Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Кремль
версия для печати

Чудов мужской монастырь

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Чудов мужской монастырь

Тип постройкимонастырь
Дата основания1365
Архитектор
1904:Клейн Р. И.
Историческое исповеданиеПравославный
Статусне сохр.
Адрес на 1917 г.Москва, Кремль, Царская (Ивановская) пл.
Современный адресМосква, Кремль, Ивановская пл.
Краткое описаниеОснован в 1365 св. Алексием митрополитом. С 1744 - кафедральный. Снесен в 1929-1931.
Основная публикацияПаламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1. Кремль и монастыри. М., 2003, с. 119-131
См. также
Изображение
Чудов монастырь в Московском Кремле. Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева - Колокольня, под которой позже была устроена церковь Иоасафа Белгородского. Справа виден собор соседнего Вознесенского монастыря.
Чудов монастырь в Московском Кремле. Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева - Колокольня, под которой позже была устроена церковь Иоасафа Белгородского. Справа виден собор соседнего Вознесенского монастыря.

Дата съемки: 1882 год

всего изображений в галерее: 12
посмотреть изображения всех храмов монастыря
Местоположение
координаты: 55.752172°N   37.618936°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки1 апреля 2008 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 109-115, 119-120
Чудов кафедральный 1-го класса необщежительный мужской монастырь в Кремле на Царской площади, на месте бывшего двора для послов из Золотой Орды
Ивановская (Царская) площадь
"Основан в 1365 г. святителем Алексием митр. Московским (ум. 12 февр. 1378 г.) в память чудесного исцеления им от слепоты жены хана Джанибека Тайдулы на месте, подаренном ему в благодарность за исцеление. Святитель основал в монастыре церковь во имя Чуда арх. Михаила в Хонех и учредил монашеское общежитие; при нем монастырь получил название митрополичьего. При нашествии Тохтамыша монастырь в 1382 г. был сожжен. Спустя 60 лет после кончины митр. Алексия в монастыре были открыты его мощи. Во время пожаров в Москве в 1493 и 1547 гг. монастырь был опустошен, возобновлялся в 1501 и 1556 гг.; после этого монастырь еще несколько раз был опустошен пожарами. Несмотря на бедствия, причиненные пожарами и Смутным временем, монастырь в XVI и XVII вв. достигает высшего процветания и получает название Великой Лавры. При нем Патриархом Филаретом Никитичем было основано греко-латинское училище, названное "патриаршей школой" (потом упраздненное). В 1744 г. императрицей Елизаветой Петровной при монастыре была учреждена кафедра московских архиереев, а в 1764 г. монастырь был зачислен в ставропигиальные. В 1775 г. к нему приписан Николо-Перервинский монастырь. Во время пребывания французов в Москве в 1812 г. монастырь был разграблен, а святыни его подвергнуты поруганию, алтарь соборной церкви превращен в спальню маршала Даву, мощи св. Алексия выброшены из раки"[1].
"В 1812 г. по выходе французов из Москвы Чудов монастырь оказался разграбленным, заваленным разными предметами, не употребляемыми в храмах. Не оказалось мощей св. Алексия. Мощи вскоре нашлись в придельном храме Благовещения среди разных вещей, не в далеком расстоянии от раки. В Чудовом монастыре находилась духовная консистория и ее архив. При французах эти помещения занял маршал Даву со своим штабом. Дела архива были выброшены в ров у кремлевской стены, туда же был выброшен и архив правительствующего сената, смежного с консисторией. Дела архива пролежали во рву всю зиму. Только весной по стаянии снега назначили чиновников разобрать архив. Многие из переплетенных книг, протоколов и журналов, очевидно, вынуты из отхожих мест, так как доселе есть следы этих мест. Много консисторских дел погибло. При разборке архива уничтожено 16 больших кулей порванных бумаг. В 1833 г. консистория переведена из Чудова монастыря на Лубянку, в здание бывшего рязанского подворья, где расположился Комитет библейского общества"[2].
"Монастырь основан в четвертый год княжения Димитрия Иоанновича Донского, в 1365 г. Через полтораста лет первобытный монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран, на месте его при Вас. Вас. Темном в 1501 г. заложен новый и в 1504 г. освящен. Царь Феодор Алексеевич в 1679 г. нашел необходимым снова перестроить монастырь. Затем он был улучшен заботливостью архиеп. Амвросия, убитого мятежниками во время моровой язвы 1771 г. в Москве. В настоящем своем виде существует с 1814 г.
Обширные кельи монастыря составляют и монастырскую ограду к площади, соборам и зданию Сената (ныне Судебных установлений), образуя со зданием Сената глухой, узкий переулок к стене"[3].
"Монастырь основан митр. Алексием в лето 6871 от сотворения мира, т. е. 1363 по Рождестве Христовом. С 1774 г. - кафедральный, в подчинении епархиального архиерея"[23].
"При монастыре находятся митрополичьи покои на случай приезда самого митрополита.
Чудов монастырь вызывает много исторических воспоминаний. Здесь в 1384 г. был крещен св. Киприаном и преп. Сергием Радонежским, случившимся тогда в Москве, Воейко Войтегович Терновский, прибывший на службу к кн. Димитрию Донскому, - родоначальник рода Воейковых; в 1554 г. царевич Иоанн, в 1557 г. царевич Феодор и царевна Евдокия в присутствии царя Ивана IV; Патриарх Филарет Никитич крестил будущего царя Алексея Михайловича в 1629 г.; в 1672 г. Патриарх Питирим - Петра I; в 1818 г. здесь совершено крещение Императора Александра II"[1].
"При крещении Александра II державная его бабка императрица Мария Феодоровна возложила царственного младенца на руку св. Алексия, испрашивая благословения новорожденному"[3].
"В 1441 г. в монастыре был заключен митр. Исидор, принявший Флорентинскую унию и бежавший отсюда в Рим; заключены в XVI в. кн. Вас. Ив. Патрикеев-Косой, еп. новгородский Феофил, пострижен насильно в иночество царь Василий Иванович Шуйский; Патриарх Гермоген уморен поляками голодом; при царе Алексее Михайловиче его мощи были перенесены в Успенский собор"[1].
В 1913 г. 12 мая (ст. ст.) священномученик Ермоген (в старинном и народном произношении - Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси, чудотворец, был прославлен (причислен к лику святых).
"Здесь был заключен знаменитый поборник православия архиеп. новгородский Геннадий (Гопзов). Позже он был погребен в могиле свт. Алексия"[3].
"В монастыре жили Максим Грек, вызванный вел. кн. Василием Ивановичем для разбора книг, справщики церковных богослужебных книг, и здесь же производилось исправление книг при Патриархе Никоне; отсюда же, по сказанию, бежал дьякон Гришка Отрепьев - Лжедимитрий I"[1] "со священником Варлаамом и крылошанином Мисаилом Повадиным в феврале 1602 г."[3].
"Крестный ход из монастыря в Успенский собор Кремля совершается в память свт. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа 5 окт."[1].
"12 октября 1666 г. здесь осудили и лишили патриаршества Никона в ныне не существующем приделе собора чуда архистратига Михаила"[4].
"В XVII в. в монастыре учреждена греко-латинская школа, позже преобразованная в Славяно-греко-латинскую академию. Учителями в этой школе были известные Арсений Грек и заменивший его в 1649 г. Епифаний Славинецкий (ум. в 1676 г.)"[5].
"В ризнице из ценных предметов обращают внимание: Евангелие, переведенное с греческого языка на славянский свт. Алексием, при нем его завещание; Евангелия и сосуды, подаренные царями и боярами; из облачений замечательны: митра "Потемкинская", усыпанная бриллиантами и жемчугом; панагия с изумрудом в 3000 руб. - дар князя Потемкина митр. Платону, и другие панагии, принадлежавшие митр. Платону. В библиотеке из рукописей замечательны "Слово об антихристе св. Ипполита папы римского" XII в., "Толкование на псалтырь" св. Феодорита еп. Кирского"[1].
"Писанное рукою самого чудотворца свт. Алексия на пергаменте, Евангелие служило образцом при исправлении церковных книг в XVII в., завещание святителя - его Духовная - приложено к концу Евангелия и найдено было митр. Платоном в ризнице в 1779 г. Затем в ризнице имеются отделанные финифтью и украшенные драгоценными каменьями потир, дискос, звезда, лжица. Это дар Морозовых. На звездице наверху поставлена печать царя Феодора Алексеевича. Есть два дара императора Павла Петровича, богато отделанные, - митра и посох. Не забыл этого монастыря и князь Потемкин Таврический - он принес ему украшенные бриллиантами митру, саккос, омофор и палицу"[3].
"В монастыре погребены: архиеп. Новгородский Геннадий, митр. Адрианопольский Матфий, всероссийск. митр. Феодосий, Симон и Афанасий; в 1565 г. похоронен последний казанский царь, в крещении Симеон; погребен дядька и родственник царя Алексея Михайловича Илья Ив. Морозов и жена его Анна Ильинична; писатель XVII-XVIII вв. Карион Истомин (иеромонах); современник Патриарха Никона справщик книг Епифаний Славинецкий, иконописец юродивый Тимофей Архипов с камнем над ним, поставленным императрицей Анной Иоанновной"[1].
"На его надгробном камне надпись: "1731 года маия в 29 день при державе Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Анны Иоанновны самодержицы всея России преставися раб Божий Тимофей Архипов сын, который, оставя иконописное художество, юродствовал миру, а не себе, а жил при дворе Матери Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Благочестивейшия Государыни Царицы и Великия Княгини Параскевии Феодоровны двадесять осмь лет и погребен в 30 день маия". Этот юродивый был весьма любим и почитаем не только самой царицей Прасковьей Феодоровной, но и всеми ея приближенными. Между прочим, одна из Нарышкиных, Настасья Александровна, любимица царицы Прасковьи, по смерти юродивого Архипова получила в дар его бороду.
В роде этой Нарышкиной борода сохранялась как святыня. С этой бородой было связано, по суеверному преданию, благосостояние всей семьи Нарышкиных. Действительно, борода юродивого как-то исчезла, и в год исчезновения ее один из старших Нарышкиных, Александр Иванович, вельможа времен Екатерины II, заболел недугом помешательства, который и свел его в могилу. После смерти его эта ветвь Нарышкиных, старшая, действительно пресеклась.
Тут погребены князья Трубецкие (среди них кн. Никита Юрьевич, известный генерал-прокурор времен Елисаветы Петровны), Куракины, Хованские, Щербатовы, Оболенские, бояре Стрешневы"[3].
"На монастырской колокольне, устроенной митр. Платоном в 1779 г. во время и других исправлений в монастыре, считаются замечательными два колокола: Большой и Полиелейный. Сделанные на этих колоколах надписи свидетельствуют, что первый - Большой - отлит мастером Кириллом Сомовым в 1634 г. по повелению царя Михаила Феодоровича для соборной церкви Успения Богородицы и святых чудотворцов Леонтия, Исаия и Игнатия в Ростове, в память блаженного родителя своего Филарета Никитича. Колокол этот перелит с значительною прибавкою меди при митр. Платоне. Второй колокол, Полиелейный, отлит в 1727 г. при архимандрите Беляеве.
В Чудовом монастыре император Николай Павлович торжествовал первую победу над персиянами. Трофеи, взятые у Кизильбашей, препровождены из Петербурга в Чудов монастырь 21 нояб. 1826 г. и находятся в церкви Алексия"[3].
В 1907 г. в монастыре были: "наместник-архимандрит, казначей-архимандрит, 10 иеромонахов, 4 иеродиакона, 34 послушника"[1].
"Женщины в монастырь не допускались. Монастырь славился своими просфорами, которые можно было купить, стукнув и подав деньги в форточку определенного окна монастырских келий"[29].
"При монастыре существует высочайше утвержденный комитет для принятия и хранения приношений на создание в Москве храма св. Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости"[7]. Закладка этого храма произошла в 1913 г. на Миусской пл., к 1917 г. он в основном был окончен, но после революции разрушен.
Любопытно описание очевидцем всенощной в Чудовом монастыре в 1914 г. 12 мая (ст. ст.) в первую годовщину прославления Патриарха Ермогена: "...всенощную я стоял у Чудова монастыря, перед иконой Святителя с, частью его мощей. Служили прекрасно: неспешно и достаточно уставно, поскольку позволила соблюсти устав необычность места богослужения и смешанный состав певцов: пели все желающие (и я в том числе) и несколько человек послушников. Великолепный звон дважды заставлял прерывать службу и довольно надолго, особенно третий звон, сопровождающийся освещением соборной площади бенгальским огнем. Впрочем, видеть обхождение с мощами вокруг собора совершенно не пришлось: мы только многократно спели величание, обратившись к собору. В это время стало у Чудова монастыря очень тесно; народ колыхался, как трава от ветра: движение одного человека передавалось целой толпе, стоявшей вплотную. Особенно это было заметно на тех, кто стоял (большинство со свечами) на чудовской лестнице. После третьего звона гудел еще благовест к "Величит душа моя", бывающий накануне крестных ходов. Затем я отстоял там же молебен, дождался и последнего звона - при окончании всенощной в соборе, проводил до Спасских ворот чей-то крестный ход с иконою св. Гермогена, - а у Чудова все не умолкало и до самого Архангельского собора раздавалось громкое, многоголосное "Христос воскресе из мертвых"... А Николай Семенович (он был в Успенском соборе) рассказывал, что народное пение врывалось по временам с площади и в собор, когда открывали двери"[24].
Празднование памяти сщмч. Ермогена оттого было особенно торжественным в Чудовом монастыре и Успенском соборе Кремля, что в первом (в подклете собора чуда арх. Михаила) была освящена в 1913 г. церковь в честь Патриарха-чудотворца, а во втором находились его мощи (П. П.).
"С 1904 вплоть до революции наместником Чудова монастыря был архимандрит, впоследствии епископ Арсений (Жадановский), превративший обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. За последние три года пребывания в монастыре он, при участии миссионера Айвазова, начал издание для народа "Лепта обители Святителя Алексия", вышедшее в десятках тысяч экземпляров и распространившееся по всему миру Русской земли"[36].
При расстреле Кремля в 1917 г. Чудов монастырь серьезно пострадал: "Тяжелое впечатление производит настоящий вид расстрелянного Чудова монастыря. Фасад с южной стороны пробит шестью тяжелыми снарядами. В стенах глубокие разрывы и трещины; выбоины достигают до 2-3 аршин в диаметре. В сильной степени пострадала иконная и книжная лавка. Двумя снарядами пробиты стены митрополичьих покоев, которые занимал член Собора петроградский митр. Вениамин. Внутри покоев полное разрушение. Обломки мебели и всего того, что находилось в покоях, смешались с грудами камней и мусора. В одной комнате снаряд пробил огромной толщины оконный откос и разрушил вплоть до стоящей рядом иконы Богоматери всю стену, а икона со стеклом и с висящей возле нее лампадой осталась невредима. Храм, где покоятся мощи св. Алексия, не пострадал, там выбиты только окна. Мощи Святителя Алексия с начала обстрела были перенесены в пещерную церковь, где под низкими сводами пещерного храма денно-нощно митрополит Вениамин, архиепископ гродненский Михаил, наместник Чудова монастыря, еп. Арсений, зосимовский старец Алексий и вся братия совершали моления под несмолкаемый грохот орудий, потрясавших стены храма"[9].
Первый большевистский комендант Кремля Павел Мальков вскоре же принялся за кремлевские монастыри. "Но больше всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах. Жили они в кельях Чудова и Вознесенского монастырей, приткнувшихся возле Спасских ворот", - писал он в своих "Записках коменданта Кремля". "Пока монахов из Кремля не уберут, я ни за что поручиться не могу", - заявил он Ленину. С помощью латышских стрелков и чекистов их "убрали" в 1918 г.[32].
"Взамен в Чудовом монастыре в 1919 г. разместился кооператив "Коммунист"[35].
"После революции в старинном корпусе келий Чудова монастыря были пробиты три окна для расположившейся там лудильной мастерской. На первых порах реставрационное отделение не позволило пулеметным курсам приспособить под свой клуб помещение под алтарем Алексеевского придела церкви Чудова монастыря. Но в 1922 г. под предлогом изъятия церковных ценностей в помощь голодающим в ц. свт. Алексия чуть было не изъяли серебряные царские врата иконостаса по проекту М. Д. Быковского. Несмотря на это, в Чудовой обители изъяли более 57 пудов серебряных предметов, а изо всех кремлевских монастырей, соборов и церквей вывезено в Гохран более 300 пудов серебра, более 2 пудов золота, многие тысячи драгоценных камней и т. д. Под Алексеевской церковью Чудова монастыря, несмотря на возражения реставраторов, устроена была библиотека-читальня. В октябре 1923 г. администрация Кремля, пригласив сотрудников музейного отдела, объявила о планах сосредоточить в обители все лечебные учреждения (Санупр Кремля). Причем архитектор Иванов-Шиц, привлеченный к составлению проекта переустройства, предложил переделать своды, убрать лестницу... Видя настойчивость кремлевских чиновников и пытаясь сохранить ансамбль Чудова, музейный отдел предложил приспособить под вышеназванное учреждение Вознесенский монастырь"[39].
"В Кремле осенью 1918 г., сменив ушедший на фронт полк латышских стрелков, расположились кремлевские курсанты. По предложению председателя ВЦИК Я. Свердлова из казарм Лефортова перевели пулеметные курсы. Через год их преобразовали в школу имени ВЦИК. Это было по сути военное училище, где обучались сотни курсантов. Они же несли службу по охране Кремля.
В декабре 1929 г. прогремели взрывы. На месте великих памятников остались груды камней. Для военной школы на расчищенной территории в 1932-1934 гг. выстроили здание с большим, на тысячу мест, клубом"[32].
"Большое здание с колоннами, где работает теперь Президиум Верховного Совета СССР, выстроил инженер И. И. Рерберг"[10].
На месте сооружений Чудова монастыря находится площадь перед зданием Президиума и западная часть самого здания.
Часть сокровищ передана в Чудовское собрание Гос. Исторического музея (описание см. в кн. [20]).
По разрушении монастыря мощи св. Алексия перенесли в Архангельский собор, а в связи с подготовкой к 800-летию Москвы в 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия передали в кафедральный собор Богоявления в Елохове, где они и покоятся ныне в богатой раке под сенью на правом клиросе[30]; также см. об этом в кн.[21].
"Иконы иконостаса церкви Архангела Михаила Чудова монастыря находятся ныне в Гос. Оружейной палате (выполнены в 1626-1627 гг.). Небольшая икона XVI в. из церкви преп. Сергия - усыпальницы вел. кн. Сергея Александровича "Церковь воинствующая" находится ныне также в Оружейной палате. Две другие иконы из этой усыпальницы - "Богоматерь Боголюбская с избранными святыми" (трехстворчатый складень кон. XVI - нач. XVII в., мастер Истома Славин) и "Петр митрополит с житием" (нач. XVII в., мастер Истома Славин) поступили сначала в Гос. Исторический музей, откуда были переданы в 1930 г. в Третьяковскую галерею, где находятся по сей день.
В Третьяковскую галерею из разрушенного Чудова монастыря перешли также:
1. Фрагменты фресок второй пол. XVI в. и около 1626 г., моск. школа - "Исцеление расслабленного" (поясные фигуры Христа и расслабленного); "Явление арх. Михаила Иисусу Навину" (поясные фигуры арх. Михаила и Иисуса Навина); "Неизвестный святитель"; "Голова ангела"; "Голова пастуха"; "Апостол Фома" (?); "Неизвестный святой" (поступили из Центр. гос. реставр. мастерских в 1930 г.). (Кроме тот. еще два нерасчищенных фрагмента плохой сохранности; фрески попали также и в Гос. Русский музей в Ленинграде - фрагменты "Бегства в Египет" из трех частей.)
2. "Священномученик Елевферий с житием", 1630-х гг., моск. школа, из надвратной церкви Елевферия, упоминающейся под 1675 г. и освященной в свое время по мирскому имени митр. Алексия - Елевферий; она поступила в ГТГ в 1956 г. из Музея истории религии.
3. Икона "Иоанн Предтеча в пустыне", перв. пол. XVII в., моск. школа; поступила в 1920-х гг. из Гос. музейного фонда"[31]. Около полусотни икон из монастыря сохранилось в фондах музеев Кремля.
К 1917 г. в монастыре было 4 храма с 7 престолами. Ныне не осталось ничего.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 423-427; библиогр.
[2] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[3] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 92-101.
[4] Московские церковные ведомости. 1904. № 37.
[5] Сытин. С. 54-55.
[6] Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического описания монастырей Российской Империи. Спб., 1892. Т. 2. С. 407-414 (в дальнейшем ссылки на Зверинского не даются - см. их в библиографии при описании монастырей в справочнике Денисова).
[7] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. С. 217.
[8] Нива. 1918. № 3 (фото поврежденного собора).
[9] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 18.
[10] Сытин. С. 54-55.
[11] Александровский, № (соответственно) 13, 129, 130, 545.
[12] Соловьев С. М. История России. М., 1960. Т. 4. С. 557.
[13] Рукопись Александровского, № 15, 85, 166, 1033.
[14] Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.
[15] Московский кафедральный Чудов монастырь. М., 1896. 62 с. + 1.
[16] Материалы. С. 255.
[17] Потапов А. А. Очерки древнерусской гражданской архитектуры. М., 1902. Вып. 1. С. 111-116 (есть план монастыря и описание его палат).
[18] Москва и ее окрестности. Спб., 1896 (есть два вида монастыря).
[19] Москва. Памятники архитектуры XVII - 1-й трети XIX в. М., 1975 (вид Кремля с монастырями при титульном листе, на развороте).
[20] Протасьева Т. Н. Чудовское собрание ГИМ. Новосибирск, 1980.
[21] Церковное празднование 800-летия Москвы. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1948.
[22] Малков Ю. Г. Стенопись собора Чуда Архангела Михаила: Древнерусское искусство. М., 1977.
[23] Синодальный справочник.
[24] Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 300-301; 351.
[25] Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.
[26] Московские церковные ведомости. 1913. № 20.
[27] Московский архитектурный мир. М., 1914. Вып. 3. С. 97 (вид иконостаса новоустроенной церкви сщмч. Ермогена).
[28] Степанов М. П. Храм-усыпальница вел. кн. Сергия Александровича во имя преп. Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве. М., 1909. 186 с.: 41 ил.
[29] Якушева Н. И. С. 259.
[30] Журнал Московской Патриархии. 1977. № 5. С. 11.
[31] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 130, 31-312, 314-315, 104, 266-267, 272-273; Т. 1. С. 126.
[32] Колодный Лев. Взорванная обитель // Моск. правда. 1990. 28 янв.
[33] Баталов А. На грани культур // Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 5. С. 13.
[34] Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988. С. 21; 184-185.
[35] Революция и церковь. 1919. № 1. С. 27.
[36] Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917-1945. Париж, 1977. С. 560-565.
[37] Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. С. 283-307.
[38] Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15-16.
[39] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[40] Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 110-115.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Каннелюры"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Церкви неорусского стиля и модерна
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская при богадельне им. И. и А. Медведниковых
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2017 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет