Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Преображения Господня в Преображенском

Церковь Петра и Павла в Преображенском
 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Преображения Господня в Преображенском

Синонимы названия

Церковь Петра и Павла в Преображенском

Обиходные названия

Петропавловская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания2012-2015   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор
После 2012:Русакомский И. К. - реставрация
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Москва, ул. Преображенская, 11; ул. 1-я Петровская, 2
Современный адресМосква, Преображенская пл., 9А
Webhttp://www.hram-preobrajeniya.ru/
Изображение
Преображенская церковь в Преображенском, в Москве.
Преображенская церковь в Преображенском, в Москве.

Дата съемки: 8 марта 2017 года
Фот. Кац Анатолий

всего изображений в галерее: 69

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.795555°N   37.710961°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки14 июля 2008 года
Дата обновления карточки7 июля 2017 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 526-529
Церковь Спаса Преображения в Преображенском, иначе именовавшаяся храмом Петра и Павла
Преображенская пл., восточный угол с 1 Петровской, ныне 1 ул. Бухвостова
"Часто основание села Преображенского приписывают Петру I, а церковь считают полковой "потешного "Преображенского полка". Это не точно. Земли, на которых стоит Преображенское, 300 лет назад принадлежали Алексеевскому женскому монастырю. Через эти места проходила дорога из Москвы в Измайлово. Алексей Михайлович увлекался соколиной охотой и частенько наезжал в дремучие боры, которые в связи с этим получили название Сокольников. Царю нравились эти места, и он купил у Алексеевского монастыря земли по обоим берегам Яузы и устроил себе здесь усадьбу. Село Преображенское впервые упоминается под 1661 г. Надо полагать, что к тому времени уже существовала и церковь, давшая свое название всему поселку. Летом царь Алексей Михайлович, выезжая в Преображенское, ставил здесь по кругу палатки, в центре же находился особый шатер для храма. Исторически церковь пережила три этапа: сначала была полотняной, затем деревянной и в конце концов стала каменной. Сержант Преображенского полка Иван Елисеевич Третьяков приобрел в соседней солдатской Семеновской слободе деревянную церковь и перенес ее в Преображенское. Тогда освятили только придел во имя Петра и Павла; а основная Преображенская церковь была освящена лишь в 1750 г. Уже не новое, здание храма скоро стало приходить в ветхость, и тогдашние священники его о. Петр Фадеев и о. Леонтий Васильев обратились в Консисторию с просьбой приступить к сбору пожертвований на сооружение каменной церкви. В 1763 г. они получили "сборную книгу", а в 1766 г., когда деньги были собраны, им выдали "храмозданную грамоту" - с тем, чтобы каменная церковь была выстроена рядом с деревянной, и по окончании работ утварь была перенесена в новое здание. Новая церковь была закончена постройкой в 1768 г.; в 1781 г. она перестраивалась.
В начале XIX в. храм отличался крайней бедностью. На зиму главный храм загораживался досками, служба шла в Петропавловском приделе, и то не каждый день. Истоки несчастий лежали в малочисленности прихожан: большинство населения тогдашнего Преображенского составляли раскольники. На склоне 1830-х гг. благодаря стараниям купца М. Ф. Котова, избранного старостой, храм начал благоустраиваться и приводиться в порядок"[10].
"Созданный в 1691 г. Преображенский полк был размещен не там, где были Преображенский дворец и его крепость, а на левом берегу Яузы в Преображенской солдатской слободе; в 1722-1727 гг. храма здесь не было. Деревянная церковь Петра и Павла была устроена после 1727 г. в каком-то старом строении и к 1741 г. за ветхостью "сломана и покладена в костры". В августе 1743 г. освящен полотняный Петропавловский алтарь в съезжей избе солдатской слободы, построенной в 1693 г. В 1747 г. сержант Преображенского полка И. Е. Третьяков купил в Семеновской слободе ее прежнюю деревянную церковь и перенес ее в Преображенское; 19 июля 1747 г. был освящен придел Петра и Павла, где положен перенесенный из полотняной в деревянную церковь антиминс. Главный храм Преображения освящен по прошению прихожан от 9 апреля 1750 г. В январе 1766 г. выдана благословенная грамота на построение каменной церкви. Придел Петра и Павла в однобокой трапезной освящен в 1768 г. В 1781 г. прихожане просили разрешения построить каменную главную церковь Преображения, каковая и была скоро построена со вторым приделом Александра Невского. 26 сентября 1896 г. церковь освящена после обновления. Внутри главный храм был украшен лепкой. Колокольня четырехугольная трехъярусная 1781 или 1768 г."[2].
"В память посещения храма Императором Александром III 23 мая 1883 г. - в храме 5 мая 1884 г. начато и 19 октября 1886 г. закончено освящением сооружение второго придела во имя св. Александра Невского, устроенного на средства Ф. Н. Котова. В то же время перестроен, увеличен и отделан Петропавловский придел, также освященный 19 октября 1886 г."[3].
"Храм обновлялся в 1902 г."[8].
При нем существовало Преображенское 2-классное мужское церковно-приходское училище[6].
После 1917 г. и захвата большинства храмов в 1920-е гг. обновленцами ц. Преображения сделалась кафедральным храмом митрополитов московских - "Владимира, Макария (Алтайского), Евсевия Крутицкого, местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), Николая (Ярушевича)"[10]. Последний из них, митр. Николай, славился как проповедник: было издано 5 томов его речей и проповедей, большинство из которых обозначено: "произнесено в храме Спаса Преображения в Преображенском, в Москве". Незадолго до разрушения храма митр. Николай был отставлен от дел "по состоянию здоровья" - воспоминания о нем см.[7].
В 1955 г. в храме находились следующие замечательные иконы: "1) чудотворный образ Богоматери "Целительницы", перенесенный из Алексеевского монастыря (ныне находится в ц. Воскресения в Сокольниках. - П. П.); 2) чудотворный образ Богоматери "Отрада и утешение" - из храма Космы и Дамиана (какого? - П. П.); 3) чудотворный образ свв. Космы и Дамиана из той же церкви, при котором хранился древний серебряный крест с частицами их мощей; 4) образ "Знамения" Богоматери - список, сделанный в 1715 г. в новгородском Знаменском монастыре, с приписными на полях. Считается, что эта икона пожертвована в Храм Петром Великим; 5) икона Преображения Господня, с серебряно-вызолоченным окладом, надпись на котором сообщает, что образ пожертвован лейб-гвардии Преображенским полком в память о его пребывании в селе Преображенском в 1856 г. Икона большой величины; 6) образ свв. Петра и Павла в богатом серебряном окладе; 7) большой древний образ Иоанна Крестителя, весьма старинный; 8) образ св. Николая в серебряной ризе восхитительной чеканки; 9) икона Богоматери "Всех скорбящих радость" под деревянной резной золоченой сенью; 10) образ Св. Троицы: под такою же сенью"[10].
"В 1934 г. в храм был переведен прот. Вячеслав Стефанович Соллертинский, который настоятельствовал здесь до конца жизни. Умер в 1955 г. 83 лет от роду"[11].
"С 1956 г. по свою кончину в 1960 г. в церкви настоятельствовал прот. Владимир Феодорович Введенский"[12].
Храм был взорван в 1964 ., в ночь перед престольным праздником - с 10 на 11 июля. Этому предшествовала борьба прихожан в его защиту: они долго охраняли свою церковь, дежурили внутри по ночам, обращались с протестами во все инстанции, включая иностранные. Из-за границы в защиту Преображенского собора выступали 90-летний лорд Бертран Рассел, писатель Ф. Мориак и др.
Предлог для сноса был самый нелепый - якобы потребовалось именно здесь сделать вестибюль метро. На самом деле вестибюль выстроен метрах в двухстах восточнее, а на месте храма ныне пустой газон на углу площади и 1 улицы Бухвостова. Станция метро словно в насмешку называется до сих пор "Преображенская".
"В июле 1964 г., ночью с 10 на 11 июля, перед днем свв. апостолов Петра и Павла, в Москве был взорван храм во имя свв. апостолов Петра и Павла на Преображенской площади. Как сообщила печать, он был взорван под тем предлогом, что это место нужно городу для того, чтобы проделать в нем ход в метро"[9].
"Что сделал Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким, когда власти решили снести Преображенский храм в Москве (несмотря на протесты, заявления, заклинания, просьбы тысяч прихожан, которые в течение почти суток отказывались выходить из храма)? Поставил свою подпись под соответствующим документом, потому что каждое закрытие храма скрепляется архиерейской подписью, а затем позвонил в храм и предложил сдать его. Когда ему ответили, что никакого письменного распоряжения от властей нет, митрополит ответил: "Есть устное распоряжение"[14].
Это был единственный в хрущевское гонение снос действующего храма в Москве. Знаменательно, что в том же году на Покров, 14 октября 1964 г., Хрущева "сняли".
Иконостас Преображенского храма перенесен в церковь архангела Гавриила (Меншикову башню).
 
[1] Александровский, № 240.
[2] Рукопись Александровского, № 496.
[3] Синицын П. В. Преображенское. М., 1895. С. 72-79.
[4] Останкович Н. П. Путеводитель по московской Окружной железной дороге. М., 1912.
[5] Альбом Найденова. Ч. IV, текст к № 67.
[6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 433.
[7] Василий (Кривошеин), архиеп. Последние встречи с митр. Николаем (Ярушевичем) // Вестник РХД. Париж, Нью-Йорк, Москва. 1976. № 117. С. 209-219.
[8] Синодальный справочник.
[9] Константинов Д., прот. Гонимая церковь. Нью-Йорк, 1967. С. 281, 288.
[10] Введенский Д., прот. Храм Преображения Господня // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 10. С. 18-21.
[11] Там же. 1956. № 3. С. 16.
[12] Там же. 1960. № 8. С. 14.
[13] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт. 1978. Т. 3. С. 7.
[14] Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Джорданвилль. 1988. Ч. III. С. 71.
[15] Михаил. Положение церкви в советской России: Очерк бывшего священника. Иерусалим, 1931. 122 с.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Композитный ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Турово"

см. весь список

Из фондов проекта:
В память о воинах, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945
Городской военный мемориал с часовней Георгия Победоносца в Куровском.
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2019 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет