Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Северо-восточная часть
версия для печати

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках

Церковь Воскресения Христова у Сокольнической заставы, Кедровская церковь
 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках

Синонимы названия

Церковь Воскресения Христова у Сокольнической заставы

Обиходные названия

Кедровская церковь; Воскресенская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1909-1913   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторы
1909-1913:Толстых П. А.
1912-1914:Васнецов В. М. - интерьеры, внутреннее убранство (росписи)
Историческое исповеданиеПравославная
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Современный адресМосква, Сокольническая пл., 6
Телефон(499) 268-54-10; (499) 268-55-43
Webhttp://www.xbxc.ru/
Изображение
Церковь Воскресения Христова в Сокольниках (Москва). Вид с востока.
Церковь Воскресения Христова в Сокольниках (Москва). Вид с востока.

Дата съемки: 14 марта 2012 года
Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

всего изображений в галерее: 82

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.790985°N   37.677077°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Интерактивные образы интерактивные панорамы
Дата создания карточки18 августа 2008 года
Дата обновления карточки16 мая 2017 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 74-77
Церковь Воскресения Словущего у Сокольнической заставы
Песочный пер., 13, Русаковская ул., 51, Сокольническая пл., 5
"Закладка состоялась 29 июня 1909 г., совершена митр. Московским Владимиром"[13] - впоследствии новомучеником, причисленным в 1992 г. к лику святых.
"Строилась на пожертвования с 1909 г. по проекту архитектора П. А. Толстых. Председателем строительного комитета был о. Иоанн (И. Кедров). Освящена 22 декабря 1913 г.
Приделы: южный - во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость", северный - св. апп. Петра и Павла"[1].
"В северной части храма устроен придел на средства одного гражданина, внесшего на это 40 000 рублей и пожелавшего остаться неизвестным"[4].
"9.9.1916 г. в подклете освящена ц. Александра Невского"[3].
"Придел Петра и Павла освящен 4 янв. 1915 г. еп. Верейским Модестом"[14]. "Придел Богоматери "Всех скорбящих радость" - 18 окт. 1915 г. Иконостас о двух ярусах в готическом стиле из темного дуба. На северном столпе в массивном киоте помещена чтимая храмовая икона в дорогой ризе"[15]. "Подземный придел освящен 9 сент. 1916 г. Он сооружен в молитвенную память о почившем настоятеле о. А. К. Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Иконостас из кипариса и грушевого дерева, среди икон древние образа в ризах. Пожертвована и ценная утварь и облачения на престол и жертвенник из малинового бархата"[16].
Ныне этот придел упразднен, ранее расположенные в подклете хозяйственные склады Патриархии переведены под Москву в Софрино.
По преданию прот. И. Кедров, впоследствии погибший в лагерях, поставил храм алтарями не на восток, а на юг, в сторону Палестины, чтобы направить точно в сторону земной родины Спасителя. Первый хор был составлен из слепых.
В 1920-е гг. в ц. Воскресения в Сокольниках переносили чтимые святыни из закрывавшихся и разрушавшихся храмов. Ныне здесь находятся:
1. Знаменитая "Иверская" икона из Воскресенских ворот у Красной площади, где она стояла в Иверской часовне (см. часть "Китай-город"). Она стоит в северном приделе храма; бытующая легенда о том, что это будто бы не подлинная икона, а ее "заместительница", неточна - аутентичность подтверждается многими московскими православными старожилами, видевшими ее на старом месте (в том числе женщиной, дядя которой был старостой Иверской часовни).
2. Рядом с нею - Страстная икона Богоматери из разрушенного Страстного монастыря на нынешней площади Пушкина.
3. Тут же поставлена икона-заместительница Боголюбской Богоматери со стены Варварских ворот Китай-города. "В 1880 г. по ходатайству митр. Московского Иннокентия была построена часовня у Варварских ворот, в которую перенесли чудотворный образ, а над вратами поместили его точный список, также прославленный чудотворениями. В 1918 г. этот список был перенесен в храм Воскресения в Сокольниках и установлен в украшенном киоте в приделе Петра и Павла. По сей день Боголюбская икона - одна из самых почитаемых святынь Воскресенского храма[5].
4. Икона св. Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни Китай-города - и другие святыни.
Заступлением этих святынь, вероятно, во многом и сама церковь была обязана своим сохранением, ибо покушений на нее было в изрядстве.
"Храм Воскресения в Сокольниках был особенно уязвим, поскольку даже не стоял на учете как памятник архитектуры. Не вселял оптимизма и тот факт, что судьба церкви оказалась в руках властей Сокольнического района, особо славившихся неприятием всего, связанного с религией... Сюда перевезли Иверскую икону Богоматери из уничтоженной часовни у Воскресенских ворот. Видно, этот чудотворный образ и отводил беду от церкви, почти непрерывно подвергавшейся нападкам воинствующих атеистов.
Первый натиск храму пришлось отразить в печально известные дни конца 1929 г. Символично, что первая безбожная резолюция была принята на антирождественском вечере 24 декабря 1929 г. коллективом психиатрической больницы. При обсуждении доклада Тяпугина "Религия - тормоз пятилетки" санитарки и медбратья дома скорби состязались в богохульстве. Присутствующие сошлись на том, что "в условиях классовой борьбы при бурном росте промышленности СССР, при выполнении пятилетки с религией должна быть проведена упорная борьба. Рабочий класс, победивший буржуазию, не нуждается ни в каком Боге; объединением с наукой мы сбросили цепи рабства религии как ненужный хлам в дни так называемого Рождества". Собрание приняло решение: просить - Воскресенскую церковь закрыть и отдать медработникам под клуб, храм Тихона Задонского в Сокольниках ликвидировать и устроить там детсад, колокола с Петропавловской церкви на Преображенской площади снять. И совсем уж недвусмысленно, со всей беспощадностью голос гегемона звучал в резолюции, принятой рабочими сталинских мастерских и паровозных бригад на антирелигиозном вечере, устроенном 30 декабря.
Закрытия Кедровской церкви требовали ученики школы № 33, сотрудники сокольнического исправтруддома, коллективы фабрик "Буревестник" и Бабаева, инвалиды дома имени Радищева, работники макаронной и ватной фабрик. Заручившись моральной поддержкой в виде пачки из 26 резолюций, президиум Сокольнического райсовета, не сомневаясь в победе, обратился в Моссовет с просьбой о закрытии храма и передаче его здания под районный драматический театр. Решение районных властей поддержала и возглавлявшая Адмотдел Моссовета Подчуфарова. Вынужденная признать, что храм "находится в пользовании значительной по количеству группы верующих", она все же настоятельно советовала учесть требования рабочих и открыть в нем районный клуб. Полную безучастность к судьбе храма проявил и сектор науки Наркомпроса, представитель которого Благов сообщил, что в архитектурном и художественном отношении церковь, дескать, "ничего не представляет".
К пролетарской кампании были подключены и домашние хозяйки. На общем собрании они заявили о необходимости закрыть храм Кедрова, "тем более, что означенная церковь расположена рядом с парком культуры и отдыха, где проводится массовая просветительная работа, и наличие рассадников религиозного дурмана ни в коей мере не может быть терпимо". Вскоре домохозяйки пожелали устроить в храме свой клуб. А на общем собрании бойцов и командиров комполка Соколов с солдатской прямотой потребовал от районных властей немедленно открыть в здании храма Дом обороны. Слово военных оказалось, видимо, самым весомым, и президиум райсовета, выслушав сообщение Рабинкова, поставил вопрос о закрытии церкви и предложил "использовать ее под районный клуб Красной Армии и бывших красных партизан".
Моссовет, в свою очередь, получив жалобы верующих, решил до поры воздержаться от закрытия храма, объединившего сразу несколько приходов. Но Сокольнический райсовет и не думал сдаваться. Вслед за направлением в Моссовет обширного, на 32 страницах, доклада о необходимости ликвидации храма районные власти в ноябре 1932 г. приняли новое решение о закрытии Воскресенской церкви. Теперь уже на здание ее претендует Осоавиахим. Обращаясь к отцам города, председатель райсовета Ушаков и секретарь Эрдман жаловались, что многочисленные их ходатайства остаются без удовлетворения, а между тем "церковь расположена возле главного въезда в парк культуры и отдыха, где систематически проводится массовая работа и рабочие гулянья, что вызывает вполне справедливые нарекания, и наличие здесь церкви никак не может гармонировать с огромнейшей воспитательной и оздоровительной работой, возложенной на парк июньским Пленумом ЦК ВКП..."
В декабре 1932 г. решением президиума Моссовета участок, где стояла церковь, был неожиданно передан ВНИИ водоснабжения под строительство нового здания. Теперь и ученые-водоснабженцы сделались активными союзниками сокольнических властей и доказывали, что храм непременно нужно снести. Летом 1933 г. уже было приступили к проектированию нового здания, однако в августе секретарь Мосгорисполкома Брезановский уведомил ВНИИВ в том, что закрыть Воскресенский храм "не представляется возможным ввиду того, что указанная церковь обслуживает несколько общин закрытых окрестных церквей". Тогда упрямый Сокольнический райсовет, получив в пятый раз отказ, попытался выжить общину из храма. В сентябре 1933 г. он добился-таки от Моссовета разрешения превратить все полуподвальные помещения церкви в овощехранилище. Но Воскресенский храм, во многом благодаря сплоченности верующих, остался одним из непобежденных островков православия в безбожной Москве 30-х гг.[12].
После закрытия и разрушения храма Христа Спасителя в ц. Воскресения в Сокольниках переместилась главная "кафедра" обновленцев, числивших храм своим "собором" вплоть до возвращения его в 1944 г. Патриархии.
"В 1937 г. он был одним из семи обновленческих церквей Москвы. В 1944 г. настоятель прот. А. И. Расторгуев вернулся в Патриархию вместе со всем приходом"[9]. Здесь в феврале 1945 г. проходили заседания Поместного собора, избравшего Патриарха Алексия, о чем рассказывает памятная доска в северном приделе, а в 1948 г. - церковные торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви[10].
В 1979 г. прямо за храмом был выстроен безобразный высотный жилой дом в новом стиле "барокко", затмивший вид на церковь. Несмотря на то, что храм является выдающимся образцом церковной постройки эпохи "модерн" и воспроизведен в этом качестве в альбоме "Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг." (М., 1977, фото № 103), он не стоит на государственной охране, но лишь включен в список объектов, предложенных на государственную охрану в г. Москве. Вокруг сохранилась одновременная храму ограда начала XX в.; на звоннице в северной паперти висят 5 небольших колоколов, которые звонят по воскресным и праздничным дням.
"В левом приделе образ Господа Вседержителя, именуемый "в червленых ризах" - дар (! - П. П.) московского Алексеевского монастыря"[11].
 
[1] Александровский, № 557.
[2] Рукопись Александровского.
[3] Список Бахима, № 172.
[4] Московские церковные ведомости. 1915. 3 янв.
[5] Богословский Т. Боголюбская икона Богоматери // Журнал Московской Патриархии. 1945, № 10. С. 46-50.
[6] Путеводитель Машкова. С. 185 (проект храма).
[7] Акимов Александр, прот. Московская Боголюбская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 7. С. 16.
[8] Александров Г. Храм Воскресения в Сокольниках // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 4. С. 59-62.
[9] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт. 1978. Т. 3. С. 346, 399.
[10] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 33.
[11] Хитарин И. Древнерусские святыни Воскресенского храма. // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 2. С. 40-45.
[12] Козлов В. Чудом спасенные // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 17-18.
[13] Московские церковные ведомости. 1909. 4 июля. С. 473.
[14] Московский листок. 1915. 5 янв. Приб. к № 3.
[15] Там же. 1915. 19 окт. Приб. к № 239.
[16] Там же. 1916. 10 сент. С. 3.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Всевидящее око"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Песковатском"

см. весь список

Из фондов проекта:
Белокаменные церкви Подмосковья
Церковь Николая Чудотворца в Домодедово
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2017 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет