Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище (старообрядческая)

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище (старообрядческая)

Обиходные названия

Богородицкая церковь; Успенская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1784   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторы
1784:Баженов В. И. (?)
1857:Вивьен А. О. - перестройка
Историческое исповеданиеСтарообрядческая Поморского согласия (поморцы)
Современная принадлежностьДПЦ
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Москва, ул. Преображенский вал
Современный адресМосква, ул. Преображенский вал, 25 (вост. часть)
См. также
Изображение
Успенский храм на Преображенском кладбище в Москве. В левой части здания Успенская старообрядческая, а в правой - Никольская (Успенская) православная церкви.
Успенский храм на Преображенском кладбище в Москве. В левой части здания Успенская старообрядческая, а в правой - Никольская (Успенская) православная церкви.

Дата съемки: 10 января 2009 года
Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

всего изображений в галерее: 13

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.791205°N   37.717392°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки2 августа 2008 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 400-403
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище
Преображенский вал, 25 (восточная часть Никольского храма)
В 1695 г. дьячок Шуйского погоста Даниил Викулов (ум. в 1734 г.) основал на реке Выг скит и был в нем настоятелем около 40 лет. Здесь и возник первый беспоповский, или даниловский толк. Особенность его состоит в учении об антихристе, начале его духовного царства со времени кончины последних священников дониконовского рукоположения. Таким образом, с ними прекратилось и совершение таинств. Иерархи новые не признаются не потому, что почти все они уклонились от благочестия, но из-за того, что совместно с гражданской властью воздвигли неслыханное гонение на старую веру и изрекли клятвы, по их мнению, на само святоотеческое учение. За Государя же, согласно поморам, молиться также не следует, ибо и он есть отступник от правой веры. За отсутствием священства крестить, исповедывать и совершать мелкие требы могут непосвященные, даже женщины. Но брак совершаться не может, и поэтому все должны жить девственно. Для распространения поморского толка многое сделали два брата, Андрей и Семен из рода князей Мышецких. Хорошо образованные, красноречивые, обладающие писательским талантом, разъезжали они по России и заводили повсюду связи. Братья оставили множество своих сочинений. Андрей умер в 1730, Семен в 1740 г. Благодаря им скиты на Выгу достигли благоденствия. В 1738 г. поморцы под угрозой разгона общины приняли молитву за царя. В 1830-е гг. Выго-Лексинская община была сильно ущемлена в правах, а в 1850-е гг. закрыта (ср. ее панегирическую "Историю Выговской старообрядческой пустыни, по рукописи Ивана Филиппова". СПб., 1862 г.).
Первоначально отрицательное отношение к браку среди поморцев было поколеблено в конце XVIII - начале XIX в. с появлением защитников брака (московская монинская община), а также "полубрачных" даниловцев, рекомендовавших безбрачие, но вступлению в брак не препятствовавших.
Поморский толк старообрядцев - древнейший среди беспоповцев. Первоначально отрицавшие брак, они впоследствии раскололись на "старопоморцев" и появившихся в конце XVIII в. в Москве "новопоморцев", брак узаконивших.
"У поморцев явилось признание к семейной жизни. До чумы 1771 г. в Москве жило 5-6 семейств поморского согласия, которые приняли участие в браке и молитву за царя, что поставило их в неприязненное отношение к федосеевцам. Лет 5-6 после основания Преображенского кладбища Василий Емельянов обратился к единомышленникам с просьбой поставить свою общественную молельню. Благодаря дружным пожертвованиям богачей, на предложенной купцом Мониным земле во 2-м квартале Лефортовской части вскоре появилась деревянная Покровская молельня. Новая община приняла выговский устав, расширила учение о браке и организовалась по правилам Денисова. В 1812 г. часовня сгорела. На новую часовню потекли богатые вклады купцов, и вскоре благодаря им выросла каменная Покровская часовня в два этажа. Число призреваемых при часовне перевалило за 100 человек, а число прихожан составило более 4000. В 1821 г. наставником часовни был Антип Андреев. Он организовал хор по правилам Даниловского монастыря, что и приносило главный доход. В 1826 г. прихожан Покровской часовни было до 6000 человек, а призреваемых до 200. Когда начались притеснения старообрядцев, в 1828 г. молельню уничтожили, а землю ее передали наследникам Монина. За взятку полиция дозволила увезти иконы и утварь в домашнюю молельню купца Гусарова. Призреваемых разместили у купцов Гусаровых и Рудаковых. Община после закрытия общественной часовни, однако же, не распалась. Богатые купцы имели свои домашние молельни - это законом не воспрещалось. Еще при Александре I было 15 домашних моленных у разных купцов: в Лефортовской части - у Гусарова, Зенкова, Шмакова, Соловьева, Носова, Бавыкина, Панкратова; в Рогожской части - у Макарова, Прокофьева; в Мещанской части - у Беляева; в Сретенской части - у Ефимова; в Пресненской части - у Панфилова. Все 15 молелен имели богатые иконостасы, ценные украшения и не ограничивались семейными кружками, всегда были полны народа. В 1827 г. их прихожан считалось до 7000. Андреев вызвал двух помощников и стал иметь в подручных двух монахов.
Купец Грачев, лишившись единственного сына, построил молельню на поминовение его во 2-м квартале Лефортовской части, при ней жили призреваемые и их наставник Сергеев. Сергеев же, восстав против "наречного" пения, введенного Андреевым, и ввел пение "хомовое", на "о" - по протопопу Аввакуму. Партия Сергеева отделилась от Покровской часовни из-за пения. В 1843 г. община возросла до 9000 человек. Прихожане же распались на мелкие партии. Каждая из партий открыла моленные: 1) в доме богача Морозова в Яузской части; 2) в его же доме в Лефортовской части, где богослужение отправляла крестьянская девка Дарья со старухами; 3) на фабрике Морозова в селе Зуеве; 4) в доме купца Соколова в Лефортовской части; 5) в доме купца Зайцева в Рогожской части. С историей Покровской часовни связаны так называемые "Дружеские известия" - собрание документов к несостоявшемуся соединению федосеевцев с поморцами брачного согласия"[1].
"Церковь выстроена в 1792 г., в 1854 г. сделана единоверческой - 3 апреля освящен в левой части трапезной придел св. Николая, 2 июня 1857 г. - главный Успенский. 16 мая 1866 г. открыт единоверческий Никольский монастырь. В 1932 г. в трапезной Успенского храма устроен придел, но очень скоро после этого здание перестало быть православною церковью"[3].
"В настоящее время (1971 г. - П. П.) самой крупной организацией поморцев является Высший старообрядческий совет в г. Вильнюсе. Общины, признающие руководящую роль этого Совета, распространены в Литовской ССР, Белоруссии, России и др. республиках, в том числе несколько общин находится на территории Польши. Кроме общин, принимающих руководство Высшего старообрядческого совета, есть и обособленные поморские общины. Наиболее крупными из них являются рижская Гребенщиковская и московская"[2]. Председателем московской поморской общины в 1985 г. состоял Ф. С. Кукушкин.
До 1917 г. поморцы брачного согласия имели в Москве два храма и одну домашнюю моленную. В 1920-е гг. общине из Токмакова переулка удалось перебраться на Преображенское кладбище, где им продали (!) часть своего храма проворовавшиеся обновленцы. Здесь они и закрепились поныне.
"В апреле 1919 г. присоединилась 1 община - Переведеновская, бывшая Любушкинская. В начале 1930 г. она переехала в переднюю часть храма св. Николая бывшей федосеевской мужской богадельни, куда перенесли и часть доныне сохранившихся икон"[9].
"Церковь Николы (соборная часовня) с колокольней, архитекторы В. И. Баженов (?), Вивьен; 1790-е гг.; 1857 г. стоит на государственной охране под № 169а"[7]; "Успенская церковь выстроена по плану и фасаду Царицынского дворца"[4]. "Церковь выстроена И. А. Ковылиным как моленная федосеевцев, на мужском дворе федосеевского богаделенного дома"[5].
"В 1854 г. мужчины-федосеевцы были отсюда удалены, и внутри освящен единоверческий придел Николая Чудотворца. В 1857 г. пристроены новые абсиды и алтари в них, ранее отсутствовавшие, и затем освящен главный придел Успения - службой руководил митр. Московский Филарет. В 1866 г. Успенская церковь вошла в состав Никольского единоверческого мужского монастыря. В 1876-1879 гг. с запада была построена вторая, новая колокольня"[6].
Вскоре после 1917 г. монастырь был закрыт, а храм захватили обновленцы. "В 1922 г. Успенская церковь попала в руки обновленцев. Главную часть храма они отдали (продали. - П. П.) старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой южной стороне трапезной был сооружен придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался"[8]. Вход в поморскую общину ныне с севера главного храма. Внутренность ее содержится благолепно, тут имеется множество древних икон. Богослужение по субботам, воскресеньям и на праздники. Освящается храм только свечами. Как уже указывалось выше, православная часть и весь комплекс Никольского единоверческого монастыря описаны подробно в части "Кремль и монастыри".
 
[1] Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве. СПб., 1865.
[2] Катунский А. Е. Старообрядчество. М., 1971. С. 50.
[3] Рукопись Александровского, № 671.
[4] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 428.
[5] С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879.
[6] Синицын П. В. Никольский единоверческий монастырь в Москве. М., 1896.
[7] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.
[8] Овсянников В. Юбилей Никольского храма (к 175-летию основания) // Журнал Московской патриархии. 1966. № 3. С. 22-26.
[9] В. В., А. В. Глава из истории поморского брачного согласия // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. Рига. 1988. С. 64-66.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Журавец"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Троицы Живоначальной в Черевково"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Нерехтского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2019 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет