Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре

Обиходные названия

Преображенский собор ; Спасо-Преображенский собор ; Спасопреображенский собор ; Спаса Преображения собор ; Спасский собор

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1645-1647   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторы
1645-1647:Копыл Г.
1689:Никитин Г. (Кинешемцев Г. Н.) - интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи)
1900:Дикарёв И. М. - интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас)
1900:Соловьев С. У.
2010-е:Кузнецов А. С. - интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи)
Историческое исповеданиеПравославный
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Москва, Новоспасская пл., 4
Современный адресМосква, Крестьянская пл., 10, стр. 12
См. также
Изображение
Преображенский собор московского Новоспасского монастыря.
Преображенский собор московского Новоспасского монастыря.

Дата съемки: 3 апреля 2010 года
Фот. Шуров Олег

всего изображений в галерее: 112
посмотреть изображения всех храмов монастыря

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.731954°N   37.656361°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки8 мая 2008 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 300-305, 310-311
Собор Спаса Преображения посреди монастырского двора
"Построен в 1645-1647 гг. на месте древней церкви, сооруженной в 1491-1497 гг.
В подклете усыпальница бояр Романовых, при которой в 1902 г. устроена придельная церковь Романа Сладкопевца"[5].
"Впервые главный собор Новоспасского монастыря упоминается в Никоновской летописи под 1491 г.: "Тоя же (6999) весны повелением Великого князя Ивана Васильевича Архимандрит Спасский Афанасий заложил церковь каменную на Новом, Преображения Господа Нашего Иисуса Христа" и "Тоя же 7005 (1497) года осени сентября 18 в неделю священа бысть церковь каменна Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в монастыри на Новом Преосвященным Симоном митрополитом Всея Руси при Архимандрите Афанасии Щедрого". Вероятно, до сооружения каменного собора существовал деревянный, возведенный одновременно с перенесением монастыря на новое место. Однако сведений о нем пока не обнаружено.
В 1645 г. Михаил Романов решил на месте обветшавшего и сильно пострадавшего в годы польской интервенции храма возвести новый. Старый собор частично разобрали и возвели новые стены. Строительство продолжалось четыре года и завершилось в 1649 г. Девятнадцатого сентября храм торжественно освятили. Сохранились документы с именами мастеров, возводивших новый собор: ...Дмитрия Телегина, Микифора Кологривова, Ивашки Ахинфова, Гришки Копыла.
Но... внутри стен XVII в. сохранились части галереи древнего собора. Сегодняшние исследования Спасо-Преображенского собора позволяют предположить, что создателем первого каменного монастырского храма был кто-то из итальянских мастеров, приглашенных Иваном III для перестройки Московского Кремля.
Нынешний четырехстолпный, пятикупольный, трехапсидный собор по стилю и внешнему облику напоминает Успенский собор московского Кремля... и является вторым после него по величине собором города. Железные двери XVII столетия с изображением святых охраняют вход в храм. Его площадь немногим больше 900 м2, а высота от пола до центрального купола 32 метра.
В XVII в. из южного предалтария собора каменная лестница вела в верхнюю палатку, где в двух отделениях помещалась монастырская ризница. (В XIX в. каменную лестницу заменили металлической с промежуточной площадкой и литым ограждением.) Площадь ризницы 70 м2. Две трети помещения отделены металлической узорчатой решеткой, в которой - двустворчатая дверь с запором. За решеткой и хранились монастырские ценности"[26].
"Постройка собора начата царем Михаилом Феодоровичем в 1645 г., а закончена в царствование Алексея Михайловича. С западной и южной сторон паперти со входами. Сохранился древний пятиярусный иконостас с весьма ценными иконами. Древняя стенная роспись записана в позднейшее время, но может быть восстановлена. Западная паперть имеет внутри старинную роспись, изображающую родословное древо царей. В подклете находятся гробницы святителей и настоятелей монастыря, предков дома Романовых"[6].
"На стенах написаны события из жизни Спасителя и лики святых, а за правым клиросом фрески конца XVII в., изображающие царей Михаила и Алексея, в руках у них образ Феодоровской Божией Матери, которым инокиня Марфа Ивановна благословила на царство сына своего Михаила; храмовый образ богато украшен; в алтаре стены и своды расписаны изображениями Великого входа и Тайной вечери, где с апостолами изображены российские иерархи, отцы и учителя церкви; в паперти на стенах написаны изображения из истории древней философии, церкви и отечества, родословного древа росс. государей во весь рост; стенопись подновлена, кроме картины Страшного суда; в храме Преображения - чудотворная икона Нерукотворного образа Спаса, перенесенная из Вятки в 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича; послана была в поход против Степана Разина и в 1671 г. возвращена обратно"[1].
"После пожара 1747 г. наружный вид собора несколько изменен и переустроены 5 глав. В это же время устроен 5-ярусный иконостас, возобновленный после 1812 г. Внутри замечательна также икона Смоленской Богоматери, пожертвованная матерью царя Михаила старицей Марфой. В алтаре у жертвенника древняя икона Толгской Богоматери, современная основанию собора. Чудотворная икона Спаса Нерукотворного перенесена в Москву из г. Хлынова Вятской губернии 14 янв. 1647 г. повелением царя Алексея и поставлена в Успенском соборе, а в сентябре того же года перенесена в Новоспасский монастырь. В память перенесения этой иконы в Москву Фроловские ворота Кремля по указу царя Алексея переименованы в Спасские. Икона древнегреческого письма, украшена серебряной вызолоченной ризой с эмалью, бриллиантами и др. драгоценными камнями"[15].
"Собор принадлежит к тому типу храма, который несколько лет спустя был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православию. В 1639 г. собор был расписан изографом Оружейной палаты Ф. Зубовым и костромскими иконописцами. Эти росписи являются самым значительным памятником монументальной живописи Москвы конца XVII в. Фрески скрыты под позднейшими записями, за исключением стенописи узкого прохода в толще северной стены с изображениями стоящих фигур преподобных. Ряд фрагментов фресок снят со стен и расчищен - ныне в Третьяковской галерее и Историческом музее (а также Музее истории религии и атеизма в Ленинграде. - П. П.)"[7].
"Расписали собор только через четыре десятилетия после завершения строительства. Работы длились с мая по 14 сентября 1689 г. Расписывали храм мастера, работавшие с замечательным русским живописцем XVII в. Гурием Никитиным, признанным главой костромской школы русской живописи того времени. Дата росписи указана в надписи, опоясывающей три стены храма. А имена живописцев перечислены в круге на северной стене: Василий Осипов, Василий Козмин, Ефим Карпов, Макарий Иванов, Василий Васильев, Лука Марков, Федор Липин, Федор Логинов, Сила Савин.
На правом столбе северной части храма изображены Михаил Феодорович и Алексей Михайлович с рисунком Преображенского собора в руках. У этого столба находилось царское место.
В 1947 г. в торце северной стены собора Н. Н. Померанцевым был открыт замурованный проход. На стенах прохода сохранились изображения святых в обрамлении красочных декоративных растений. На паперти собора сохранились изображения древнегреческих философов и поэтов - Орфея, Гомера, Соломона, Платона, Птоломея, Ермия, Анахарсиса, Аристотеля, Иридиона. Эти фрески выполнены живописцем Федором Зубовым. На сводах и стенах галереи - сюжеты из Апокалипсиса. В простенках паперти стенопись посвящена истории распространения христианской веры в России. Здесь же, рядом с фигурой Андрея Первозванного изображен знаменитый философ XVI в. Максим Грек - учитель архимандрита Новоспасского монастыря Саввы Святогорца. На коробовом своде собора написано родословное древо русских царей. Княгиня Ольга и внук ее Владимир I поливают из алавастров корень царственного дерева. Царем Иваном IV и его сыновьями Феодором и Димитрием оканчивается древо.
С середины XIX в. живопись собора неоднократно подновлялась. В 1865 г. роспись была обновлена и частично даже переписана. В 1899 г. художник М. И. Дикорев вновь реставрировал фрески храма.
К сожалению, время не пощадило большую часть росписей. Работы по их раскрытию и укреплению продолжаются и по сей день художниками-реставраторами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината и Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации.
Первоначальный иконостас собора не сохранился"[26].
"Иконостас 1758 г. с древними иконами"[10].
"Во время крупных московских пожаров 1737 и 1747 гг., в также в 1812 г. иконостас собора сильно пострадал. Длина теперешнего иконостаса 22, высота - 24 метра. Семьдесят семь икон расположены в пять ярусов. Они относятся к XVII-XVIII вв.
У южной абсиды находится крыльцо, возведенное в русском стиле с главкой и мозаичной иконой над входом"[26]. Икона Спаса Нерукотворного; автор крыльца - акад. архитектуры С. У. Соловьев[23].
"Несколько ступеней ведут вниз, в подклет собора - усыпальницу бояр Романовых. В 1687 г. была составлена опись гробниц. Среди них: матери царя Михаила Феодоровича, его сестры, дочери, братьев, скончавшихся во младенчестве. Кроме Романовых, в усыпальнице погребены их родственники: князья и бояре Оболенские, Сицкие, Трубецкие, Ярославские, Нарышкины, Гагарины, Дашковы, Масальские, Куракины, Друцкие, Кольцовы, Еропкины, Бутурлины, Новосельцевы. Усыпальница сильно пострадала в 1812 г. Надгробия были поломаны и разбиты. В 30-е гг. XIX в. ее начали приводить в порядок. В 1857 г. гробницы облицевали плитами белого камня. В 1899 г. были сделаны новые каменные надгробья. В 1900 г. в восточной части усыпальницы устроили церковь во имя Романа Сладкопевца. Проект ее исполнил академик архитектуры С. У. Соловьев. В церкви установили медный позолоченный иконостас, иконы для которого написал художник Т. Гурьянов. Тогда же перестлали пол подольским мрамором в усыпальнице, а старые надгробные плиты заменили новыми. Одновременно был создан и ныне существующий портал входа.
Последний раз все пять глав собора золотили в 1905 г. Семен и Степан Скоблины"[26].
"В 1923 г. разрешено было иконостас церкви Романа Сладкопевца перенести в остававшуюся открытой церковь Николая чуд."[10].
С тех пор внутри собора находились различные учреждения, в последнее время - Московский исторический архив и склад, чрезвычайно испортившие интерьер храма. В конце 1970-х гг. их наконец вывели вон, а потом началась медленная реставрация. Первая служба вновь состоялась 22 марта 1991 г.[42]. У северного крыльца сохранилась каменная палатка.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 393-399; библиогр.
[2] Сытин. С. 704.
[3] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 64.
[4] Синодальный справочник.
[5] Александровский. С. 69 и № 65 – собор Преображения, № 75 - церковь Николая Чудотворца, № 104 - церковь Покрова, № 282 - церковь Сергия в колокольне, № 294 - церковь Знамения.
[6] Путеводитель Машкова. С. 162-164.
[7] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 469-470.
[8] Платонов. Москва и окрестности. Путеводитель. М., 1883.
[9] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 215.
[10] Рукопись Александровского, № (соответственно) 89, 386, 369, 370, 299 - стены и башни; XLI - кельи.
[11] Шамаро А. Ивановский монастырь // Наука и жизнь. 1978. № 2. С. 142-147.
[12] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 433.
[13] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 129-135.
[14] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 159.
[15] Московские церковные ведомости. 1895. № 33; 1897. № 3; 1901.
[16] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[17] Домшлак М. А. Архитектор Назаров. М., 1956. С. 40-48.
[18] Грабарь И. Э., Каждан Т. П. Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова. М., 1951.
[19] Материалы. С. 840.
[20] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[21] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975.
[22] Овсянников Ю. М. Московские монастыри. Дрезден, 1975 (на нем. яз.).
[23] Дмитриев И. Д. Московский Новоспасский монастырь в его прошлом и настоящем. М., 1909.
[24] Писарев Н. И. Утро в Новоспасском. М., 1841.
[25] Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 1843. 110 с.
[26] Морозов К. К. Памятник архитектуры - Новоспасский монастырь в Москве. М., 1982. 79 с.: ил.
[27] Мельников-Печерский П. И. Княжна Тараканова и принцесса Владимирская // Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 8. С. 245-428.
[28] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 87.
[29] Московский архитектурный мир. М., 1913. Вып. 2. С. 12.
[30] Корин П. Как гражданин России // Комс. правда. 1966. 27 июля.
[31] Попов П. Библиотека Новоспасского монастыря в Москве. М., 1904.
[32] Руднев О., свящ. Подвижница Московского Ивановского монастыря инокиня Досифея. М., 1888. 20 с.
[33] Иеромонах Адриан. У Всемилостивого Спаса: Краткое описание ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1821.
[34] Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятые Богородицы. М., 1803.
[35] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 47.
[36] Правда. 1922. № 79.
[37] Революция и Церковь. 1919. № 1. С. 27.
[38] Там же. № 6-8. С. 109.
[39] Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15.
[40] Мильчаков А. Поиск новых адресов захоронений продолжается // Вечерняя Москва. 1990. 12 июля.
[41] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.
[42] Исатов Ю. Преображение началось! // Рус. вестник. 1991. № 6. С. 12.
[43] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 51.
[44] Возрождение древней обители // Моск. церковный вестник. 1991. № 5. С. 11.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Катапетасма"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пречистом Бору"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Нерехтского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2019 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет