церковь ветхая с трапезою - развалилась. Ворота святые деревянные рублены на каменное дело, на воротах колокольня рублена осмериком, глава чешуйчатая, на колокольне 6 колоколов, а с приходу приделан рундук с перилами и перегорожен на двое, над ним покрышка зубчатая, глава чешуйчатая... Ограда круг монастыря забором.
Строитель в монастыре Тихон, белый поп Симеон, 2 старца крылошанина, двор дьячков. На скотном и конюшенном дворе работники, а повара и хлебники бывают из крестьян погодно. Казенной кельи нет. Келья строительская черная, в ней казенной рухляди: образ Преч. Богородицы на золоте,... полпуда соли, 13 холстин целых, два гужа сыромятных, 2 голицы... 10 овчин (далее описывается до мелочи все бывшее в келье)... Три кельи братских да хлебная, в ней печь глиняная, заслон деревянный... Три житницы, погреб с напогребницей. Двор конюшенный, на нем 12 лошадей; на скотном дворе 7 коров дойных, 20 овец, 17 свиней, 3 гуся, 3 утки. Огород, на усадьбе сеется конопля... Два овина.
Подле монастыря деревня Бутылицы, в ней 27 дворов крестьянских и бобыльских; на пустоши Семенковой 1 двор крестьянский"[2].
В 1764 году с упразднением монастыря церкви монастырские обращены в приходские. Эти деревянные церкви существовали до 1835 года, когда вместо них был устроен каменный храм и с такою же колокольнею.
Престолов в этом храме устроено было три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе во имя св. прор. Илии и свв. муч. Флора и Лавра. В 1869 году трапеза была расширена. В 1889 году во время страшного пожара, истребившего село Бутылицы, пострадала и церковь. В трапезе остались только одни стены, с колокольни упал колокол; свят. антиминсы, дарохранительницы, напрестольные кресты и Евангелие были спасены от огня, но ризница, древние иконы, многие книги и документы сгорели...
После пожара церковь и колокольня были возобновлены в 1890-92 гг. В трапезе престолы освящены в то же наименование.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь в настоящее время снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Святителя Николая Чудотворца.
Причта по штату положено: 2 священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников около 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахотной 33 десят., сенокосной нет; плана на эту землю нет. Кроме того, в 1845 году для второго причта прирезано 49 дес. земли от деревень, принадлежавших помещикам.
Приход состоит из села Бутылиц, сельца Кузьмина (1 1/2 версты от церкви) и деревень: Вичкина (4 вер.), Ново-Николаевской (7 вер.), Максимова (6 вер.), Дубровки (1 вер.), Добрянина (4 вер.) и Кошкина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 2512 душ муж. пола и 2595 женского.
В приходе имеются две народных школы: церковно-приходская и земская; учащихся в 1896 году в обеих школах было 118. Кроме того, в деревнях: Вичкине и Ново-Николаевской в 1895 и 1896 гг. открыты школы грамоты.
 
[1] См. Владимирские Губернские Ведомости 1884 г. №31.
[2] Оригинал описи хранится в Московск. архиве Министерства Юстиции, рукопись №7867/135.
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Контрфорс"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Вознесения Господня в Теряево"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет